Модели организации дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:22, реферат

Описание

Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, войдет, по мнению экспертов, в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе, встречаются такие его варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning), но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение", который мы и будем использовать в дальнейшем.

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

3.            Модели организации дистанционного обучения. .      

Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, войдет, по мнению экспертов, в 21 век  как одна из наиболее эффективных  и перспективных систем подготовки специалистов. Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе, встречаются такие его варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning), но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение", который мы и будем использовать в дальнейшем.

Дистанционное обучение - это разновидность заочного образования, предусматривающая активный обмен  информацией между учащимися  и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующая в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудио-визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации).

Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining) - комплексную систему, включающую планирование, распространение и управление программами обучения, использующую для этого передовые средства дальней связи.

Современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной  учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также  подтвердили что качество и структура учебных курсов равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных форма обучения. По мнению известного американского ученого Питера Найта именно современные средства НИТ, широко используемые сегодня в дистанционном обучении, позволили этой форме массового обучения стать эффективной. "Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и World Wide Web, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлятьэтим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред".

Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в этом случае дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения. По мнению Питера Найта электронное дистанционное обучение будет наиболее перспективным направлением в образовании 21 века. И в то же время подобное обучение должно строиться на уже освоенных, успешно прошедших апробацию методиках как заочного, так и очного обучения, отбирая наиболее эффективные и прогрессивные из них. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давая возможность любому человеку учить то, что он хочет, тогда и там, когда и где он хочет и на том языке, на котором он хочет.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале 20-го столетия. С тех пор во многих странах мира действует четко налаженная система заочного обучения при котором можно получить среднее, среднее специальное, высшее образование или повысить свою квалификацию на базе различных учебных заведений. Заочное обучение в этом случае означает самостоятельное индивидуальное изучение различных источников знаний (как правило, учебных пособий и встречи с преподавателями только 1-2 раза в год в периоды экзаменационных сессий.

В нашей стране заочное  обучение получило широкое распространение. Заочно можно получить высшее образование (например, в МГЗПИ), изучить иностранный  язык, подготовиться к поступлению  в вуз (например, в заочной физико-математической школе при МИФИ) и т.д. Однако качество подобного обучения зачастую оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении в связи с плохо налаженным взаиможействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля за учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями.

Более того, при существующей традиционной системе получения  среднего и высшего образования, включая заочное, всегда определяется некая категория потенциальных  студентов, которые никогда таковыми не станут из-за невозможности оторваться от основной деятельности, состояния своего здоровья, материального положения, неудобства следования определенному расписанию занятий и т.п. Существующая для такой категории учащихся система заочного образования имеет много недостатков, один из которых - необходимость самостоятельно планировать и распределять свои усилия в связи с недостатком обратной связи с преподавателями и организаторами обучения. С появлением средств НИТ и телекоммуникаций, в частности, был найден альтернативный выход - дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - как дальнейшее развитие системы  заочного обучения - предусматривает  активный обмен информацией между  учащимися и преподавателями, а  также между самими учащимися, что  предопределяет его эффективность  и большие перспективы для использования в системе образования.

За последние два  десятилетия дистанционное обучение получило не только свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва - использования  новых коммуникационных технологий (компьютерных телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио- и видеотехнологий), позволивших обеспечить постоянное интерактивное взаимодействие между участниками обучения невзирая на их географическую удаленность друг от друга.

В зависимости от выбора средств дистанционного обучения и форм коммуникации сейчас можно выделить три вида технологической организации дистанционного обучения:

"Единичная медиа"

Данная модель предполагает использование какого-либо о средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

"Мультимедиа"

При данной модели дистанционного обучения используются средства обучения - учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и  видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону" при ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п.

"Гипермедиа"

Это модель дистанционного обучения третьего поколения,которая  предусматривает использование  новых информационных технологий при  доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Наиболее перспективными технологиями при дистанционном  обучении считаются компьютеризированное обучение и интерактивный видеодиск.

Ориентируясь не только на технические средства организации  дистанционного обучения, а прежде всего на формы и методы организации  обучения, Е.С. Полат выделяет шесть  моделей дистанционного обучения, получивших сейчас наибольшее распространение в мировой практике. При этом, независимо от конкретной модели обучения основные цели подобного образования на расстоянии оказываются сходными и их можно свести к следующему:

Дать возможность  обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих  экзаменов (экстернат).

Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

Наиболее широкое  развитие дистанционное обучение получило в настоящее время в тех  странах, где для этого сложились  соответствующие предпосылки, а  именно: хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура, наличие большой территории страны (где есть немало труднодоступных или удаленных от центра районов) и развитая система традиционного образования. Это прежде всего такие страны как США, Канада, Австралия и Великобритания. В этих странах действуют различные учебные заведения и образовательные телекоммуникационные сети, позволяющие всем желающим пройти дистанционное обучение, например:

The Open University (Великобритания)

GLOSAS (США)

Telenet (США)

Contact North (Канада)

PC Teletraining Network (США)

UNISA (Университет  Южной Африки) В России и многих  других странах дистанционное  обучение до сих пор не применялось  в широком масштабе из-за ряда  объективных причин - в основном, из-за недостаточно высокого уровня  развития средств телекоммуникации. Однако в последнее время созданы ситуация начала резко меняться к лучшему. Более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами. Так, например, широкое развитие средств компьютерной телекоммуникации в нашей стране привело к формированию региональных и глобальных телекоммуникационных сетей (в том числе и напрямую сориентированных на систему образования).

Телекоммуникационные  услуги стали доступны для учителей и учащихся - уже немало школ работают в сети. Однако, до сих пор методическое и информационное "наполнение", сориентированное на дистанционное обучение отсутствует. И все же сейчас существуют вполне реальные перспективы развития системы дистанционного обучения с использованием компьютерных телекоммуникаций.Слияние же преимуществ дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:

решить проблему интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся, преподавателя  и учебной группы, отдельного учащегося  и учебной группы;

обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

обеспечить учащихся учебными материалами и учебной  информацией, хранящимися на разнообразных  информационных серверах и в базах  данных телекоммуникационных сетей;

развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной "информационной навигации";

обеспечить вариативное  обучение учащихся с помощью смодулированного материала курсов;

обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально  построенного курса;

эффективно использовать имеющиеся у учащихся на работе (или  дома) средства НИТ как составной  части обучения;

интегрировать отечественную  и зарубежную систему образования, предоставляя учащимся возможности  получить образование как в России, так и за ее пределами;

возможность учиться  всем и всегда (независимо от их возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удаленности от центра обучения и т.д.).

Кто же более всего  заинтересован в дистанционном  обучении? На каком из уровней системы  непрерывного образования дистанционное обучение окажется наиболее эффективным? Рассматривая здесь систему среднего образования мы можем выделить следующие сферы образования, в которых дистанционное обучение может оказаться просто незаменимым.

Во-первых, это заочное обучение учащихся общеобразовательных школ отдаленных регионов. Нередко возникает ситуация, когда в сельских или поселковых школах (а иногда и в городских) подобных регионов катастрофически нехватает учителей предметников или просто нет специалистов, которые могут вести только что появившиеся учебные предметы и курсы.

Более того, не все  талантливые, особо одаренные дети, проживающие в удаленных от Центра районах, могут получить доступ к  специальному образованию, раскрыть свой интеллектуальный потенциал, получить консультации по самообразованию и дальнейшему изучению интересующей их области знаний. Многие учащиеся - выпускники - из удаленных регионов не могут во-время получить информацию об условиях и приемных экзаменах в ведущих вузах страны, имеют изначально неравные шансы при поступлении (поскольку не могут пройти обучение на подготовительных курсах). Во всех этих случаях дистанционное обучение может принести реальную пользу, давая таким детям шанс не только получить хорошее среднее образование непосредственно у себя дома, но и наладить прямой контакт с ведущими вузами страны, что в корне меняет ситуацию с информационной изолированностью школ из удаленных регионов страны.

Во-вторых, мы часто  забываем о том, что огромное количество детей и взрослых не имеет возможности получить образование из-за того, что они являются инвалидами и не могут посещать учебные заведения (а как относятся учителя школ к качеству своей работы с детьми-"надомниками", к сожалению, известно всем). Поэтому для таких категорий учащихся дистанционное обучение может стать одной из немногих (или даже вообще единственной) "форточек" в открытый мир.

Информация о работе Модели организации дистанционного обучения