Мотивация к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание

Ведущими отечественными и зарубежными учеными: физиологами, психологами, педагогами, психиатрами, а также философами доказано, что многие психические различия по глубине, интенсивности эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу энергичности действий и другие динамические особенности психической жизни, поведения и деятельности определяются типом темперамента (Гиппократ, Клавдий Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Я. Стреляу, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др.).

Содержание

Введение
Сопоставление методик диагностики мотивационной готовности к школе
Результаты исследования
Проявление особенностей у дошкольников
Сравнительный анализ социальных представлений у детей
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мотивация к школьному обучению.docx

— 28.11 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  1. Введение
  2. Сопоставление методик диагностики мотивационной готовности к школе
  3. Результаты исследования
  4. Проявление особенностей у дошкольников
  5. Сравнительный анализ социальных представлений у детей
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущими отечественными и зарубежными учеными: физиологами, психологами, педагогами, психиатрами, а также философами доказано, что  многие психические различия по глубине, интенсивности эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу энергичности действий и другие динамические особенности  психической жизни, поведения и  деятельности определяются типом темперамента (Гиппократ, Клавдий Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Я. Стреляу, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др.).

Возникновение относительно устойчивых форм поведения, изучение типа поведения детей с эмоциональным  неблагополучием, влияние типа темперамента на проявление агрессивности являлось предметом изучения многих отечественных  и зарубежных психологов, педагогов  и других ученых (Л.С. Выготский, Л.Г. Воронина, М.И. Буянов, М.Л. Кряжева, А.Г. Ковалев, В.М. Бехтерев и др.).

Сопоставление методик  диагностики мотивационной готовности к школе

Гипотеза исследования: дети, мотивационно готовые к школе, в  большей степени ориентированы  на учебные занятия, чем на игровые, что должно выявляться с помощью  соответствующих методик.

1. Методика "Сказка" - экспериментальная  методика, позволяющая определить  доминирование познавательного  или игрового мотива в мотивационной  сфере ребенка. С точки зрения  мотивационной готовности к школе  хорошим считается результат,  когда познавательный мотив доминирует  над игровым мотивом.

2. Методика "Внутренняя  позиция школьника" - опросник, с  помощью которого можно определить  степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ребенка к среде, возникающее в конце дошкольного возрасте и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни - положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность - учение. Наличие внутренней позиции школьника является одним из критериев мотивационной готовности к школе.

3. Методика "Мотивационные  предпочтения" - проективная методика, позволяющая выявить отношение  ребенка к учебной, игровой  и трудовой деятельности. В процессе  выполнения методики ребенок  осуществляет ряд положительных и отрицательных выборов занятий, изображенных на карточках. На основании этих выборов делается вывод о положительном или отрицательном отношении ребенка к данным видам деятельности.

Соотнесение результатов  методик проводилось следующим  образом. По результатам выполнения методик "Сказка" и "Внутренняя позиция школьника" были выделены группы детей с различным уровнем  мотивационной готовности к школе: высоким, средним и низким. Эти  группы испытуемых сравнивались по частоте  встречаемости у детей положительного и отрицательного отношения к  игровой и учебной деятельности, которое определялось с помощью  методики "Мотивационные предпочтения". Отношение детей к трудовой деятельности не рассматривалось. Для статистической обработки данных использовался  критерий Стьюдента для процентов.

Результаты исследования

Сравнение мотивационных  предпочтений детей с высоким  уровнем мотивационной готовности к школе и детей с низким уровнем мотивационной готовности к школе выявило статистически  значимые различия между данными  группами испытуемых:

1. дети с высоким уровнем  мотивационной готовности к школе  существенно чаще, чем дети с  низким уровнем мотивационной  готовности к школе, проявляют  положительное отношение к учебным  занятиям;

2. дети с высоким уровнем  мотивационной готовности к школе  существенно реже, чем дети с  низким уровнем мотивационной  готовности к школе, проявляют  положительное отношение к игровым  занятиям;

3. дети с высоким уровнем  мотивационной готовности к школе  существенно чаще, чем дети с  низким уровнем мотивационной  готовности к школе проявляют  отрицательное отношение к игровым  занятиям.

Таким образом, дети с высоким  уровнем мотивационной готовности к школе по своим мотивационным  предпочтениям более ориентированы  на учебную деятельность и менее  ориентированы на игровую деятельность по сравнению с детьми с низким уровнем мотивационной готовности к школе.

Группа детей со средним  уровнем мотивационной готовности к школе неоднородна по мотивационным  предпочтениям. Дети с хорошей познавательной мотивацией и внутренней позицией школьника "в стадии формирования" по своим мотивационным предпочтениям ближе к детям с высоким уровнем мотивационной готовности к школе. Дети с хорошей познавательной мотивацией, но с несформированной внутренней позицией школьника по своим мотивационным предпочтениям ближе к детям с низким уровнем мотивационной готовности к школе.

Сопоставление методик Н.И. Гуткиной "Сказка" и "Внутренняя позиция школьника" и методики Д.В. Солдатова "Мотивационные предпочтения" показывает общую тенденцию изменения мотивационных предпочтений в связи с формированием мотивационной готовности к школе: с улучшением показателей мотивационной готовности к школе возрастает предпочтение детьми учебных занятий и убывает предпочтение детьми игровых занятий.

Результаты по методике "Мотивационные  предпочтения" показывают, что очень  низкому уровню мотивационной готовности к школе (когда игровой мотив  доминирует над познавательным мотивом, и внутренняя позиция школьника  отсутствует) соответствует не отрицательное, а нейтральное, безразличное отношение  к учению. Отрицательное отношение  к учению у учащихся первых классов  встречается очень редко.

Проявление особенностей у дошкольников

Существующие противоречия во взглядах на эти проблемы делают их наиболее актуальными, а их рассматривание во взаимосвязи поможет адекватно  разобраться в истине.

Наблюдая за поведением детей  и взрослых, за тем, как они учатся, трудятся, играют, как реагируют  на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы несомненно обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана  как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют ввиду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психики, поведения и деятельности.

Темперамент заключается  в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно  связаны между собой, образуя  определенную структуру. Нет лучших и худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные  стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в  конкретной деятельности его достоинств.

Таким образом, в динамических чертах психики обнаруживаются как  особенности устремлений, действий, так и переживаний. Сфера проявлений темперамента - общая психическая  активность и эмоциональность.

Детей отличают (и чем  младше ребенок, тем в большей  степени) некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает не только малую выносливость, но и  более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной  системы может обуславливать  в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и  такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность.

Характерны для детских  возрастов также интенсивность  эмоциональных переживаний и  их неустойчивость. Весьма обычный, например, стремительный переход от горестных  слез к улыбке, веселью. Слабость нервной  системы удивительным образом сочетается в годы детства с быстрым возобновлением энергии. Об этом своеобразии работоспособности  ребенка К.Д. Ушинский писал: "Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать - тоже самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь и менее всего, долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы".

Возможность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; у холериков - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

При внимательном отношении  к детям с отклонениями в поведении  можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Они ярко проявляются в речи, мимике, позе, движениях, в проявлении жестокости.

Агрессивность у детей  проявляется в виде требований, перерастающих  к угрозам, драк, порчи предметов  и изделий, приготовленных другими  детьми. Не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Чаще всего агрессия, выражающаяся в гневе, направлена на устранение препятствий  для достижения цели. Применение коррекционных  методов полностью зависит от характера тех причин, которые  обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и  конкретного ребенка. Задача заключается  в том, чтобы находить пути, формы  и методы воспитания положительных  черт характера и норм поведения  применительно к особенностям типа нервной деятельности (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны преодолевать недостатки того или иного типа, развивать его  положительные стороны. Учитывая свойства темперамента нужно так организовать деятельность каждого дошкольника, чтобы постепенно все менее и  менее редко проявлялись отрицательные  свойства темперамента, которые мешают ребенку вести себя адекватно, удерживать свои отрицательные эмоции и быть организованными в деятельности.

Сравнительный анализ социальных представлений у детей

Изучение социальных представлений  имеет длительную историю, этой проблематике посвящены работы таких авторов  как С. Московичи, Ж. Пиаже, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др. К понятию "социальные представления" достаточно близки такие термины отечественной психологии как "гражданская идентичность", "социальная идентичность", "этническая идентичность" (В.С. Мухина, Т.Г. Стефаненко и др.), хотя содержательное наполнение их специфично для каждого из авторов.

Тем не менее, можно говорить о том, что процесс формирования социальных представлений в детском  возрасте недостаточно освящен в  современной психологии.

Описываемая здесь работа направлена на изучение проблематики развития социальных представлений  на примере представлений российских детей о своей стране.

Рассматривая социальные представления, принято выделять когнитивную и перцептивную стороны. Изучению первого из указанных компонентов и посвящено наше исследование.

Нами было сделано предположение  о том, что структурные компоненты когнитивной составляющей социальных представлений присутствует уже  в старшем дошкольном возрасте.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были проанализированы рисунки и высказывания о России детей старшего дошкольного возраста. Им предлагалось рассказать и нарисовать, что они знают о России. Для  этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что  ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь  рисунок про Россию?" Взаимодействие с каждым испытуемым носило индивидуальный характер.

Выборку составили дети, посещающие различные ДОУ г. Москвы в возрасте от 5 до 7 лет. В общей  сложности в исследовании приняло  участие 65 детей (31 мальчик и 34 девочки).

Для классификации рисунков и высказываний необходимо было составить  представление о содержании компонентов  структуры социальных представлений  у взрослых. Для этого нами было проведено пилотажное исследование. Его частниками стали 49 человек в  возрасте от 17 до 23 лет, в основном - студенты различных ВУЗов Москвы. Им предлагалось написать небольшое  эссе, в котором они в свободной  форме рассказывали о том, что  они знают о России. Также предлагалось дополнить сочинения рисунками, иллюстрирующими их представление  о России.

Результаты пилотажного  эксперимента позволили выделить следующие  содержательные компоненты:

1. Историко-географический  аспект представлений о России

Информация о работе Мотивация к школьному обучению