Наказание и поощрение как методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:10, реферат

Описание

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.

Содержание

Введение

1.Понятие о гуманности наказания

2. 7 правил В.Леви “Важно помнить”

3. Физические наказания

3.1.Мнение ученых о физических наказаниях

3.2Рейтинг физических наказаний, опубликованный в The Times

4.Как сочетать наказание с поощрением

Работа состоит из  1 файл

Наказание и поощрение.docx

— 30.39 Кб (Скачать документ)

   На  основании данных исследования П. П. Распопова в книге «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями учащихся» можно предположить, что использование физических наказаний ведет к образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной фазы, характеризующейся крайней резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений, охранительным торможением, охватывающим деятельность коры больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой склонностью к аффектам. Такое фазовое состояние может относительно прочно фиксироваться, становиться одним из личностных качеств.

   Следует иметь в виду, что в зависимости  от индивидуально-личностных и возрастных особенностей проявления фазовых состояний  могут быть весьма различными. При определенных условиях внешней реакцией на использование физического наказания может стать полное безразличие, являющееся, однако, признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии. 

   Однако  к таким выводам ученые пришли не сразу. К примеру, в некоторых странах до сих пор применяются физические наказания. The Times публикует следующий рейтинг на одном из сайтов: 

11 место: В Кении не так давно отменили телесные наказания в школах. До этого учителя спокойно били несчастных учеников бамбуковыми прутиками. Правда, ученики там тоже не промах. Как-то раз они разломали за одну неделю шесть компьютеров и выбили 14 стекол. Кстати, после отмены телесных наказаний в кенийских школах по стране прокатилась волна протестов. Родители и учителя требуют немедленно вернуть все как было и говорят, что переступить порог класса в Кении без палки или ремня — это все равно, что дрессировщику войти в клетку со львом с голыми руками.

10 место: Тонкий бамбуковый прутик любили не только в Кении. В Китае был такой же, им били по пальцам. Отменили это всего 50 лет назад.

9 место: В России били розгами. Тоже, говорят, больно, тем более, что розог обычно не одна, а целый пучок.

8 место: Там же практиковали британское изобретение – горох. На рассыпанный горох ставили голыми коленками. Поверьте, это не больно только первые 30 секунд, а русские школяры иногда стояли на горохе часа по 4. Кстати, в Великобритании телесные наказания в школах отменили только в 1986 году.

7 место: В Бразилии провинившимся запрещают играть на перемене в футбол.  
6 место: В Либерии бьют плетью. Недавно Президент Либерии Чарльз Тэйлор собственноручно отвесил 10 ударов плетью своей 13-летней дочери, за недисциплинированность.  
5 место: Япония. Там тоже, конечно, били бамбуком, но самыми страшными считались два наказания: стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу и лежать на двух табуретках, держась за них только ладонями и пальцами на ногах, то есть, собственно, получается – между табуретками.

4 место: В Пакистане за 2-хминутное опоздание в класс вам придется 8 часов читать Коран.  
3 место: В Намибии – стоять неподвижно под деревом с осиным гнездом. Это, кстати, практикуется до сих пор несмотря на строжайший запрет министра образования.  
2 место: Традиционное средство наказания в школах Шотландии – это ремень. Стандартный шотландский школьный ремень делают из толстой жесткой кожи по специальному заказу органов образования. Используют его обычно сложенным вдвое, и, говорят, лучше этого на себе не пробовать.

1 место: Непал. Самое страшное наказание там – когда мальчика переодевают в женское платье и, в зависимости от степени провинности, заставляют ходить в нем от одного до 5 дней. Вообще-то, девочек в Непале в школы не отдают, их считают исключительно обузой и очень плохо кормят. Мальчики такой диеты не выдерживают и начинают просить прощения примерно на вторые сутки.

   А вот список Штатов Америки, где все  еще используются деревянные шлепалки в школах: Алабама, Аризона, Колорадо, Флорида, Канзас, Луизиана, Миссури, Нью-Мексико, Северная и Южная Каролина, Огайо, Оклахома, Теннеси и Техас. 

   Вывод: физические наказания пережиток  прошлого, который недопустим в современной  школе. Возникает логичный вопрос, а как сочетать применение гуманного наказания с поощрением? 

   Если  наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует  на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка — сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.

   Если  за любую ошибку ребенка ждет наказание  и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания  не сделают школу привлекательнее  для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить  и ободрять его, появится надежда, что  он будет работать с удовольствием  и полной отдачей.

   А теперь немного о другом. Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение!

   Мальчик из детского дома, сравнивая более  богатый детский дом с бедно  оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому что, по его словам, там “нас за плохое поведение начальница накажет, а директор за нас заступится”. На первый взгляд, такое поведение профессионалов — воспитателей кажется непедагогичным, непоследовательным и даже бессмысленным. Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что дело тут не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в других детских домах. К тому же, начальница и директор были супругами, и их детский дом, в сегодняшнем понимании, назывался бы “детдом семейного типа”. А в какой семье не заступаются за детей именно так, как у тех двоих воспитателей в детском доме!

   Прощение  — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или  уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

   Но  и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать  все — значит потерять авторитет  и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.  

   Итак, выше мы рассмотрели наиболее грамотные  способы сочетания поощрения  и наказания. Но не все ученые считают  применение наказаний и поощрений  необходимым методом воспитания.

 

   Но  стоит ли совсем отменять наказания?

   Многие  педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и  наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем  поощрения и наказания, то это  показывает несовершенство нашего искусства  воспитания. Лучше, если воспитатель  добьется того, что поощрения и  наказания станут ненужными».

   Выше  мы обстоятельно рассмотрели причины  появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени  она была во многом прогрессивной. Автор  отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в  воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы  их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

   Овладение же искусством применения поощрений  и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного  такта и осторожности», — подчеркивал  А. С. Макаренко. То же самое следует  сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

   В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных  детей нужно воспитывать только добром, только лаской.

   Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного  процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все  меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования  поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как  педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие  учителя и общественного мнения коллектива. Однако, само собой это не произойдет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Х. Бектенов. Поощрение и наказание в советской школе. Алма-Ата, 1954. 
2. А. С. Белкин. Проступки можно предупредить, Свердловск, 1967. 
3. А. И. Герцен. Избранные педагогические высказывания, М., 1951. 
4. В. Е. Гмурман. Поощрение и наказание в школе, М., 1962. 
5. А. Ю. Гордин. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967. 
6. А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и воспитанников в школе, М., 1970. 
7. Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей, М., 1971. 
8. И. Ф. Козлов и др. методика воспитательного процесса, М., 1969. 
9. В. А. Крутецкий. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.. 
10. А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах, М., 1957-1958. 
11. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, М., 1960. 
12. Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное, физическое, М., 1972.
 

13.интернет-ресурсы 


Информация о работе Наказание и поощрение как методы воспитания