Музыкальная деятельность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:52, контрольная работа

Описание

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика младшего школьника,
его игровой деятельности 4
2. Музыкальная игровая деятельность как условие развития симпатий
детей младшего дошкольного возраста друг к другу
2.1. Организация педагогического процесса 7
2.2. Первый этап педагогической работы 11
2.3. Дальнейшее развитие симпатий детей друг к другу 15
Заключение 17
Библиография 18

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  

Стр.

Введение                   3

1. Общая характеристика младшего школьника,

его игровой  деятельности               4

2. Музыкальная  игровая деятельность как условие  развития симпатий 

детей младшего дошкольного возраста друг к другу

2.1. Организация педагогического процесса              7

2.2. Первый этап  педагогической работы             11

2.3. Дальнейшее  развитие симпатий детей друг  к другу          15

Заключение                  17

Библиография                   18 
 
 
 
 

 

Введение 

                                                           

    Младший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

    Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

    Мастерство  воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая  друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.                                                                                                                            В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.                                                                                        

          Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой  деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. 

 

Глава 1. Общая характеристика младшего школьника,

его игровой  деятельности 
 

    Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим  видом деятельности. В отечественной  психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

    Младший дошкольный возраст характеризуется  высокой интенсивностью физического  и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

    С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

    Наиболее  важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого1.

    У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми  и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

    В этом проявляется интерес ребенка  к миру взрослых, которые выступают  для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение1.

    Трехлетний  ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

    Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным  не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и  усваивать общепринятые представления  о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

    Резко возрастает любознательность детей. В  этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

    Достижения  в психическом развитии ребенка  создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

    Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

    Игра  специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.  

 

Глава 2. Музыкальная игровая деятельность как условие развития симпатий детей младшего дошкольного возраста друг к другу

2.1. Организация педагогического процесса  
 

    В современной методике педагогический процесс рассматривается как  явление комплексное, состоящее  из следующих компонентов: воспитания, обучения и организации жизни детей. Большое внимание при организации этого процесса уделяется уровню общения, который сформирован у ребенка до поступления в дошкольное учреждение.

    При переходе в другую группу многие дети вначале предпочитают одиночные  игры.

    Большинство детей приходят во вторую младшую группу из первой, т.е. с некоторым опытом взаимоотношений в коллективе и личными привязанностями. Тем не менее, при переходе в следующую возрастную группу они испытывают определенные трудности, а именно не сразу адаптируются к новой обстановке, иногда даже временно теряют уже приобретенные навыки.

    Длительность  и характер привыкания детей к  новым условиям различны. В значительной мере это зависит от индивидуальных особенностей, опыта общения, а также  типологических особенностей нервной деятельности. В результате ломки ранее образовавшегося динамического стереотипа ребенок как бы утрачивает приобретенные навыки в поведении и во взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми1.

    Анализ  поведения детей в привычной  для них обстановке - в группе третьего года жизни и в новых условиях - в группе четвертого года жизни показывает, что уровень игровой деятельности и взаимоотношений в период адаптации (10 - 12 дней) значительно снижается. Наблюдаются затруднения в развитии игр, подборе игрушек, чаще возникают конфликтные ситуации.

    Исходя  из этого, при организации педагогического  процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные  условия для самостоятельной  деятельности детей. Это положительное  эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, соответствие ее содержания возрасту детей, постоянное речевое общение. Отвечающую этим условиям деятельность в начале лучше всего организовать в небольших коллективах.

    На  этапе формирования группы большое  значение имеет постепенность приема детей (в течение двух недель). При этом желательно не нарушать сложившиеся симпатии и привязанности детей.

    Кроме того, в процессе перевода важно  предусмотреть, чтобы дети, объединенные в подгруппу, отличались разными  уровнями взаимоотношений. Именно это обусловливает влияние их друг на друга. С этой целью целесообразно в каждую новую подгруппу включать детей, умеющих самостоятельно организовать свою деятельность и устанавливать взаимоотношения с товарищами, и детей, не умеющих занять себя, мешающих другим; стремящихся к общению со сверстниками и, наоборот, уединяющихся.

    Совместная  музыкальная игровая деятельность создает положительный опыт общения.

    Уже в первые 4 - 5 дней удается наладить более тесный контакт с детьми, облегчить их адаптацию к новой обстановке, а воспитатели имеют возможность систематически вести индивидуальную работу.

    В процессе адаптации детей к новым  условиям и формирования у них  положительных взаимоотношений  большое значение придается игровому оборудованию группы.

    Большое внимание воспитатель должен уделить  созданию условий, способствующих проявлению положительных эмоций.

    Для возникновения интереса к тому или  иному виду деятельности необходима соответствующая подготовка, которая  предполагает обогащение личного опыта детей, накопление у них системы элементарных знаний и навыков. Однако надо помнить, что младшие дошкольники часто затрудняются в переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность.

    Необходимые условия облегчения переноса знаний детьми четвертого и пятого года жизни сближение во времени их усвоения и реализации в игре. Эпизодическое тематическое планирование определенного познавательного материала позволяет не только дать сведения в системе, но и показать возможные пути переноса их в самостоятельные игры. В процессе работы воспитатель должен использовать разнообразные методы и приемы, помогающие реализовать программные образовательные и воспитательные задачи в единстве. Эти методы, прежде всего, должны быть направлены на сближение ребят друг с другом.

    На  примере развития игры «Шофер и машины»  можно проследить, как под влиянием обогащения содержания творческих игр  осуществляется сближение детей. Это  способствует накоплению социального  опыта детей и повышению уровня их взаимоотношений.

    Предварительная работа началась с углубления знаний и опыта детей, развития их игровых  интересов, формирования нравственных чувств и навыков самостоятельной  деятельности (пение песен «Шофер»  Г. Фрида, «Машина» Т. Попатенко)1.

Информация о работе Музыкальная деятельность младшего школьника