Морфемика и словообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:50, реферат

Описание

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Содержание

Морфемика и словообразование
Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
Классификация морфем русского языка
Корень
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Окончание
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Основа
Принципы морфемного анализа слова
Алгоритм морфемного членения основы
Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
Нулевой словообразующий суффикс
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Предмет и основные понятия словообразования
Средство и способ словообразования
Способы образования самостоятельных частей речи
Существительное
Прилагательное
Числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую
Словообразовательный разбор слова

Работа состоит из  1 файл

руск. яз курсов..doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

   Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся  характером выражаемого ими грамматического  значения  
 

   Окончание 
 

   Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

   Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

   Окончания есть только у изменяемых слов. Нет  окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

   У некоторых  сложносоставных существительных  и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

   Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

   Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

   Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

   1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик  — И. п., стол  — И. / В. п.;

   2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь ;

   3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран , солдат , болот .

   Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей  — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

   Достаточно  распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

   гений , гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому

   армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.

   4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив , умен ;

   5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число И. п.  син-ий лисий- 
  Р. п. син-его лисьj-его
Д. п. син-ему лисьj-ему
В. п. =и. п. / в. п.  
Т. п. син-им лисьj-им
П. п. син-ем лисьj-ем.

   Такую морфемную  структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

   6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л-  (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;

   7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

   8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- . 
 

   Формообразующий суффикс. Модификации  глагольной основы 
 

   Другим видом  формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

   В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

   В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

   Исторически сложилось, что у большинства  глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

   Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

   Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).

   Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

   Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

   У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

   Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.

   Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

   Разные глагольные формы образуются от разных основ.

   От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы  прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

   От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

инфинитивная  основа прош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл.
основа наст. / буд. времени н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

   Это хорошо видно у тех глаголов, в которых  представлено чередование согласных:

   писа-ть — писа-л-  (бы) — писа-вш-ий

   пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

   В глаголе  представлены следующие формообразующие суффиксы:

   1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

   В 1 и 3 учебных  комплексах показатель инфинитива описывается  как окончание. Это связано с  тем, что в этих комплексах, в отличие  от комплекса 2, не вводится понятие  формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

   2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л) и -Æ-: нёс-Æ-  — ср.: нес-л-а.

   3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л-  бы, нёс-Æ-  бы.

   4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ).

   Для пояснения  того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.: читай-Æ-те).

Информация о работе Морфемика и словообразование