Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:10, реферат
Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.
Введение
1.Понятие о гуманности наказания
2. 7 правил В.Леви “Важно помнить”
3. Физические наказания
3.1.Мнение ученых о физических наказаниях
3.2Рейтинг физических наказаний, опубликованный в The Times
4.Как сочетать наказание с поощрением
Министерство образования и науки Российской федерации
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский
государственный областной
Факультет
иностранных языков
Реферат на тему:
Содержание
Введение
1.Понятие о гуманности наказания
2. 7 правил В.Леви “Важно помнить”
3. Физические наказания
3.1.Мнение ученых о физических наказаниях
3.2Рейтинг физических наказаний, опубликованный в The Times
4.Как
сочетать наказание с
Введение
Каждый,
кому приходится иметь дело с детьми,
знает, что с помощью поощрений
и наказаний воспитателю
Значение
поощрений и наказаний в
Вопрос о том, стоит ли наказывать современных школьников не теряет своей актуальности и по сей день, более того, с годами он не разрешается, а лишь становится причиной острых дискуссий.
Какое наказание является наиболее гуманным?
Как сочетать наказание с поощрением?
Наконец, а что если совсем отменить наказания?
Итак,
давайте попробуем ответить на эти
нелегкие вопросы.
Говоря о гуманности наказания, прежде всего, стоит отметить, что, как говорил А. С. Макаренко, «наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Однако, для педагога принципиально важно уметь отдифференцировать ситуативное от личностного и возрастного.
Как отмечал в свое время С. Л. Рубинштейн, в силу многообразия потребностей, интересов, установок личности «одно и то же действие или явление может приобрести различное и даже противоположное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком». В силу этого недостаточно точный и своевременный учет педагогом как ситуативных, так и личностно-возрастных моментов использования поощрений и наказаний ведет к ошибкам.
К примеру, фраза учителя «Встаньте прямо, руки опустите», произнесенная в соответствующей ситуации младшем или даже среднем, подростковом классе, воспринимается как должное и приводит, как правило, к желаемому эффекту. Однако в 9-10 классах такая фраза прозвучит наверняка, даже у весьма авторитетного учителя, диссонансом вызовет у значительной части учащихся пусть скрытую, но все же негативную реакцию. То же следует сказать и в отношении использования поощрений и наказаний.
Опытная учительница начальных классов Е. П. Бурова рассказывала о таком любопытном эпизоде, имевшем место в практике ее работы с второклассниками.
- Екатерина Павловна, а мою тетрадку по арифметике вчера вечером Мурзик порвал! — заявил ей вдруг во время проверки домашней работы один ученик. — Я смотрел телевизор, а он вскочил на стол и порвал...
- А ну-ка, покажи язык! — неожиданно скомандовала учительница. — Так, все ясно... И когда только твой язык отучится говорить неправду? Ведь во всем, что ты сейчас сказал, правда, только то, что ты смотрел телевизор, а про Мурзика все придумал. Так? Сознавайся.
- Я боялся, что вы двойку поставите, — заговорил немного ошалевший от неожиданности разоблачения мальчик. Я, правда, больше не буду вам врать...
Примерно такая же ситуация могла бы иметь место и не во втором, а, скажем, в пятом или седьмом классе. Однако едва ли было бы правомерно использовать по отношению к семикласснику подобный прием воздействия. Здесь же это получилось вполне естественно и, несмотря на некоторую экстравагантность формы, педагогически оправдано.
Классная руководительница оставила в классе после уроков ученика 3 класса, который насорил и испачкал парту чернилами. Провинившийся должен был не только убрать и вымыть за собой, но и вычистить пятна на других партах, протереть подоконники и батареи центрального отопления. Выполнив положенное, мальчик, увлеченный работой, протер от пыли и полил стоявшие на подоконниках цветы.
- А ты все же молодец, — похвалила его заметившая это учительница. — Умеешь и любишь работать. Я надеюсь, что научишься также и следить за собой, будешь аккуратным.
«Радость, вызываемая сознанием выполненного долга», которую Н. Д. Левитов относит к числу психических состояний, подкрепилась здесь похвалой учительницы, ситуация наказания дополнилась ситуацией поощрения. Вместе с этим происходит как бы перемещение потребностей, мотивов, интересов личности «вовнутрь» ее деятельности, что совпадает с разрешением возникшего ранее конфликта. Воспитательный процесс, будучи скорректированным, вступает в нормальное русло.
Способность ситуативных настроений и состояний переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и наказаний. Лучше всего это прослеживается на примерах педагогических ошибок, связанных с ситуациями поощрения и наказания.
Во
время большой перемены на этаже,
где расположены начальные
- Все занимаются, а вы отправляйтесь вниз к тете Марусе за полотерными щетками, будете здесь натирать пол до тех пор, пока он не станет совсем чистым и блестящим.
К
удивлению педагога, «наказанные» с
улыбающимися лицами, вприпрыжку побежали
за щетками и с явным
Важным
условием развития самостимуляции в использовании
поощрений и наказаний является соблюдение
меры. Трудно даже сказать, что более вредно
в воспитании: захваливание, злоупотребление
поощрением или, напротив, наказания по
всякому поводу. В отличие от таких форм
косвенного требования, как одобрение
и осуждение, являющихся повседневными,
рядовыми воздействиями на воспитанников,
поощрение и наказание как средства коррекции
должны использоваться значительно реже.
Можно сказать, что эффект применения
поощрений и наказаний обратно пропорционален
частоте их использования. Только в тех
случаях, когда необходимость поощрения
или наказания жестко и недвусмысленно
диктуется конкретной ситуацией, надо
к ним прибегать.
Интересны, на наш
взгляд, 7 правил известного психотерапевта
В.Леви “Важно помнить”:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2.
Если есть сомнение: наказывать
или не наказывать – не
3.
За один проступок – одно
наказание. Если проступков
4.
Недопустимо запоздалое
5.
Ребенок не должен бояться
наказания. Он должен знать,
что в определенных случаях
наказание неотвратимо. Не
6.
Не унижайте ребенка. Какой
бы была его вина, наказание
не должно восприниматься им
как торжество вашей силы над
его слабостью и как унижение
человеческого достоинства.
7.
Если ребенок наказан, значит,
он уже прощен. О прежних его
проступках – больше ни слова.
Но что говорят ученые о физическом наказании? К счастью, в современной российской школе, такой вид наказаний отменен. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, — отмечает Б. Ф. Ломов, - что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения».
Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет признавать их правоту и свои ошибки, физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что подчиняется, просит прощения и т. п. не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха.
Информация о работе Наказание и поощрение как методы воспитания