Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:58, реферат
Актуальность проблемы организации образовательного пространства, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденций в системе образования.
Муниципальная модель интегрированного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
Возняк Ирина Владимировна, начальник подотдела психолого-педагогического сопровождения управления образования г. Белгорода
Годовникова Лариса Владимировна, зав. кафедрой
специальной педагогики и психологии БелГУ
Актуальность проблемы организации образовательного пространства, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденций в системе образования.
Для решения данной проблемы в городе разработана и функционирует муниципальная модель организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Муниципальная модель представлена тремя уровнями: муниципальным, уровнем образовательных учреждений и в области сочетания двух первых - коррекционно-развивающим уровнем. На муниципальном уровне выделены два подуровня: организационно-методический и консультативный. Задачами организационно-методического подуровня выступают организация интегрированного образования детей с ОВЗ и методическая поддержка специалистов сопровождения. Консультативный подуровень представлен медико-педагогическими комиссиями дошкольных и общеобразовательных учреждений города, решающих вопросы об образовательном маршруте ребенка с ОВЗ и приемлемым вариантом интеграции. Уровень образовательных учреждений так же представлен организационно-методическим и консультативным подуровнями, причем задачами организационно-методического подуровня является как организация интеграции в конкретном образовательном учреждении с учетом его специфики, направленности, сложившихся традиций и т.п., так и методическая поддержка специалистов, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ. Консультативный подуровень представлен медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений - органами коллегиальной работы специалистов сопровождения ребенка с ОВЗ, определяющими конкретные условия для работы с особым ребенком.
Непосредственная
работа с детьми, имеющими ограниченные
возможности, в условиях их интеграции
осуществляется на коррекционно-развивающем
уровне, который представлен
Цели, задачи и основные направления работы каждого из структурных подразделений, выделенных в нашей модели, описаны ниже.
В Управлении образования администрации города Белгорода создан Координационный совет по организации интегрированного образования детей с ОВЗ, целью которого является координация усилий специалистов всех подразделений, входящих в структуру муниципальной системы образования, по организации в образовательных учреждениях города необходимых психолого-педагогических условий для эффективной интеграции детей с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс.
На уровне управления образования в структуру системы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья входят все его подразделения, каждое из которых решает свои функциональные обязанности применительно к проблемам детей с ОВЗ.
Технический отдел управления образования обеспечивает соответствие с гигиеническими и санитарными нормами и правилами техническое состояние и содержание зданий и помещений образовательных учреждений, оснащает их необходимым оборудованием, инвентарём, мебелью.
Отдел дошкольного образования управления образования осуществляет:
-
контроль за соблюдением
- обеспечение соблюдения нормативно-правовой базы по организации медицинского обслуживания детей с ОВЗ дошкольного возраста;
- обеспечение соблюдения нормативно-правовой базы при организации и функционировании специализированных и интегрированных групп ДОУ;
-
контроль за организацией работы
городской психолого-медико-
-
организацию питания в
-
кадровое обеспечение
Отдел реализации стандартов образования управления образования обеспечивает:
-
контроль за соблюдением
-
контроль за соблюдением
-
соблюдение нормативно-
-соблюдение
нормативно-правовой базы при
организации и
- организацию обучения детей с ОВЗ на дому по заключению ВКК учреждений здравоохранения;
-
контроль за организацией
- кадровое обеспечение специалистами.
Социальный отдел управления образования защищает права детей-инвалидов, оказывает им социальную помощь, создаёт банки данных на различные социальные категории детей и их семей.
Телекоммуникационный отдел осуществляет:
- создание и распространение видеороликов, видеоматериалов и фильмов по проблемам интеграции детей с ОВЗ;
-
приобретение и
-
публикацию в средствах
Отдел психолого-педагогического сопровождения научно-методического информационного центра управления образования:
-
осуществляет организационную,
-
осуществляет организационную, правовую,
научно-методическую поддержку деятельности
городских психолого-медико-
- разрабатывает методические и информационные материалы по различным направлениям интегрированного обучения и специального (коррекционного) образования, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
создает банк данных на
-
создает банк данных на
-
разрабатывает и организует
- осуществляет мониторинг результативности коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации;
-оказывает
организационно-методическую
-
осуществляет сопровождение
Научно-методический отдел научно-методического информационного центра управления образования осуществляет:
-
информационно-методическое
-
разработку и внедрение
-
организацию обмена опытом
- организацию работы городских творческих групп по проблемам интегрированного образования воспитанников и обучающихся с ОВЗ;
-
мониторинг качества
Воспитательный отдел научно-методического информационного центра управления образования:
-
разрабатывает и внедряет
-
проводит городские
-
организовывает физкультурно-
-
проводит спортивно-
-
организует питание в
- организует отдых детей с ОВЗ.
Городские методические объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения разрабатывают модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного образовательного процесса, программы создания здоровьеориентированного учебно-воспитательного процесса, программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, транслируют опыт работы педагогов и специалистов по интегрированному образованию. В методических объединениях создаются городские творческие группы педагогов и специалистов сопровождения, которые работают над проблемой сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся; разрабатывают методические рекомендации и материалы по осуществлению инклюзивного подхода в педагогической работе с детьми с особыми образовательными возможностями и потребностями.
Городские
психолого-медико-психолого-
-
осуществляют комплексное
-
определяют специальные
-
осуществляют мониторинг