Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание

Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников……………………………………………………………………4
2. Виды наблюдения……………………………………………………………..6
3. Организация наблюдений…………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………....12

Работа состоит из  1 файл

контрольная по экологии.docx

— 37.38 Кб (Скачать документ)

2. Словесная информация  воспитателя не должна подменять  непосредственного восприятия объекта.  Воспитатель должен словесно  обозначать все то, что видят  дети, но слово должно следовать  за восприятием: только в этом  случае у ребенка формируется  полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов  должно быть непродолжительным,  поскольку наблюдение - это психическая  деятельность, требующая сосредоточенного  внимания, волевого усилия, умственного  напряжения. Во время наблюдений  дети не должны разговаривать,  играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной  умственной деятельности детей  (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится  по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная  часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно  использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное  возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные  приемы, которые вызывают легкие положительные  эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

· призыв вместе посмотреть что-то интересное;

· ласковая интригующая интонация;

· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть  обеспечивает детям самостоятельное  получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между  вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и  тишины очень важны: они позволяют  детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти  ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно  предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как  прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой  или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами  была эффективной, педагог должен к  ней подготовиться:

· продумать место и  время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

· убрать предметы, которые  могли бы отвлечь малышей;

· настроить правильную подсветку  и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую  деятельность детей, побудят их к  самостоятельному экспериментированию  и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка  к окружающему миру.

Результаты программы  экологического воспитания детей посредством  наблюдений за природой:

· у детей появилось  желание общаться с природой и  отражать свои впечатления через  различные виды деятельности;

· сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

· сформированы начала экологической  культуры детей;

· дети получают практические знания по охране природы;

· развиваются речевые  навыки детей;

· дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а также  организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных  видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о  растительном мире; знания о неживой  природе; знания о временах года) и  экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам.

Наблюдение - один из методов  непосредственного восприятия. В  процессе наблюдений накапливаются  образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают  сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом  образовании дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Ашиков В. Семицветик - программа  культурно-экологического образования  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.

2. Балаценко Л. Работа с родителями  по экологическому воспитанию  детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5.

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе  экологического воспитания старших  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.

4. Васильева А. И. Учите детей  наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

5. Зенина Т. Наблюдаем, познаем,  любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - №7.

6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое  развитие в процессе ознакомления  с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.

7. Иванова А. И. Методика организации  экологических наблюдений и экспериментов  в детском саду: Пособие для  работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения  и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.

9. Иванова Г., Курашова В. Об организации  работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - №7.

10. Марковская М. М. Уголок природы  в детском саду / Пособие для  воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

11. Мир природы и ребенок: Методика  экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева,  Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П.  Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации  в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

13. Николаева С. Ознакомление дошкольников  с неживой природой // Воспитание  дошкольников. - 2000. - №7.

14. Николаева С. Н. Теория и  методика экологического образования  детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат.  центр "Академия", 2002. - 336 с.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников……………………………………………………………………4

2. Виды наблюдения……………………………………………………………..6

3. Организация наблюдений…………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………....12

 

 

 


Информация о работе Наблюдение как метод формирование экологического сознания у дошкольников