Муниципальная модель интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:58, реферат

Описание

Актуальность проблемы организации образовательного пространства, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденций в системе образования.

Работа состоит из  1 файл

Model.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

     Муниципальная модель интегрированного образования детей 

     с ограниченными возможностями  здоровья

     Возняк  Ирина Владимировна, начальник подотдела психолого-педагогического сопровождения управления образования г. Белгорода

     Годовникова Лариса Владимировна, зав. кафедрой

       специальной педагогики  и психологии БелГУ

     Актуальность  проблемы организации образовательного пространства, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденций в системе образования.

     Для решения данной проблемы в городе разработана и функционирует муниципальная модель организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Муниципальная модель представлена тремя уровнями: муниципальным, уровнем образовательных учреждений и в области сочетания двух первых - коррекционно-развивающим уровнем. На муниципальном уровне выделены два подуровня: организационно-методический и консультативный. Задачами организационно-методического подуровня выступают организация интегрированного образования детей с ОВЗ и методическая поддержка специалистов сопровождения. Консультативный подуровень представлен медико-педагогическими комиссиями дошкольных и общеобразовательных учреждений города, решающих вопросы об образовательном маршруте ребенка с ОВЗ и приемлемым вариантом интеграции. Уровень образовательных учреждений так же представлен организационно-методическим и консультативным подуровнями, причем задачами организационно-методического подуровня является как организация интеграции в конкретном образовательном учреждении с учетом его специфики, направленности, сложившихся традиций и т.п., так и методическая поддержка специалистов, непосредственно работающих с детьми с ОВЗ. Консультативный подуровень представлен медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений - органами коллегиальной работы специалистов сопровождения ребенка с ОВЗ, определяющими конкретные условия для работы с особым ребенком.

     Непосредственная  работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, в условиях их интеграции осуществляется на коррекционно-развивающем  уровне, который представлен специализированными  и интегрированными группами и классами, медико-оздоровительными центрами и группами для занятия лечебной физкультурой, психокоррекционными группами и логопедическими пунктами, межшкольным учебным комбинатом для профессиональной ориентации и профподготовки подростков с ОВЗ.

     Цели, задачи и основные направления работы каждого из структурных подразделений, выделенных в нашей модели, описаны ниже.

     В Управлении образования администрации города Белгорода создан Координационный совет по организации интегрированного образования детей с ОВЗ, целью которого является координация усилий специалистов всех подразделений, входящих в структуру муниципальной системы образования, по организации в образовательных учреждениях города необходимых психолого-педагогических условий для эффективной интеграции детей с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс.

     На  уровне управления образования в структуру системы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья входят все его подразделения, каждое из которых решает свои функциональные обязанности применительно к проблемам детей с ОВЗ.

     Технический отдел управления образования обеспечивает соответствие с гигиеническими и санитарными нормами и правилами техническое состояние и содержание зданий и помещений образовательных учреждений, оснащает их необходимым оборудованием, инвентарём, мебелью.

     Отдел дошкольного образования управления образования осуществляет:

     - контроль за соблюдением гигиенических  норм и требований к организации  образовательного процесса в  дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);

     - обеспечение соблюдения нормативно-правовой базы по организации медицинского обслуживания детей с ОВЗ дошкольного возраста;

     - обеспечение соблюдения нормативно-правовой базы при организации и функционировании специализированных и интегрированных групп ДОУ;

     - контроль за организацией работы городской психолого-медико-педагогической комиссии дошкольных образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических консилиумов ДОУ;

     - организацию питания в дошкольных  образовательных учреждениях;

     - кадровое обеспечение специалистами.

     Отдел реализации стандартов образования управления образования обеспечивает:

     -  контроль за соблюдением гигиенических  норм и правил к организации  образовательного процесса в  общеобразовательных учреждениях,  выполнением  требований к объёму учебной и внеучебной нагрузки детей с ОВЗ, обучающихся на всех этапах обучения;

     - контроль за соблюдением требований  техники безопасности в общеобразовательных  учреждениях;

     - соблюдение нормативно-правовой  базы по организации медицинского  обслуживания детей с ОВЗ школьного  возраста;

     -соблюдение  нормативно-правовой базы при  организации и функционировании  классов компенсирующего обучения, специальных (коррекционных) классов  VII вида,  классов специальной (коррекционной) школы №30 VIII вида;

     - организацию обучения детей с ОВЗ на дому по заключению ВКК учреждений здравоохранения;

     - контроль за организацией работы  городской психолого-медико-педагогической  комиссии общеобразовательных учреждений, психолого-медико-педагогических консилиумов  общеобразовательных учреждений;

     - кадровое обеспечение специалистами.

     Социальный  отдел управления образования защищает права детей-инвалидов, оказывает им социальную помощь, создаёт банки данных на различные социальные категории детей и их семей.

     Телекоммуникационный отдел осуществляет:

     - создание и распространение видеороликов, видеоматериалов и фильмов по проблемам интеграции детей с ОВЗ;

     - приобретение и распространение  методических пособий, журналов, печатной продукции, касающихся  организации и содержания деятельности  образовательных учреждений, интегрирующих детей с ОВЗ;

     - публикацию в средствах массовой  информации материалов о различных  формах проведения мероприятий  в образовательных учреждениях  города по организации обучения  детей с ограниченными возможностями  здоровья.

     Отдел психолого-педагогического сопровождения научно-методического информационного центра управления образования:

     - осуществляет организационную, правовую, научно-методическую поддержку профессиональных  объединений воспитателей специализированных  групп ДОУ, учителей классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по вопросам организации интегрированного и специального (коррекционного) образования;

     - осуществляет организационную, правовую, научно-методическую поддержку деятельности городских психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов, реабилитационных служб, логопунктов образовательных учреждений, системы коррекционного образования;

     - разрабатывает методические и информационные материалы по различным направлениям интегрированного обучения и специального (коррекционного) образования, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

     - создает банк данных на различные  категории детей и подростков;

     - создает банк данных на специалистов  сопровождения;

     - разрабатывает и организует проведение  мониторинга здоровьесберегающих  компонентов образовательной среды  и состояния здоровья воспитанников  и обучающихся;

     - осуществляет мониторинг результативности коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и различными видами дезадаптации;

     -оказывает  организационно-методическую помощь  по открытию и организации  деятельности медико-оздоровительных  центров на базе общеобразовательных учреждений города;

     - осуществляет сопровождение экспериментальной  деятельности «Школ здоровья».

     Научно-методический отдел научно-методического информационного центра управления образования осуществляет:

     - информационно-методическое обеспечение  воспитателей и учителей по вопросам организации интегрированного образовательного процесса;

     - разработку и внедрение здоровьесберегающих  технологий в процесс обучения;

     - организацию обмена опытом работы  по реализации в образовательных  учреждениях города интегрированного образования;

     - организацию работы городских  творческих групп по проблемам  интегрированного образования воспитанников и обучающихся с ОВЗ;

     - мониторинг качества образования.

     Воспитательный  отдел научно-методического информационного центра управления образования:

     - разрабатывает и внедряет технологии  социокультурной интеграции детей  с ОВЗ в воспитательном процессе  образовательных учреждений;

     - проводит городские мероприятия  и акции, направленные на формирование  у участников образовательного  процесса толерантного сознания;

     - организовывает физкультурно-оздоровительную  работу в образовательных учреждениях  города;

     - проводит спортивно-оздоровительные  мероприятия;

     - организует питание в общеобразовательных  учреждениях;

     - организует отдых детей с ОВЗ. 

     Городские методические объединения  специалистов психолого-педагогического  сопровождения разрабатывают модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного  образовательного процесса, программы создания здоровьеориентированного учебно-воспитательного процесса, программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, транслируют опыт работы педагогов и специалистов по интегрированному образованию. В методических объединениях создаются городские творческие группы педагогов и специалистов сопровождения, которые работают над проблемой сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся; разрабатывают методические рекомендации и материалы по осуществлению инклюзивного подхода в педагогической работе с детьми с особыми образовательными возможностями и потребностями.

           Городские психолого-медико-психолого-педагогические комиссии (ПМПК) дошкольных и общеобразовательных учреждений  при управлении образования администрации г. Белгорода:

     - осуществляют комплексное обследование детей и подростков по инициативе психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, работников учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК, обнаруживших показания к направлению ребенка на ПМПК и с согласия родителей (законных представителей);

     - определяют специальные образовательные  потребности и условия получения  образования детьми и подростками  с ограниченными возможностями  здоровья;

     - осуществляют мониторинг результативности  коррекционной помощи на основе  обследований по контрольным срокам обучения;

Информация о работе Муниципальная модель интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья