Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:10, реферат
Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.
Введение
1.Понятие о гуманности наказания
2. 7 правил В.Леви “Важно помнить”
3. Физические наказания
3.1.Мнение ученых о физических наказаниях
3.2Рейтинг физических наказаний, опубликованный в The Times
4.Как сочетать наказание с поощрением
На основании данных исследования П. П. Распопова в книге «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями учащихся» можно предположить, что использование физических наказаний ведет к образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной фазы, характеризующейся крайней резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений, охранительным торможением, охватывающим деятельность коры больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой склонностью к аффектам. Такое фазовое состояние может относительно прочно фиксироваться, становиться одним из личностных качеств.
Следует
иметь в виду, что в зависимости
от индивидуально-личностных и возрастных
особенностей проявления фазовых состояний
могут быть весьма различными. При определенных
условиях внешней реакцией на использование
физического наказания может стать полное
безразличие, являющееся, однако, признаком
серьезных сдвигов нервных процессов
в сторону патологии.
Однако
к таким выводам ученые пришли
не сразу. К примеру, в некоторых странах
до сих пор применяются физические наказания.
The Times публикует следующий рейтинг на
одном из сайтов:
11 место: В Кении не так давно отменили телесные наказания в школах. До этого учителя спокойно били несчастных учеников бамбуковыми прутиками. Правда, ученики там тоже не промах. Как-то раз они разломали за одну неделю шесть компьютеров и выбили 14 стекол. Кстати, после отмены телесных наказаний в кенийских школах по стране прокатилась волна протестов. Родители и учителя требуют немедленно вернуть все как было и говорят, что переступить порог класса в Кении без палки или ремня — это все равно, что дрессировщику войти в клетку со львом с голыми руками.
10 место: Тонкий бамбуковый прутик любили не только в Кении. В Китае был такой же, им били по пальцам. Отменили это всего 50 лет назад.
9 место: В России били розгами. Тоже, говорят, больно, тем более, что розог обычно не одна, а целый пучок.
8 место: Там же практиковали британское изобретение – горох. На рассыпанный горох ставили голыми коленками. Поверьте, это не больно только первые 30 секунд, а русские школяры иногда стояли на горохе часа по 4. Кстати, в Великобритании телесные наказания в школах отменили только в 1986 году.
7
место: В Бразилии провинившимся запрещают
играть на перемене в футбол.
6 место: В Либерии бьют плетью. Недавно
Президент Либерии Чарльз Тэйлор собственноручно
отвесил 10 ударов плетью своей 13-летней
дочери, за недисциплинированность.
5 место: Япония. Там тоже, конечно,
били бамбуком, но самыми страшными считались
два наказания: стоять с фарфоровой чашкой
на голове, выпрямив одну ногу под прямым
углом к туловищу и лежать на двух табуретках,
держась за них только ладонями и пальцами
на ногах, то есть, собственно, получается
– между табуретками.
4
место: В Пакистане за 2-хминутное опоздание
в класс вам придется 8 часов читать Коран.
3 место: В Намибии – стоять неподвижно
под деревом с осиным гнездом. Это, кстати,
практикуется до сих пор несмотря на строжайший
запрет министра образования.
2 место: Традиционное средство наказания
в школах Шотландии – это ремень. Стандартный
шотландский школьный ремень делают из
толстой жесткой кожи по специальному
заказу органов образования. Используют
его обычно сложенным вдвое, и, говорят,
лучше этого на себе не пробовать.
1 место: Непал. Самое страшное наказание там – когда мальчика переодевают в женское платье и, в зависимости от степени провинности, заставляют ходить в нем от одного до 5 дней. Вообще-то, девочек в Непале в школы не отдают, их считают исключительно обузой и очень плохо кормят. Мальчики такой диеты не выдерживают и начинают просить прощения примерно на вторые сутки.
А
вот список Штатов Америки, где все
еще используются деревянные шлепалки
в школах: Алабама, Аризона, Колорадо, Флорида,
Канзас, Луизиана, Миссури, Нью-Мексико,
Северная и Южная Каролина, Огайо, Оклахома,
Теннеси и Техас.
Вывод:
физические наказания пережиток
прошлого, который недопустим в современной
школе. Возникает логичный
вопрос, а как сочетать
применение гуманного
наказания с поощрением?
Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка — сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.
А теперь немного о другом. Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение!
Мальчик из детского дома, сравнивая более богатый детский дом с бедно оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому что, по его словам, там “нас за плохое поведение начальница накажет, а директор за нас заступится”. На первый взгляд, такое поведение профессионалов — воспитателей кажется непедагогичным, непоследовательным и даже бессмысленным. Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что дело тут не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в других детских домах. К тому же, начальница и директор были супругами, и их детский дом, в сегодняшнем понимании, назывался бы “детдом семейного типа”. А в какой семье не заступаются за детей именно так, как у тех двоих воспитателей в детском доме!
Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.
Но
и здесь следует избегать крайностей.
Никогда ничего не прощать означает
бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное
поведение. Оно лишь углубит пропасть
между воспитателем и ребенком. Но
всегда с готовностью прощать
все — значит потерять авторитет
и возможность влиять на ребенка.
Так что и здесь
Итак,
выше мы рассмотрели наиболее грамотные
способы сочетания поощрения
и наказания. Но не все ученые считают
применение наказаний и поощрений
необходимым методом
Но стоит ли совсем отменять наказания?
Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».
Выше
мы обстоятельно рассмотрели причины
появления такой точки зрения,
отметили, что для своего времени
она была во многом прогрессивной. Автор
отдает себе отчет в том, что спор
этот, в конечном счете, решит время.
Бесспорно одно: в наши дни в
воспитании без этих средств не обойтись,
и задача заключается в том, чтобы
их использование было, как минимум,
элементарно грамотным в
Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных детей нужно воспитывать только добром, только лаской.
Можно
высказать предположение, что по
мере совершенствования
Литература:
1. Х. Бектенов.
Поощрение и наказание в советской школе.
Алма-Ата, 1954.
2. А. С. Белкин. Проступки можно предупредить,
Свердловск, 1967.
3. А. И. Герцен. Избранные педагогические
высказывания, М., 1951.
4. В. Е. Гмурман. Поощрение и наказание
в школе, М., 1962.
5. А. Ю. Гордин. Нравственное воспитание
школьников в труде, М., 1967.
6. А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских
взаимоотношений педагога и воспитанников
в школе, М., 1970.
7. Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в
воспитании детей, М., 1971.
8. И. Ф. Козлов и др. методика воспитательного
процесса, М., 1969.
9. В. А. Крутецкий. Возрастные психологические
особенности подростка, М., 1970..
10. А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах,
М., 1957-1958.
11. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии,
М., 1960.
12. Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное,
физическое, М., 1972.
13.интернет-ресурсы
Информация о работе Наказание и поощрение как методы воспитания