Модульная технология обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2

1. Теоретические основы технологии……………………………………......3 - 4

1.1. Подготовительный этап……………………………………………4 - 6

1.2. Организационный этап…………………………………………….6 - 7

1.3. Выводы и рекомендации………………………………………......7 - 9

2. Технологии модульного обучения……………………………………….9 - 11

2.1. Принципы модульного обучения………………………………11 - 19

2.2. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении…………………………………………………………… 19

Заключение ………………………………………………………………... 20 - 21

Список литературы……………………………………………………………... 22

Работа состоит из  1 файл

курсовик по коришеву.docx

— 73.83 Кб (Скачать документ)

     На  рис. 1. представлена структурная схема обучающего моду­ля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабора­торных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь со­ответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза. Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

    

Рис. 1. Структурная схема обучающего модуля

2.1. Принципы модульного обучения

Теория  модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со­держания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (ПА Юцявичене).

     Рассмотрим  подробнее каждый. Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

•  Учебный  материал нужно конструировать таким  образом, что­ бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;

•  Он должен быть представлен настолько  законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

•  В  соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные  виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках моду­ля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.

     Данный  принцип сходен с принципом деления  учебного мате­риала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля. Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил.

В интегрированной  дидактической цели надо выделять структуру частных целей;

•  достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

•  совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.

     Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из при­чин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

•  Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;

•  Конструируя  элементы различных модулей, можно  создавать новые модули;

•  Модуль должен быть Представлен в такой  форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

     Принцип действенности и оперативности  знаний и их системы. В звеньях  сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения. Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний мож­но говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специ­альных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

     Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:

• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.

• Для  достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.

•   Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к  усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.

•   Необходимо ясно показать возможности  переноса знаний из одного вида деятельности в другой. Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Реализация  принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:

•   При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний.

•   Она должна быть организована таким  образом, чтобы по ее результатам  можно было легко построить индивидуализировайную структуру конкретного модуля.

•   Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого.

•   С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения.

•   Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.

•   Методическая часть модуля должна строиться  таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.

•   Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

     Принцип осознанной перспективы требует  глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Не­обходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения. Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

     При реализации принципа осознанной перспективы  в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

•   Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период).

•   В ней точно указывается комплексная  дидактическая цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.

•  В  нее входит программа учебных  действий для достижения намеченной цели, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.

•  В  начале каждого модуля обязательно  нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности.

•  В  начале каждого элемента следует  точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности. На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюдении этого условия в процессе учения возникает много сложностей, в частности, из-за

неумения  обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый для данных условий или их сочетания.

     Пути  решения этих проблем раскрывают педагогические правила, реализация принципа разносторонности методического консультирования:

•  Учебный  материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.

•  Должны быть предложены различные методы и  пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.

•  Необходимо осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут выступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции конкретного содержания.

•  Педагог  может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным схемам.

• В  тех случаях, когда преподаватель  сам строит модуль, жела­тельно в  его содержание включить используемые им методы обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.

Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уделяется особое внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправление. Необходимо сосредоточить внимание на создании базисно­го условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым информации второму? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего делает «информационные инъекции», забывая о необходимости использования других функций.

     Эффективным педагогический процесс будет при  условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и при­ходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской Деятельности и т.п.

     Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогических проблем:

•  Модульная  программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня.

•  Она  призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого про­явления консультативно- координирующей функции.

•  Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения.

• В  процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.

Информация о работе Модульная технология обучения