Наказание и поощрение как методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:10, реферат

Описание

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.

Содержание

Введение

1.Понятие о гуманности наказания

2. 7 правил В.Леви “Важно помнить”

3. Физические наказания

3.1.Мнение ученых о физических наказаниях

3.2Рейтинг физических наказаний, опубликованный в The Times

4.Как сочетать наказание с поощрением

Работа состоит из  1 файл

Наказание и поощрение.docx

— 30.39 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский  государственный областной социально-гуманитарный институт 

Факультет иностранных языков 
 
 
 

Реферат на тему:

Наказание и поощрение как  методы воспитания

                                                                               Выполнили: студентки

Федотова  Валерия Михайловна

Чикирева  Арина Ивановна

                                                                         Преподаватель:

                                                                          Ермолаева С.А.

   Коломна 2011

 
 

     Содержание 

   Введение

   1.Понятие  о гуманности наказания

2. 7 правил В.Леви “Важно помнить”

3. Физические  наказания

3.1.Мнение  ученых о физических наказаниях

3.2Рейтинг физических наказаний, опубликованный в The Times

4.Как  сочетать наказание с поощрением 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

   Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений  и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни  среди педагогов и широкой  общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие педагоги, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

   Значение  поощрений и наказаний в системе  воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Вопрос  о том, стоит ли наказывать современных школьников не теряет своей актуальности и по сей день, более того, с годами он не разрешается, а лишь становится причиной острых дискуссий.

   Какое наказание является наиболее гуманным?

   Как сочетать наказание  с поощрением?

   Наконец, а что если совсем отменить наказания?

   Итак, давайте попробуем ответить на эти  нелегкие вопросы. 

   Говоря  о гуманности наказания, прежде всего, стоит отметить, что, как говорил А. С. Макаренко, «наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Однако, для педагога принципиально важно уметь отдифференцировать ситуативное от личностного и возрастного.

   Как отмечал в свое время С. Л. Рубинштейн, в силу многообразия потребностей, интересов, установок личности «одно и то же действие или явление может приобрести различное и даже противоположное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком». В силу этого недостаточно точный и своевременный учет педагогом как ситуативных, так и личностно-возрастных моментов использования поощрений и наказаний ведет к ошибкам.

   К примеру, фраза учителя «Встаньте  прямо, руки опустите», произнесенная  в соответствующей ситуации младшем  или даже среднем, подростковом классе, воспринимается как должное и  приводит, как правило, к желаемому эффекту. Однако в 9-10 классах такая фраза прозвучит наверняка, даже у весьма авторитетного учителя, диссонансом вызовет у значительной части учащихся пусть скрытую, но все же негативную реакцию. То же следует сказать и в отношении использования поощрений и наказаний.

   Опытная учительница начальных классов  Е. П. Бурова рассказывала о таком  любопытном эпизоде, имевшем место  в практике ее работы с второклассниками.

   - Екатерина Павловна, а мою тетрадку  по арифметике вчера вечером  Мурзик порвал! — заявил ей вдруг во время проверки домашней работы один ученик. — Я смотрел телевизор, а он вскочил на стол и порвал...

   - А ну-ка, покажи язык! — неожиданно  скомандовала учительница. —  Так, все ясно... И когда только  твой язык отучится говорить  неправду? Ведь во всем, что ты  сейчас сказал, правда, только то, что ты смотрел телевизор, а  про Мурзика все придумал. Так? Сознавайся.

   - Я боялся, что вы двойку поставите,  — заговорил немного ошалевший  от неожиданности разоблачения  мальчик. Я, правда, больше не  буду вам врать...

   Примерно  такая же ситуация могла бы иметь  место и не во втором, а, скажем, в  пятом или седьмом классе. Однако едва ли было бы правомерно использовать по отношению к семикласснику  подобный прием воздействия. Здесь  же это получилось вполне естественно  и, несмотря на некоторую экстравагантность  формы, педагогически оправдано.

     Классная руководительница оставила в классе после уроков ученика 3 класса, который насорил и испачкал парту чернилами. Провинившийся должен был не только убрать и вымыть за собой, но и вычистить пятна на других партах, протереть подоконники и батареи центрального отопления. Выполнив положенное, мальчик, увлеченный работой, протер от пыли и полил стоявшие на подоконниках цветы.

   - А ты все же молодец, — похвалила его заметившая это учительница. — Умеешь и любишь работать. Я надеюсь, что научишься также и следить за собой, будешь аккуратным.

   «Радость, вызываемая сознанием выполненного долга», которую Н. Д. Левитов относит  к числу психических состояний, подкрепилась здесь похвалой учительницы, ситуация наказания дополнилась ситуацией поощрения. Вместе с этим происходит как бы перемещение потребностей, мотивов, интересов личности «вовнутрь» ее деятельности, что совпадает с разрешением возникшего ранее конфликта. Воспитательный процесс, будучи скорректированным, вступает в нормальное русло.

   Способность ситуативных настроений и состояний  переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и наказаний. Лучше всего это прослеживается на примерах педагогических ошибок, связанных с ситуациями поощрения и наказания.

   Во  время большой перемены на этаже, где расположены начальные классы, появился директор школы. Первое, что  он заметил, была веселая возня двух третьеклассников, гонявших по паркетному полу кусочек мела. Знаком директор подозвал расшалившихся мальчиков  к себе, поставил их рядом с собой, а когда закончилась перемена и все разошлись по классам, сказал:

   - Все занимаются, а вы отправляйтесь вниз к тете Марусе за полотерными щетками, будете здесь натирать пол до тех пор, пока он не станет совсем чистым и блестящим.

   К удивлению педагога, «наказанные» с  улыбающимися лицами, вприпрыжку побежали за щетками и с явным удовольствием  принялись за дело. И это не удивительно, если учесть, что эмоциональная направленность отношения этих детей к той деятельности, которую педагог избрал для реализации наказания, была совершенно определенно положительной. Нельзя не учитывать, что дети младшего школьного возраста, как правило, весьма охотно берутся за всякую работу, связанную с затратой физической энергии. В данном же случае это еще усиливалось существовавшей в школе традицией: натирка полов, из санитарно-гигиенических соображений, поручалась здесь лишь старшеклассникам. Поэтому младшие школьники привыкли считать эту работу почетной, связанной с известными привилегиями, предоставляемыми старшим товарищам. Тем более понятно, что наказания в данной ситуации по существу не получилось и не могло получиться, дети, напротив, восприняли все происшедшее с ними как известное поощрение. Планируемое педагогом средство воздействия обратилось в свою противоположность.

    Важным  условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.  

Интересны, на наш  взгляд, 7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”: 

   1. Наказание не должно вредить  здоровью - ни физическому, ни  психическому.

   2. Если есть сомнение: наказывать  или не наказывать – не наказывайте.  Никакой “профилактики”, никаких  наказаний на всякий случай.

   3. За один проступок – одно  наказание. Если проступков совершено  сразу много, наказание может  быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

   4. Недопустимо запоздалое наказание.  Иные воспитатели ругают и  наказывают детей за проступки,  которые были обнаружены спустя  полгода или год после их  совершения. Они забывают, что даже  законом учитывается срок давности  преступления. Уже сам факт обнаружения  проступка ребенка в большинстве  случаев – достаточное наказание.

   5. Ребенок не должен бояться  наказания. Он должен знать,  что в определенных случаях  наказание неотвратимо. Не наказания  он должен бояться, не гнева  даже, а огорчения родителей. Если  отношения с ребенком нормальны,  то их огорчение для него  – наказание.

   6. Не унижайте ребенка. Какой  бы была его вина, наказание  не должно восприниматься им  как торжество вашей силы над  его слабостью и как унижение  человеческого достоинства. Если  ребенок особо самолюбив или  считает, что именно в данном  случае он прав, а вы несправедливы,  наказание вызывает у него  отрицательную реакцию.

   7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его  проступках – больше ни слова. 
 

   Но  что говорят ученые о физическом наказании? К счастью, в современной  российской школе, такой вид наказаний  отменен. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных  процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а  не тем, что наказываемый ребенок  будто бы «понял свою ошибку», объясняется  его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием болевого сигнала  перестраивается работа всех органов  организма, — отмечает Б. Ф. Ломов, - что приводит к повышению его  реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и  большую, чем обычно, предусмотрительность поведения».

   Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет  упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет признавать их правоту и  свои ошибки, физическое наказание  создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что подчиняется, просит прощения и т. п. не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром  нарушены и его языком с ними говорит  инстинкт самосохранения, животная эмоция страха.

Информация о работе Наказание и поощрение как методы воспитания