Нарушение моторики при заикании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:32, реферат

Описание

Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников,

Работа состоит из  1 файл

заикание (2).doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

3. Средний темп движений. Этому типу заикающихся свойственна большая выдержка и спокойствие, хорошее внимание, память, высокая ритмическая одаренность, четкие, свободные движения. Для них необходимы упражнения с речью, поскольку хорошие моторные данные и ритмичность могут быть использованы как регуляторы речевых недостатков.

4. Средний темп движений. Наблюдается угловатость, напряженность, связанность, скованность. Отсутствует четкость в координации, особенно в координированном движении с речью. Эти заикающиеся неловки, с плохим ритмом, трудно понимающие задания. В детском и подростковом возрасте у них отмечается педагогическая запущенность. Для них необходима вся система ритмических и логоритмических движений, особенно коллективные упражнения на внимание, память, регуляцию мышечного тонуса, ориентировку в пространстве и коллективе.

5. Медленный темп движений. Движения вялые, связанные, нудные, нет интенсивности выполнения, решительности, наступательности. Для этого типа нужны разнообразные контрастные движения, а также чисто физкультурные упражнения — активизирующие, подстегивающие, тонизирующие.

6. Медленные, вялые движения в периоде ярко выраженного депрессивного состояния. Походка замедленная, голова опущена вниз, движения связанные или неестественно расслабленные, внимание неустойчивое, память ослаблена. Для этого типа необходимы упражнения с музыкальным сопровождением, характер музыки бодрый, мажорный, поднимающий эмоциональный тонус. Занятия обязательно коллективные, чтобы коллектив увлекал за собой больного.

Как отмечают С.С. Ляпидевский и В.П. Баранова, у некоторых заикающихся подростков нарушения моторики связаны с отношением к речевому расстройству. Так, у кого отсутствует фиксация на своем дефекте, наблюдается преимущественно моторная недостаточность речевой функции без заметного влияния на личность в целом, а утех, кто реагируют на речевой дефект, отклонения в психомоторике более выраженные. У заикающихся с целым рядом особенностей личности {мнительность, подозрительность, преобладание угнетенного состояния, навязчивый страх, неверие в возможность излечения) отмечаются значительные расстройства психомоторики.

В.М. Шкловский отмечает, что у взрослых заикающихся на первом месте по частоте встречающихся расстройств высших корковых функций стоят нарушения орального праксиса.

И.Ю. Лавкай также отмечает, что тяжесть речевого дефекта у заикающихся коррелирует со степенью нарушения орального и общего праксиса.

Исследования заикающихся с невротической и неврозоподобной формами, которые проводил Е.В. Оганесян, показали различное состояние их психомоторики.

У взрослых заикающихся с невротическим заиканием мышечный тонус слегка снижен по невротическому типу, движения координированны и плавны. Выполнение тонких проб при исследовании орального праксиса не вызывает выраженных затруднений. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. Заикающиеся понимают словесные инструкции по выполнению двигательного задания с первого предъявления и хорошо их удерживают. Отмечаются самостоятельное исправление ошибок при выполнении двигательной программы и хорошая двигательная обучаемость. Музыкально-ритмические способности развиты достаточно высоко. Органы артикуляции обнаруживают полную сохранность и достаточную подвижность при нормальном звукопроизношении. Одновременно с этим выявляется недостаточный уровень статической выносливости, недоведение элементов движений до конца, некоторая вялость и повышенная утомляемость, а также вялость и снижение диапазона движений органов артикуляции. В целом в моторной сфере у пациентов с невротическим заиканием нет диссоциации: все компоненты связаны между собой и развиты пропорционально, расстройства в двигательной сфере функциональны.

Картина двигательной недостаточности при неврозоподобном заикании полиморфна. Она отражает как недоразвитие, так и разные степени зрелости церебральных уровней организации движений. У больных с неврозоподобным заиканием мышечный тонус неустойчив, движения характеризуются напряженностью и несоразмерностью, наблюдаются нарушения согласованной координации движений рук и ног, обилие синкинезий. У многих выявляются неточности при воспроизведении двигательной программы и низкое качество выполнения проб на динамический праксис, особенно в артикуляционной и мимической моторике. Помимо затруднений при запоминании серий последовательных движений, отмечается инертность двигательных актов, не позволяющая больным быстро переходить от одной серии движений к другой. У большинства заикающихся имеются нарушения при воспроизведении и удержании темпа и ритма, низкий уровень развития музыкального слуха. Только у части больных выявляется полная сохранность музыкально-ритмических способностей. Все заикающиеся не могут самостоятельно исправить ошибки, словесная инструкция для них недостаточна и опорой в обучении являются наглядные примеры. В наиболее тяжелых случаях больные испытывают трудность в разноименной координации верхних и нижних конечностей, спонтанно переходя на одноименную координацию. Положительная динамика у заикающихся этой группы существенно ниже, особенно в состоянии мимической моторики и музыкально-ритмических способностей. В целом при неврозоподобном заикании имеется диссоциация развития разных компонентов моторики.

По-видимому, при неврозоподобном заикании имеется выраженное нарушение деятельности наиболее поздней в филогенетическом отношении премоторно-неостриарной системы. Недостаточно развитые в детском и подростковом возрасте системы, обеспечивающие взаимодействие моторики и речи, окончательно созревающие rt несколько более позднем возрасте, у больных с неврозоподобным заиканием созревают позднее, чем у больных с невротическим заиканием и нормально говорящих.

 



Информация о работе Нарушение моторики при заикании