Морфологическая система языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Морфология (от греч. морфо 'форма' и логос, 'учение' буквально 'учение о форме') это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. Морфология изучает правила изменения слов, знание которых необходимо для построения предложения. Одна из основных особенностей грамматического строя русского языка обязательное изменение формы большинства так называемых знаменательных (самостоятельных) слов при формировании словосочетаний и предложений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Морфология как основа языковой системы…………………………5
Понятие системы и структуры языка………………………………….......5
Морфология как раздел грамматики……………………………………....8
Морфологическая классификация языка…………………………..…….11
Глава 2. Морфологические морфемы, словоформы, парадигмы и категории…………………………………………………………………….......14
2.1. Грамматические значения слов и морфологические категории…….......14
2.2. Морфологическая парадигма и словоформы……………………………..18
2.3. Морфемы и их классификация. Формообразовательные морфемы…….22
Глава 3. Современные проблемы морфологической системы языка………..27 3.1. Проблема продуктивности словообразовательных моделей………....….27
3.2. Проблема системности языковых изменений в морфологии……...……. 31
Выводы…..……………………………………………………………………….33
Список использованных источников …………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

КУРСАВОЯ.docx

— 65.49 Кб (Скачать документ)

формальные классы слов (например, нем. конъюгационные классы сильных и слабых глаголов или же деклинационные классы имён существительных разных типов склонения, в которых их неодинаковое формообразование не мотивируется семантически). [11-c.57]

Грамматические категории  вместе с противопоставленными внутри каждой из них грамеммами обеспечивают системную организацию морфологического компонента данного языка. 
Грамматическим категориям слов как языковым сущностям могут ставиться в соответствие так называемые логические (внеязыковые) категории. Так, например, может проводиться различие между физическим временем, логической категорией времени и грамматической категорией времени. В рамках теории функциональной грамматики, развиваемой А.В. Бондарко, морфологическая категория квалифицирутся как структурный центр, вокруг которого формируется функционально-семантическая категория куда включаются, кроме морфологических,  лексические и интонационные средства. Так, центр функционально-семантического поля темпоральности образует грамматическая категория времени. [11-c.62]

2.2. Морфологическая  парадигма и словоформы 

Словоформа, слово, рассматриваемое как представитель определенной лексемы и определенной грамматической формы, например, лесом(= лес: твор. п. ед. ч.), идет (= идти: изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед. ч.) и т.п. В частном случае лексема может состоять из одной словоформы: например, лексема вчера имеет единственную грамматическую форму и, таким ообразом, состоит из единственной словоформы вчера.[4-c.366]

Если рассматривать словоформу как двустороннюю единицу, то в качестве ее внутренней стороны выступает  «полностью охарактеризованная лексема», т.е. лексема с указанием всех грамматических значений, присущих данной словоформе. В качестве внешней стороны  словоформы может выступать: на морфемном  уровне – цепочка морфем, на  морфонемном  уровне – цепочка морфонем, на фонемном уровне – цепочка фонем на орфографическом уровне – цепочка букв (например, сапоги,вижу). Две внешне различные словоформы, у которых совпадает внутренняя сторона, являются вариантами друг друга: например, водой водою. Возможна также омонимия словоформ, например: попугай (существительное) и попугай (глагол в императиве),рыбы (род. п. ед. ч.) и рыбы (им. п. мн. ч.).[4-c.366]

Совокупность всех словоформы данной лексемы образует ее парадигму.

В синтагматическом аспекте  словоформа характеризуется относительной  автономностью (отдельностью), проявляющейся  на разных уровнях по-разному. Наиболее универсальное проявление отдельности  – синтаксическая цельность (подвижность + непроницаемость). Подвижность отличает словоформу от морфемы, а непроницаемость  – от словосочетания. В соответствии с этим критерием русские местоимения типа никто, ничто или немецкие глаголы с так называемыми «отделяемыми приставками» (eintreten «входить», auffressen «поедать») должны трактоваться как сочетание двух словоформ, так как между их компонентами возможна вставка: ни к кому, ни

к чему, а в случае с немецкими глаголами не только вставка, но также и перестановка: Er tritt ins Zimmer ein «он входит в комнату».[12-c.400]

Во флективных языках словоформа обычно обладает не только синтаксической, но и морфологической цельностью: так, иван-чай – это единая словоформа (так как грамматическое оформление при помощи служебных морфем получает вся единица в целом: иван-чая, иван-чаю и т.д.), а город-герой – сочетание двух словоформ, характеризующееся «раздельнооформленностью» (каждый компонент получает свое оформление: города-героя, городу-герою и т.д.).[12-c.400]

Во многих языках орфография включает правила слитного и раздельного  написания; в этом случае выделяется «графическая» (или «орфографическая») словоформа, определяемая как промежуток между двумя пробелами на письме. Обыкновенно орфография ориентируется  на границы словоформ, обладающих синтаксической цельностью, однако иногда перевешивает соображение в пользу критерия морфологической  цельности: в этом случае одна синтаксическая словоформа состоит из двух морфологических  словоформ, которые пишутся раздельно, т.е. выступают как отдельные графические  словоформы; таково написание русской  энклитики ли и англ. послелогов.[12-c.401]

Парадигма

Парадигма— 1) в широком смысле — любой  класс лингвистических единиц, противопоставленных  друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего — совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями;  2) модель и схема организации такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле — синоним термина.В зависимости от уровня, к которому относят выделяемый класс единиц, говорят о

морфологич., синтакснч., лексич. н словообразоват парадигмы. В принципе в одну парадигмы объединяются языковые единицы, к-рые могут быть поставлены в соответствие одному объекту илн явлению; значению, ситуации, слову, классу слов и т. п. Понятие парадигмы  было введено в антич. грамматике для обозначения образца словоизменения как отражающего варьирование форм одного слова. Традиционный способ рассмотрения этих форм в лат. и греч. грамматиках состоял в распределении слов и их классификации по типам склонения для имен и спряжения для глаголов и в описании каждого типа таблицей — парадигмы., к к-рой следовало обратиться, чтобы получить представление о формах др. членов того же типа  . Классически грамматика устанавливала, т. о., не правила, а модели образования форм, предлагая их конечный набор списком; понятие морфологнч. П. получило широкое распространение в научных и нормативных грамматиках как упрощающее описание языка и отражающее его систем ный характер и сделалось одним из кардинальных в описании морфологии флективных языков. Морфологическая П. изображается обычно как таблица форм, устанавливающая соответствие записанных в ее левой части грамматич. значений обозначенным в правой части средствам их выражения — флексиям или др. формативам; подобная запись передает модус существования каждой формы в статике, а также процесс ее образования и отражает совокупность всех форм определ. грамматич. значений одной лексемы. Морфологич. П. отражает реализацию грамматических категорий (рода, числа, падежа и т. д.) и характеризуется: наличием стабильной, инвариантной части (корня, основы), выражающей

идею тождества  лексемы во всех ее грамматич. видоизменениях; фиксацией конечного перечня грамматич. значений и их комбинаторики и. следовательно, наличием в П. точно определенного числа звеньев пли позиций, что и делает П. закрытым классом форм; однозначным

соответствием позиции и связанного с иею спец. форманта; строгим порядком расположения членов. Структура морфологнч. П., т. о., определяется инвентарем грамматич. категорий, характеризующих отд. части речи и взаимосвязи их грамматич. значений. Парадигма слов одной части речи имеют одинаковое внутр. устройство, одинаковый набор окончаний для одного типа склонения или спряжения, объединяют подобные наборы основ, а также нередко характеризуются сходными акцентными и/или морфонологич. явлениями. Морфологич. П. делятся на большие и малые, полные и неполные . Большая П. представляет собой объединение малых, или частных: так, полная П. прилагательного в рус. яз. включает от 24 до 29 форм, распределяющихся по ряду частных П. муж., жен. и ср. рода ед. ч., П. мн. ч., П. кратких форм прилагательных и их степеней сравнения. В дефектной П. часть ее позиций (клеток) оказывается незаполненной. Пытаясь ограничить и уточнить критерии, на основании к-рых языковые единицы могут быть объединены в одну П., нек-рые ученые ставили, напр., условие взаимозаменимостн или выполнения одной роли в системе языка — т. е. наличие определ. формального признака. Отсюда возникает понятие синтаксической Парадигма. в трансформационной грамматике как ряда структурно различающихся, но семантически соотносительных синтаксич. конструкций — предложений или словосочетаний, связанных в силу их семантнч. близости отношениями перифразы. Синтаксич. П. определяется и более строго — как комплекс коррелирующих синтаксич. структур, различающихся, по крайней мере, одной морфемой . [12-c.401]

2.3. Морфемы и  их классификация. Формообразовательные  морфемы  

В морфемы решаются два основных вопроса:

1) как классифицируются морфемы русского языка,

2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны  оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.[5-c.92]

В курсе лексикологии изучаются слова — грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.

Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.[5-c.92]

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.[3-c.240]

Классификация морфем  

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятсяна словообразующие и формообразующие.                                    Корень 
       Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.[5-c.93]

Определение корня как «общей части  родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку  в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном  слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Однако есть слова, в которых  основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе  не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих  только из корня. Это служебные слова (но,над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.[5-c.93]

Корни, которые могут употребляться  в слове самостоятельно или в  сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.[4-c.312]

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как  и другие виды морфем, обязательно  имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или  словообразующих морфем: окончания  и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие  суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического  значения [3-c.240] 
Окончание 
      Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ыйученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ыйученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у  изменяемых слов. Нет окончаний у  служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний  в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные  грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.[5-c.93]

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого  слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, 

отсутствие, которое несет  определенную информацию о том, в  какой форме стоит слово. Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа:мальчик  — И. п., стол  — И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа:ночь ;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран , солдат , болот .

Информация о работе Морфологическая система языка