Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:36, контрольная работа
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное - это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Обаятельная, как детство, педагогика Монтессори, ворвавшись в XX в. "негаданным метеоритом среди рассчитанных светил", продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные
Введение.
1. Краткая биографическая справка о М. Монтессори.
2.Монтессори-движение в России: история и современность.
3.Педогогическая деятельность и теория дошкольного воспи-
тания Марии Монтессори.
Заключение.
Список литературы.
Научно-методические основы развития речи детей в педагогической системе Марии Монтессори.
План:
Введение.
1. Краткая биографическая справка о М. Монтессори.
2.Монтессори-движение в России: история и современность.
3.Педогогическая деятельность и теория дошкольного воспи-
тания Марии Монтессори.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Пользующаяся мировым
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное - это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Обаятельная, как детство, педагогика Монтессори, ворвавшись в XX в. "негаданным метеоритом среди рассчитанных светил", продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.
31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.
О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей.
Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивелегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии.
Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.
Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка.
В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори.
В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению.
6 января 1907 года в Сан-Лоренцо
открылся первый "Дом ребенка",
работа в котором была
В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру.
С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.
В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира.
В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М. Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.
В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики" Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад.
В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне.
Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.
В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу.
В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.
Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.
6 мая 1952 года ее не стало.
Она умерла в голландском
С 1952 года AMI – Международную Монтессори-
После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.
2.Монтессори-движение в России: история и современность.
Как и в большинстве стран
мира, Монтессори-движение в России прошло
три основных этапа.
Для первого этапа (1910 - 1930-е гг.) характерен
начальный всплеск интереса к идеям Монтессори,
восторженное принятие их и попытки реализовать
их в практике дошкольного воспитания.
Историей идей Монтессори занимались
такие исследователи, как М.В. Богуславский,
И.И. Дьяченко, М.Н. Якимова. В самом начале
1910-х гг. идеи Монтессори проникают через
прессу и рассказы очевидцев. Первый детский
сад, в котором реализуются эти идеи, открывает
в 1913 г. в Коммерческом училище Санкт-Петербурга
Ю.И. Фаусек. В течение следующих лет в
России возник ряд детских учреждений
Монтессори. Среди них – Яснополянская
школа, руководимая Т.Л. Сухотиной, детский
сад в Лесном под Петербургом, детский
сад для детей рабочих при Народном доме
графини Паниной, детский сад при Педагогическом
институте в Петербурге, детский сад в
Москве под руководством выпускницы интернациональных
курсов Монтессори в Риме А.П. Выгодской,
«Кельинский дом» на Девичьем поле в Москве
А.А. Перроте и др. По данным М.Н. Якимовой,
к 1928г. их насчитывалось около 20.
Второй этап (1940 – 1980-е гг.) можно назвать
латентным периодом развития Монтессори-движения
в России. Об идеях итальянского педагога
в широких педагогических кругах надолго
забыли, упоминая о них лишь в негативном
ключе. Однако отдельные идеи получают
развитие и применение.
С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори-движение
переживает третий этап – период возрождения.
Третий период можно разделить на два
этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг.
– восприятие опыта зарубежных коллег
и обращение к опыту России первой трети XX в.
Это этап «движения вширь». С конца 1990-х
гг. начинается второй этап – «движение
вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия
Монтессори, первые научные исследования
и серьёзные учебные пособия. На этом этапе
назрела необходимость сравнительных
экспериментальных исследований эффективности
системы Монтессори на российской почве.
В самом начале 1990-х гг. в Москве в детском
саду № 1488 педагогического комплекса,
созданного Е. Ямбургом, была открыта группа
Монтессори. Её основала и длительное
время работала в ней воспитателем З.И.
Марцинкене.
Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской
газеты» Е.А. Хилтунен и голландский учитель
Э. Ван Сантен подписали договор о сотрудничестве.
Планировалось открытие детских садов,
семинаров для педагогов и организация
производства Монтессори-материалов в
России.
Власти также не остались в стороне от
набирающего силу Монтессори-движения.
В первой половине 1990-х гг. Министерством
образования РФ и Министерством образования
и наук Нидерландов подписан Меморандум
о сотрудничестве в гуманитарных областях,
на основании которого был разработан
проект «Метрополис». В рамках проекта
осуществлялось сотрудничество голландских
специалистов с педагогами Волгограда,
Красноярска, Москвы и Череповца. Активное
участие принял коллектив московского
Учебно-педагогического комплекса № 7
«Маросейка».
Первыми посланцами России на зарубежных
Монтессори-курсах стали Е. Хилтунен и
М.Сорокова.
В 1992 г. по инициативе Д.Г. Сорокова, М.Г.
Сороковой, К.Е. Сумнительного и С.И. Сумнительной
был создан Московский Монтессори-центр,
который проводил работу в разных направлениях.
Преподавателями курса были как отечественные,
так и зарубежные специалисты. С российской
стороны читали лекции и проводили семинары
кандидаты и доктора наук М.В. Богуславский,
Г.Б. Корнетов, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова,
Р.В. Тонкова-Ямпольская.
В 1992 г. была создана Межрегиональная альтернативная
Монтессори-ассоциация (МАМА), президентом
которой стал Д.Г. Сороков, а вице-президентом
– М.В. Богуславский. Стал издаваться сборник
«Альманах МАМА», в котором публиковались
статьи отечественных и зарубежных специалистов.
Место системы Монтессори в движении педагогических
реформ конца XIX – начала XX в., предпринятые в русле фундаментальной
академической науки:
Б.М. Бим-Бад – антропологическое течение;
А.Н. Джуринский – экспериментальная педагогика;
М.В. Богуславский и Г.Б. Корнетов – «свободное
воспитание»; позднее Г.Б. Корнетов включает
систему Монтессори в так называемую «манипулятивную
педагогику».
3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. "Настоящим чудом" назвал это событие английский посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел.
Еще большее смятение это событие внесло в жизнь М. Монтессори. Она оставляет работу с аномальными детьми и посвящает свою деятельность обычным детям, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники, страдавшие отклонением в развитии.
Стремясь опереться на современные научные знания, она вновь поступает в университет — на философский факультет, где изучает экспериментальную психологию и одновременно преподает педагогическую антропологию. Позднее сама М. Монтессори вспоминала, что ее воодушевляла великая вера, хотя она и не знала, будет ли когда-нибудь возможность проверить правильность отстаиваемой ею идеи.
Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых
Так, постепенно, у М. Монтессори кристаллизуется ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. Отсюда она делает закономерный вывод: если нельзя изучать ученика, связанного по рукам и ногам школьной дисциплиной, то как же его можно образовывать и воспитывать.
В 1907 г. ей представилась возможность широко применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных выводов. Эдуард Таламо - итальянский миллионер и талантливый инженер, директор "Общества дешевых квартир" - решился на социальный эксперимент. Он предложил М. Монтессори создать в 58 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип дошкольного заведения - дневной приют, школу для детей, получившую название "Дом ребенка".
На этой своеобразной "экспериментальной площадке" педагог-гуманист разработала специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую его естественное развитие. Дети в "Доме ребенка" находились с 9 ч утра до 16 ч и совмещали свободные игры с молитвами, а разнообразную познавательную деятельность - с пением.
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Убежденный противник классно-
Широкое применение дидактических средств, созданных Монтессори, - так называемых материалов - достаточно быстро дало поразительные результаты. Непрерывно экспериментируя - не над детьми, а только над материалами, - она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей.
Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребенка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.
Уже к 1909 г. стало ясно, что замысленный и осуществленный Монтессори социально-педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне.
Постепенно слава педагога-
М. Монтессори тоже начинает свои поездки
по различным странам мира. Ее лекции пользуются
феноменальным успехом. Достаточно привести
такой факт: в 1913 г. во время выступления
в США на ее сообщения и демонстрационные
занятия приходили тысячи человек, причем
некоторые специально приезжали за многие
сотни километров, чтобы послушать нового
"педагогического мессию". Стремясь
донести свое слово до большого числа
слушателей, М. Монтессори в 1910 г. прерывает
личную практику в "Доме ребенка"
и целиком переключается на экспериментально-
Интерес к системе Монтессори в XX в. пережил две кульминации. Первая - в 10-40-х гг. - была связана с деятельностью М.Монтессори. В это время она много ездила по Европе, выступала в США, в Южной Америке, в Азии, и, куда бы она ни приезжала, всюду возникали детские учреждения, работавшие по системе Монтессори. Они возникали десятками в различных странах. Педагогика Монтессори не знала государственных, национальных и религиозных границ. В короткий срок она распространилась по всему миру, найдя горячих и преданных сторонников.