Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:17, реферат
Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думая о будущем, мечтая и строя планы.
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
Речь внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
Речь дактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.
Речь жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.
Речь
письменная - вербальное (словесное)
общение при помощи письменных текстов.
Оно может быть и отсроченным (например,
письмо), и непосредственным (обмен записками
во время заседания). Речь письменная отличается
от речи устной не только тем, что использует
графику, но и в грамматическом (прежде
всего синтаксическом) и стилистическом
отношениях — типичными для письменной
речи синтаксическими конструкциями и
специфичными для нее функциональными
стилями. Ей свойственна весьма сложная
композиционно-структурная организация,
которой необходимо специально овладевать,
и отсюда — особая задача обучения письменной
речью в школе. Поскольку текст письменной
речи может быть воспринят одновременно
или, во всяком случае, большими “кусками”,
восприятие письменной речи во многом
отличается от восприятия устной речи.
Речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.
Речь
эгоцентрическая (от лат. ego— я, centrum
— центр круга) речь, обращенная к самому
себе, регулирующая и контролирующая практическую
деятельность ребенка. Как показал Л. С.
Выготский в полемике с швейцарским психологом
Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся
с его точкой зрения), эгоцентрическая
речь генетически восходит к внешней (коммуникативной)
речи и является продуктом ее частичной
интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая
речь как бы переходный этап от внешней
к внутренней речи. Понятие эгоцентрической
речи используется также в патопсихологии
при описании соответствующих синдромов.