Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:32, реферат
Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников,
1. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО. МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу.
М.А. Кольцова доказала наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Отмечая важность исследования произвольных движений, А.В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Е.М. Масткжова подчеркивала, что речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Поэтому одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, она считала принцип двигательно-кинестетической стимуляции.
Таким образом, связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики. При заикании отмечается многообразие моторных нарушений. У некоторых заикающихся детей можно выявить моторную одаренность выше своего возраста на три месяца. Однако у большинства имеется отставание в развитии моторики от четырех месяцев до почти пяти лет. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса.
Начало формы
из 291
Предыдущая Следующая
Конец формы
При общей моторной одаренности у заикающихся детей обнаруживается недостаточность в мимической моторике. По мнению В.М. Аристова, она не всегда связана с речью и может быть отнесена к «малым органическим симптомам», так как в основе некоторых форм заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга». Это вызывает нарушение статики и динамики речевых органов. Органические нарушения моторной функции проявляются как:
1) симптомы выпадения — невозможность производить простые упражнения;
2) гиперкинезы, тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокращения языка;
3) атактические расстройства — невозможность сразу выполнить то или иное движение (выполнение удается только при зрительном контроле);
4) апраксические расстройства (в единичных случаях). Если у заикающихся имеется некоторая слабость мышц лица, тогда необходима лечебная гимнастика.
Н.С. Самойленко считает, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития или отставать от речи и могут встречаться заикающиеся дети с особой моторной одаренностью.
По состоянию моторики Н.С. Самойленко выделяет четыре группы заикающихся дошкольников.
Первая — дети, имеющие нарушения темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и коллективных взаимоотношений. При этом внимание и активность не нарушены. Недочеты моторики быстро изживаются.
Вторая — дети слабо одаренные в моторном отношении, в движениях нет ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и улучшением координации движений не дает хороших результатов. Могут быть случаи легкой моторной отсталости.
Третья — дети с сильной мышечной заторможенностью. Вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движении руки минимальное сгибание ног при ходьбе. Отсутствие качания рук при походке, качание одной рукой или качание неестественно вытянутых рук, выталкиваемых вперед и некоординированных с движением ног. Сильная заторможенность шеи и плеч. Работа с этими детьми требуется большая, работа как коллективная, так и индивидуальная. Дети часто отказываются от коллективных игр, предпочитая играть в одиночку, с серьезным лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных ролей. Сроки работы с ними длительные.
Начало формы
из 291
Предыдущая Следующая
Конец формы
Четвертая — дети моторно возбудимые, с обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Такие дети встречаются не так часто. Спокойное положение для них трудно выполнимо. В коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям. Мышечный тонус несколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Бег и прыжки их сильно возбуждают. Активность чрезвычайно повышена: готовы все сделать за других, вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивные действия, стремятся получить руководящую роль. Работа с такими детьми длительная, результаты не всегда положительные.
М.Ф. Брунс обнаружила корреляцию между формой заикания (тонической и клонической) и особенностями моторики, подчеркнув, что «корригирующая гимнастика должна сообразовываться с формой заикания».
Б.И. Шостак выявила у части детей ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, переключения, координации, темпа движений, статической и динамической координации движений. Обнаруженные ею нарушения она связала с состоянием эмоционально-волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колебаниям, и с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большинстве случаев имеющего тенденцию к ускорению.
В исследованиях ГА. Волковой1 показано, что у некоторых заикающихся детей 4—7 лет моторика не нарушена, у большинства же детей имеются разнообразные и многочисленные нарушения общей моторики, тонкой произвольной моторики рук и пальцев, мимических мышц и орального праксиса. Преобладают нарушения моторной функции в форме общего моторного напряжения, скованности, замедленной переключаемости движений, имеются нарушения и в форме двигательного беспокойства, расторможенности, некоординированности, хаотичности движений, с наличием гиперкинезов, с -широкой амплитудой выполнения движений.
Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом — строительным, башенками, бочонками, матрешками. У детей 4—5 лет моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5—6, 6—7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их is коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости. Преобладание моторной напряженности прослеживается по всем возрастным группам заикающихся: 4—5, 5—6, 6—7 лет.
Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом свое возбуждение. Движения порывистые, недостаточно целенаправленные, некоординированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игры дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты, воспроизводят ее ход в многочисленных некоординированных движениях.
Половине заикающихся детей 4—7 лет свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.
Исследования ГА. Волковой показали, что удетей раннего возраста имеется неравномерность в созревании двигательного анализатора, клинически проявляющаяся в различных нарушениях моторики. Данные анамнестического исследования заикающихся детей в сравнении с данными хорошо говорящих детей позволяют говорить о том, что еще до возникновения заикания удетей имелись довольно заметные изменения в формировании моторной функции. У заикающихся детей на протяжении от 2 лет до 4-го года жизни не отмечается качественных различий при выполнении заданий. У них недостаточно выражена возрастная динамика совершенствования моторной функции, нарушения которой значительно выражены на более поздних стадиях онтогенеза. Разработанная Г.А. Волковой методика игровой деятельности оказывает положительное влияние на поведение и речь заикающихся дошкольников и позволяет преодолеть моторные нарушения.
Довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность1.
Исследования чувства ритма, координации и переключаемости движений у заикающихся среднего и старшего школьного возраста показали, что чем выше степень заикания, тем более выражены нарушения моторики.
У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени — чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. С тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувства ритма уравниваются с нарушениями координации движений.
Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координация движений, у девочек — переключаемость движений.
Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем, у мальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Общая моторика, тесно связанная с речевой, оказывает большое влияние на последнюю. Трудности перевоспитания речи заикающихся тесно переплетаются с трудностями коррекции моторики. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.
Анализ исследований моторики у заикающихся дошкольников и школьников показывает разнообразие критериев оценки моторного состояния детей. Исследователи использовали в качестве критериев оценки моторики заикающихся форму заикания, тяжесть проявления, темп движений, нарушения эмоционально-волевой сферы, поведение в игровых ситуациях.
Начало формы
из 291
Предыдущая
Конец формы
2. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЩЮНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ
У взрослых заикающихся имеются свои особенности в нарушении моторики:
1) общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливающаяся при наличии логофобии;
2) нечеткость координации движений;
3) расхождение в моторике и речи: речь или запаздывает, или опережает движение. Речь запаздывает тогда, когда задание надо выполнить после неожиданного сигнала (заикающийся не может вовремя произнести слово). Речь опережает движение у заикающихся с чрезмерным напряжением мышц тогда, когда движение является для них неожиданным, неавтоматизированным;
4) уловки, вспомогательные движения;
5) неровность воспроизведения ритма. Так, у некоторых юношей и взрослых перед началом отстукивания ритмического рисунка возникает торможение в кисти руки (тонус); у других — ряд предварительных, добавочных, многократных движений, не доводят действие до конца и улавливают только зрительно (клонус); третья группа вводит вспомогательный удар, аналогичный эмболофразии. Как правило, заикающиеся выявляют задержку в начале ритмической фразы. В противоположность заикающимся, тахилалики демонстрируют большую стремительность в воспроизведении заданий и отсутствие выдержки на продолжительных длительностях.
6) Заикающимся и тахилаликам замедление темпа движения дается сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого. Несомненна связь между темпом речи и темпом движения, так как при помощи медленных и плавных движений можно создать атмосферу спокойствия и облегчить больному переход к плавной, слитной речи.
7) У заикающихся и тахилаликов отмечаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах, а именно: неустойчивость внимания, памяти, легкая отвлекаемость. Им не всегда удается выполнить задания, состоящие из разных движений, которые выполняются одновременно. Они не могут запомнить большого числа движений.
В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская выделяют следующие типы заикающихся (логоневротиков) по состоянию моторики.
1. Движения быстрые, беспокойные, соответствующие торопливой речи, не доводятся до конца, отмечается их неточность, соответствующая невнятность речи, с недостаточным открыванием рта и нечеткостью выражения. Этим заикающимся нужны коллективные задания, поочередные, сдерживающие неорганизованные порывы, упражнения на торможение, преодоление автоматизма, на координацию движений со словом. Педагогу необходимо следить за педантичностью, четкостью движений при выполнении заикающимися заданий.
2. Природная склонность к быстрым движениям, но с внутренней волевой силой. При большом внимании к себе у этих заикающихся темп речи устойчивый. Интеллектуально развиты, владеют собой. При выполнении заданий чувствуется большое сосредоточение внимания. Для них необходимы упражнения на координацию движений, на преодоление автоматизма, на регуляцию мышечного тонуса.