Мышление и речь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:17, реферат

Описание

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думая о будущем, мечтая и строя планы.

Работа состоит из  1 файл

Мышление и речь человека.docx

— 31.61 Кб (Скачать документ)

Мышление  и речь человека.

     Человек отличается от животных прежде всего  способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думая о будущем, мечтая и строя планы.

     Мышление – это высшая ступень человеческого познания, осознание таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

     Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается  к природе, как животное, но и преобразует  окружающий мир. Используя то, что  ему дает природа, а также опыт и знание предыдущих поколений, человек  создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной  и т.д.)

        Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

     Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой  общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым  объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости  между предметами, событиями, явлениями.

     В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит  за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления  здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе  не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

     Таким образом, мышление начинается там, где  оказывается уже недостаточным  или даже бессильным чувственное  познание. Мышление продолжает и развивает  познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.

     Для мыслительной деятельности человека существенна  ее взаимосвязь не только с чувственным  познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно  не может быть отвлеченным, опосредствованным  познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно  воспринимаемыми предметами, которые  в данный момент находятся перед  глазами животного. Такое примитивное  мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и  не выходит за его пределы.

     Только  с появлением речи становится возможным  отвлечь от познаваемого объекта  то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или  понятие о нем в специальном  слове. Мысль обретает в слове  необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью  для других людей и для нас  самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

     Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

     Психологически  исследовать мышление как процесс - значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т.д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не непосредственно, а опосредтсвованно — преломляясь через психическое состояние данного человека, в зависимости от его чувств, мыслей и т.д.

     Представим  себе, что несколько учеников решают - каждый самостоятельно — одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам школьник успел продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости от внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперед ученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировались внутренние условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньше ученик сам продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешней подсказкой и довести решение до конца. Вначале он вообще может подумать, что подсказываемая теорема не имеет никакого отношения к делу, т.е. попросту не примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться. Все это и означает, что внешнее (педагогическое и др.) воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через внутренние условия. Факт неиспользования подсказки, помощи со стороны (которая, казалось бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчетливо обнаруживает наличие таких внутренних специфических условий и закономерностей мыслительного процесса.

     Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.

     Анализ  и синтез, вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями  личности. Если нет потребностей, нет  и деятельности, которую они могли  бы вызвать.

     Изучая  мышление, как и любой другой психический  процесс, психологическая наука  учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие  именно потребности и мотивы заставили  данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе  и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе "чистое" мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

     Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

     Таким образом, человек начинает мыслить  под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все  более глубокие и сильные познавательные потребности.

     Мышление  имеет целенаправленный характер. Необходимость  в мышлении возникает прежде всего  тогда, когда в ходе жизни и  практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые  обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих  пор неизвестным заболеванием и  пытается найти и использовать новые  методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в  тех ситуациях, в которых возникают  эти новые цели, а старые, прежние  средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для  их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы  и средства достижения целей и  удовлетворения потребностей.

     Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько будет 2 х 2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний.

     Индивидуальные  особенности мышления у различных  людей проявляются прежде всего  в том, что у них по-разному  складывается соотношение разных и  взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

     Самостоятельность мышления проявляется прежде всего  в умении увидеть и поставить  новый вопрос, новую проблему и  затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

     Гибкость  мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения  задач, если он не удовлетворяет тем  условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения  и которые не удалось учесть с  самого начала.

     Быстрота  мысли особенно нужна в тех  случаях, когда от человека требуется  принимать определенные решения  в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна  также и школьникам. Так, некоторые  хорошие ученики даже в старших  классах, когда их вызывают к доске  решать новую для них задачу, смущаются  и теряются. Эти отрицательные  эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной  обстановке (дома или за партой, а  не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется  и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и  волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более  высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

     Эти индивидуальные особенности некоторых  учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

     Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший  признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. 
 
 
 

     Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме “внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Информация о работе Мышление и речь человека