Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:38, контрольная работа
Ведущими отечественными и зарубежными учеными: физиологами, психологами, педагогами, психиатрами, а также философами доказано, что многие психические различия по глубине, интенсивности эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу энергичности действий и другие динамические особенности психической жизни, поведения и деятельности определяются типом темперамента (Гиппократ, Клавдий Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Я. Стреляу, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др.).
Введение
Сопоставление методик диагностики мотивационной готовности к школе
Результаты исследования
Проявление особенностей у дошкольников
Сравнительный анализ социальных представлений у детей
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Ведущими отечественными и зарубежными учеными: физиологами, психологами, педагогами, психиатрами, а также философами доказано, что многие психические различия по глубине, интенсивности эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу энергичности действий и другие динамические особенности психической жизни, поведения и деятельности определяются типом темперамента (Гиппократ, Клавдий Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Я. Стреляу, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др.).
Возникновение относительно
устойчивых форм поведения, изучение типа
поведения детей с
Сопоставление методик
диагностики мотивационной
Гипотеза исследования: дети, мотивационно готовые к школе, в большей степени ориентированы на учебные занятия, чем на игровые, что должно выявляться с помощью соответствующих методик.
1. Методика "Сказка" - экспериментальная
методика, позволяющая определить
доминирование познавательного
или игрового мотива в
2. Методика "Внутренняя
позиция школьника" - опросник, с
помощью которого можно
3. Методика "Мотивационные предпочтения" - проективная методика, позволяющая выявить отношение ребенка к учебной, игровой и трудовой деятельности. В процессе выполнения методики ребенок осуществляет ряд положительных и отрицательных выборов занятий, изображенных на карточках. На основании этих выборов делается вывод о положительном или отрицательном отношении ребенка к данным видам деятельности.
Соотнесение результатов
методик проводилось следующим
образом. По результатам выполнения
методик "Сказка" и "Внутренняя
позиция школьника" были выделены
группы детей с различным уровнем
мотивационной готовности к школе:
высоким, средним и низким. Эти
группы испытуемых сравнивались по частоте
встречаемости у детей
Результаты исследования
Сравнение мотивационных
предпочтений детей с высоким
уровнем мотивационной
1. дети с высоким уровнем
мотивационной готовности к
2. дети с высоким уровнем
мотивационной готовности к
3. дети с высоким уровнем
мотивационной готовности к
Таким образом, дети с высоким
уровнем мотивационной
Группа детей со средним
уровнем мотивационной
Сопоставление методик Н.И. Гуткиной "Сказка" и "Внутренняя позиция школьника" и методики Д.В. Солдатова "Мотивационные предпочтения" показывает общую тенденцию изменения мотивационных предпочтений в связи с формированием мотивационной готовности к школе: с улучшением показателей мотивационной готовности к школе возрастает предпочтение детьми учебных занятий и убывает предпочтение детьми игровых занятий.
Результаты по методике "Мотивационные предпочтения" показывают, что очень низкому уровню мотивационной готовности к школе (когда игровой мотив доминирует над познавательным мотивом, и внутренняя позиция школьника отсутствует) соответствует не отрицательное, а нейтральное, безразличное отношение к учению. Отрицательное отношение к учению у учащихся первых классов встречается очень редко.
Проявление особенностей у дошкольников
Существующие противоречия во взглядах на эти проблемы делают их наиболее актуальными, а их рассматривание во взаимосвязи поможет адекватно разобраться в истине.
Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они учатся, трудятся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы несомненно обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов.
Психика каждого человека
уникальна. Ее неповторимость связана
как с особенностями
Темперамент заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную структуру. Нет лучших и худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
Таким образом, в динамических чертах психики обнаруживаются как особенности устремлений, действий, так и переживаний. Сфера проявлений темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.
Детей отличают (и чем
младше ребенок, тем в большей
степени) некоторые признаки слабости
типа нервной системы, что означает
не только малую выносливость, но и
более высокую
Характерны для детских
возрастов также интенсивность
эмоциональных переживаний и
их неустойчивость. Весьма обычный, например,
стремительный переход от горестных
слез к улыбке, веселью. Слабость нервной
системы удивительным образом сочетается
в годы детства с быстрым
Возможность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; у холериков - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
При внимательном отношении
к детям с отклонениями в поведении
можно заметить, что немалую роль
в возникновении трудностей играют
отрицательные эмоциональные
Агрессивность у детей
проявляется в виде требований, перерастающих
к угрозам, драк, порчи предметов
и изделий, приготовленных другими
детьми. Не каждое проявление агрессии
может считаться нарушением. Чаще
всего агрессия, выражающаяся в гневе,
направлена на устранение препятствий
для достижения цели. Применение коррекционных
методов полностью зависит от
характера тех причин, которые
обусловили агрессивное поведение.
Выбор методики коррекции происходит
с учетом конкретного случая и
конкретного ребенка. Задача заключается
в том, чтобы находить пути, формы
и методы воспитания положительных
черт характера и норм поведения
применительно к особенностям типа
нервной деятельности (темперамента)
воспитанника. Обучение и воспитание
должны преодолевать недостатки того
или иного типа, развивать его
положительные стороны. Учитывая свойства
темперамента нужно так организовать
деятельность каждого дошкольника,
чтобы постепенно все менее и
менее редко проявлялись
Сравнительный анализ социальных представлений у детей
Изучение социальных представлений имеет длительную историю, этой проблематике посвящены работы таких авторов как С. Московичи, Ж. Пиаже, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др. К понятию "социальные представления" достаточно близки такие термины отечественной психологии как "гражданская идентичность", "социальная идентичность", "этническая идентичность" (В.С. Мухина, Т.Г. Стефаненко и др.), хотя содержательное наполнение их специфично для каждого из авторов.
Тем не менее, можно говорить о том, что процесс формирования социальных представлений в детском возрасте недостаточно освящен в современной психологии.
Описываемая здесь работа
направлена на изучение проблематики
развития социальных представлений
на примере представлений
Рассматривая социальные представления, принято выделять когнитивную и перцептивную стороны. Изучению первого из указанных компонентов и посвящено наше исследование.
Нами было сделано предположение о том, что структурные компоненты когнитивной составляющей социальных представлений присутствует уже в старшем дошкольном возрасте.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были проанализированы рисунки и высказывания о России детей старшего дошкольного возраста. Им предлагалось рассказать и нарисовать, что они знают о России. Для этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?" Взаимодействие с каждым испытуемым носило индивидуальный характер.
Выборку составили дети, посещающие различные ДОУ г. Москвы в возрасте от 5 до 7 лет. В общей сложности в исследовании приняло участие 65 детей (31 мальчик и 34 девочки).
Для классификации рисунков и высказываний необходимо было составить представление о содержании компонентов структуры социальных представлений у взрослых. Для этого нами было проведено пилотажное исследование. Его частниками стали 49 человек в возрасте от 17 до 23 лет, в основном - студенты различных ВУЗов Москвы. Им предлагалось написать небольшое эссе, в котором они в свободной форме рассказывали о том, что они знают о России. Также предлагалось дополнить сочинения рисунками, иллюстрирующими их представление о России.
Результаты пилотажного эксперимента позволили выделить следующие содержательные компоненты:
1. Историко-географический аспект представлений о России