Нарушения голоса у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:27, доклад

Описание

Анализ приемов голосоведения в хоровых коллективах и сопоставление их с состоянием голосового аппарата детей позволило установить, что нередко причиной функциональных и органических расстройств голоса служат:
1) наличие патологических очагов в органах и системах, входящих и не входящих в голосовой аппарат;
2) чрезмерно громкое (форсированное) пение;
3)несоблюдение возрастного диапазона голоса и сложность вокального репертуара;
4) чрезмерно продолжительные занятия;
5) сольные выступления на эстраде детей младшего возраста.
6) психологические

Работа состоит из  1 файл

Нарушения голоса у детей и подростков.doc

— 55.00 Кб (Скачать документ)

    Нарушения голоса у детей  и подростков

    Причины голосовых нарушений. Развитие певческого голоса у детей — очень сложный социально-биолого-физиологический процесс, познание которого возможно при комплексном его изучении.

    Анализ  приемов голосоведения в хоровых коллективах и сопоставление их с состоянием голосового аппарата детей позволило установить, что нередко причиной функциональных и органических расстройств голоса служат:

    1) наличие патологических очагов  в органах и системах, входящих и не входящих в голосовой аппарат;

    2) чрезмерно громкое (форсированное)  пение;

    3)несоблюдение  возрастного диапазона голоса  и сложность вокального репертуара;

    4) чрезмерно продолжительные занятия;

    5) сольные выступления на эстраде  детей младшего возраста.

    6) психологические

    Для того чтобы подтвердить чрезвычайную xpyпкость голосового аппарата детей и подростков, можно привести данные ларингоскопических наблюдений до и после уроков пения. При осмотре учащихся до уроков пения обнаружена нормальная ларингостробоскопическая картина. После уроков пения, продолжавшихся в первых 4 классах до 45 мин, а у школьников остальных классов до 1 ч 30 мин, были отмечены те или иные нарушения голосового аппарата: розовая или розоватая окраска слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок, недостаточное смыкание их, нарушение вибраторной функции голосовых складок той или иной степени выраженности. Эти нарушения были обнаружены в основном у тех детей, которые указывали на быструю утомляемость голоса при разучивании новых произведений [Телеляева Л. М., Крушевская И. И., 1988].

    Нарушения голосовой функции у детей, как  и у взрослых, чаще наблюдаются  при различных патологических изменениях в органах и системах, как входящих в голосовой аппарат, так и не входящих в него. При осмотре ЛОР-органов необходимо обращать особое внимание на те изменения, которые могут нарушать нормальное развитие голоса. Так, например, при осмотре ротоглотки следует установить состояние небных миндалин. Большие миндалины, выходящие за пределы дужек, затрудняют движение отдельных частей мягких резонаторов, в частности небных дужек, мягкого неба, вследствие чего ограничиваются функциональные возможности этих органов и нарушается четкость артикуляции. Последнее очень важно, так как артикуляционный аппарат с самого начала вовлекается в процесс пения. Здесь вырабатываются согласные и гласные звуки ~ и производится их динамическая регулировка.

    Объем и форма ротоглоточной полости, являющейся мягким резонатором,   могут быть   произвольно  изменены.  Это  влияет  на   режим  работы   голосовых  складок, придавая голосу ту или иную окраску.

    К другим заболеваниям, которые могут  нарушить голосообразование и затруднить фонацию, придать голосу носовой оттенок и даже гнусавость, относятся аденоидные разрастания, увеличение носовых раковин при хронических ринитах. Они нередко являются причиной отсутствия яркости голоса и чистоты интонации.

    На  звучании голоса отражаются также заболевания  околоносовых пазух. Патологический секрет, выделяющийся при синуситах, через носоглотку попадает в нижележащие отделы дыхательных путей и, постоянно раздражая слизистую оболочку, вызывает заболевания гортани и трахеи.

    Кроме указанных заболеваний, на нормальное развитие голоса может отрицательно влиять ортодонтогенная патология. Наличие кариозных зубов нередко способствует развитию хронических заболеваний миндалин, сопровождающихся катаральным воспалением слизистой оболочки глотки и других отделов голосового аппарата, что влечет за собой расстройство голосовой функции. В связи с этим у детей следует периодически проводить осмотр и санацию полости рта и зубов.

    Состояние органов слуха имеет важное значение в развитии голоса. Для музыканта  и певца нормальная острота слуха  совершенно необходима. Вокально-техническую работу над динамической гибкостью голоса и точностью интонации проводят под постоянным слуховым контролем вначале педагога, а затем и самого учащегося. В связи с этим при осмотре поступающих в вокальные классы и хоровые коллективы следует осуществлять тщательное исследование органов слуха. Неточная и нечистая интонация может быть результатом не только невнимательности ребенка или недостаточного развития музыкального слуха, но потери или понижения восприятия звука на отдельные ноты вследствие заболевания слухового органа.

    Следует помнить, что при многих детских инфекционных заболеваниях возникает поражение того или иного отдела звукового анализатора. Значение слуха для фонации особенно наглядно выявилось при изучении причин плохой интонации у первоклассников.

    Наконец, у детей, так же как и у взрослых лиц голосоречевых профессий, определенную роль в процессе голосообразования играет состояние трахеи, бронхов, легких, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем. Любая патология органов и систем может привести к нарушению голосообразования у детей. В связи с этим необходим тесный контакт между соответствующими специалистами и фониатром, особенно в тех случаях, когда расстройство голосовой функции нельзя объяснить нарушением состояния органов голосового аппарата.

    Железы внутренней секреции имеют особое значение для организма, так как гормоны многих из них оказывают влияние на процесс роста и развитие голоса. Особенно важное значение из них придают гипофизу, щитовидной и половым железам. На жизнедеятельность растущего организма выраженное влияние оказывают также гормоны надпочечников (адреналин) и поджелудочной железы (инсулин), регулирующие, в частности, углеводный обмен в организме, что особенно важно в связи с повышенным расходом энергии в период роста. Развитие голосового аппарата настолько тесно связано с гормональной сферой, что при возникновении в ней каких-либо нарушений, мешающих созреванию подростка, задерживаются или останавливаются рост гортани и наступление смены голоса.

    В связи с интенсивной сердечной  деятельностью и небольшой жизненной емкостью легких необходимо увеличить частоту дыхания, что позволяет ребенку за единицу времени вводить в легкие больше воздуха, необходимого в процессе фонации и пения.

    Многие  дефекты в голосообразовании  являются следствием неправильного пения и нерационального режима голоса в детском возрасте, в частности у мальчиков во время мутации голоса, а также в до- и послемутационном периоде. Дети часто перенимают у взрослых и старших товарищей их манеру пения, причем возникающие технические трудности преодолевают путем вредных напряжений голосового аппарата или его отдельных частей.

    При стробоскопическом исследовании гортани  у поющих детей мы отмечали неестественный, несвойственный детскому голосу сплошь грудной характер колебаний, характерный для голоса взрослых. У поющих детей могут наблюдаться такие же болезненные состояния голосового аппарата, как и у взрослых, начиная от обычного воспаления голосовых складок до типичных «певческих узелков». Эти заболевания связаны с неправильным  пением  и, чаще,  нерациональным  голосовым режимом.

    В связи с чрезмерной хрупкостью голосового аппарата в детском возрасте и низкой устойчивостью к вредным воздействиям необходим щадящий голосовой режим, заключающийся в выполнении следующих требований: 1) своевременно проводить санацию патологических очагов; 2) петь только в соответствующей данному возрасту тесситуре; 3) при пении не допускать использования крайних нот присущего данному возрасту диапазона; 4) петь на коротких певческих фразах; 5) использовать главным образом нефорсированное пение, громкое же пение допускать как исключение при отдельных выступлениях; 6) применять умеренные специальные упражнения для голоса с целью помочь ребенку выработать нужные певческие навыки. Обучать детей пению целесообразно с учетом особенностей развития детского голоса. 

    Нарушения голоса у детей  и подростков. Детский и подростковый  возраст характеризуется   вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям.  Перенапряжение мышц голосового  аппарата, крик,  бесконтрольное  пение,  особенно в мутационном периоде или после перенесенных воспалительных  заболеваний,   как  у  мальчиков,  так  и у девочек  могут привести  к    значительным    функциональным  и органическим  нарушениям  голоса.  Частота дисфоний зависит от возраста детей и среды, в которой они проводят больше всего времени. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрастной группе от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом,  со склонностью к  командованию общительны, много разговаривают и кричат,  и к вечеру голос у них  «садится»,  иногда  полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечаются напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна одышка. Дисфоний у детей и подростков чаще  возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Ларингоскопическая картина при дисфониях разнообразна и зависит от тяжести голосовых нарушений. Органические дисфоний у детей встречаются чаще, чем функциональные.

    Заболеваемость  голосового аппарата у детей и  подростков, по данным отдельных авторов, колеблется  от 6 до 41%. Сведения о   частоте и характере нарушений голоса в детском возрасте немногочисленны и противоречивы.  Комплексное обследование    2540 детей и подростков, проведенное Ю. С. Василенко и С. Е. Улановым   (1974),  показало,  что клиническая  картина  органических и функциональных нарушений голосового аппарата отличается от проявлений их у взрослых. Данным обстоятельством объясняют    определенные трудности в диагностике патологических состояний гортани у детей и подростков. Функциональные и органические нарушения голоса диагностированы у 3,7% обследованных школьников, у 1/3 из которых были функциональные дисфонии, что совпадает с данными Т. Coll (1987). Чаще встречались гипотонусные дисфонии, реже — гипертонусные. Эти виды дисфонии чаще наблюдались у мальчиков и юношей, а психогенные афонии были выявлены у девочек. Этиологическими факторами развития афонии являлись лабильность нервно-психической сферы и различные стрессовые ситуации (испуг, страх, переживания при получении неприятных известий). При лечении функциональных дисфонии и афоний следует рекомендовать особое внимание уделять психотерапии, настойчивому проведению работы по выработке правильной техники голосоведения, восстановлению взаимосвязи между дыхательными и голосообразующи-ми отделами голосового аппарата.

    Из  органических поражений голосового аппарата чаще всего встречались  узелки голосовых складок, локализация, форма и размеры которых отличаются от таковых у взрослых: располагаются по свободному краю в средней трети голосовых складок и имеют широкое основание. Узелки во всех случаях были двусторонними. По мнению авторов, лечение узелков у детей и подростков должно быть преимущественно консервативным и включать противоотечные, противовоспалительные (при сочетании узелков с воспалительными изменениями слизистой оболочки гортани), антигистаминные препараты, физиотерапию, дыхательную гимнастику и фонопедию. В последнее время при лечении узелков голосовых складок у детей с хорошими функциональными результатами применяют криовоздействие и эндоларингеальную лазерную микрохирургию [Чи-решкин Д. Г. и др., 1985].

    Издавна такие узелки называют узелками крикунов, так как анамнестические данные свидетельствуют о том, что чаще они образуются у детей, много кричавших в младенческом возрасте. Г. Д. Михайлова (1987) при массовом 'обследовании детей выявила узелки у 10,1%, причем они были обнаружены только у детей, посещавших детские дошкольные учреждения. Отмечено, что у мальчиков заболевания встречались в 5 раз чаще, чем у девочек, и наибольшая распространенность его приходится на возраст 7—10 лет [Михайлова Т.Д., 1987; Wendler G., Seidner W., 1977]. Автор объясняет УТО сочетанием голосовой нагрузки с лабильностью эмоционально-психической сферы, свойственной детям данного возраста.

    Своевременная диагностика с применением ларингоскопии, микроларингоскопии, фиброларингоскопии, ла-рингостробоскопии и проведение комплекса лечебных мероприятий позволяют предупредить возникновение стойких нарушений голоса у детей и подростков. 

    Гигиена и охрана детского голоса. Одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков — систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.

    Исследования  доказали, что  пение  оказывает   благоприятное влияние на организм ребенка  и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является  своеобразной  гимнастикой,   которая   способствует  правильному  развитию  грудной   клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-этические навыки. Однако воспитание  правильных  навыков  и естественное    развитие детского  голоса  должны   быть  основаны на законах возрастной  физиологии.  При  несоблюдении  этих  законов  у  детей   часто  возникают  заболевания   голосового аппарата, а  иногда  происходят особые  сдвиги в организме,  которые не встречаются  у взрослых.  Как показали наши исследования, они являются следствием нарушения   во  время   пения  регуляции  деятельности  сердечно-сосудистой системы и обменных процессов, в связи с чем в организме изменяется  кислородный баланс. Касаясь  уроков  пения, следует отметить,  что  педагог должен следить за тем, чтобы непрерывное пение в младших классах продолжалось не более 30 мин, а   в старших — не более 45 мин. Перерывы являются такой же  важной   частью  воспитательного  процесса,   как  соблюдение  основных  положений   гигиены — педагогического процесса. Для воспитания музыкально-вокальных способностей ребенка  при отборе песен следует учитывать необходимость  развития   мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей, и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т. е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т. е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса.

Информация о работе Нарушения голоса у детей и подростков