Организация - это
весьма изменчивое и высокосложное
социальное образование. Рассмотрим
отдельные его элементы:
1. Социальная структура является
центральным элементом любой организации.
Она характеризуется как нормативной
структурой, так и фактическим порядком.
Нормативная структура
включает в себя ценности нормы
и ролевые ожидания. Ценности - это
критерии привлекательности и
разумного выбора цели, а также
оценки окружающих социальных норм. Нормы
- это управляющие поведением обобщенные
правила.
Что касается фактического
порядка, то его можно определить
как поведенческую структуру.
Она значительно отличается от
нормативной структуры, прежде
всего тем, что в ней на первый план
выдвигаются личностные качества участников
и их взаимные оценки этих качеств.
Социальная структура
организации различается по степени
формализации. Формальная социальная
структура - это такая структура,
в которой социальные позиции
и взаимосвязи между ними четко специализированы
и определены независимо от личностных
характеристик членов организации, занимающих
эти позиции.
2. Цели, исходя из сформулированного
определения, особенно важны,
так как ради их достижения
и осуществляется вся деятельность
такого объединения людей. По мнению А.
И. Пригожина существуют три вида организационных
целей: цели - задания, цели - ориентация,
цели - системы.
Цели - задания - это
оформленные как программы общих
действий и поручений выдаваемые
из вне организацией более высокого уровня.
Они определяют смысл существования данной
организации.
Цели – ориентации
- это совокупность целей участников,
реализуемых через организацию.
Цели - системы - это
стремление сохранить организацию
как самостоятельное целое, то есть - это
стремление организации к выживанию в
условиях существующего внешнего окружения.
Перечисленные цели
организации являются основными
или базовыми. Для их достижения
организация ставит перед собой
множество вторичных целей.
3. Члены организации или участники
- важная составляющая организации.
Это совокупность индивидов,
каждый из которых занимает
определенную позицию в социальной
структуре организации и играет
соответствующую социальную роль.
4. Технология - это способ достижения
поставленных целей, включающий в себя
также совокупность технических средств.
5. Внешнее окружение. Каждая
организация существует в специфическом,
физическом, технологическом, культурном
и социальном окружении. Для
того чтобы организация могла занять
надлежащее место в обществе, она должна
адаптироваться к этой внешней среде.
Если организация стремиться максимально
изолировать себя от воздействия других
организаций, то такая стратегия называется
буферной. Если же организация стремиться
расширить и укрепить свои связи с внешней
средой, то такая стратегия называется
стратегией наведения мостов.
Таким образом,
организация представляется как
система элементов, каждый из
которых немыслим без других.
4. Причины образования молодежных
группировок
Откуда же и почему появляются
"выпавшие" люди? Здесь два направления.
Первое: в этом выпавшем, неопределенном,
"подвешенном" состоянии человек
оказывается в период перехода
с позиции одной на позицию
другой социальной структуры.
Потом он, как правило, находит свое постоянное
место, обретает постоянный статус, входит
в социум и покидает сферу контркультуры.
Такие рассуждения заложены в основе концепций
В. Тернера, Т. Парсонса, Л. Фойера.
По Парсону, например, причина
протеста молодежи и ее противостояния
миру взрослых - "нетерпение" занять
места отцов в социальной структуре. А
они некоторое время еще остаются заняты.
Но дело кончается втиранием нового поколения
в ту же структуру и, следовательно, ее
воспроизводством. Второе направление
объясняет появление выпавших людей сдвигами
в самом обществе. У М. Мид это выглядит
так: " Молодежь приходит, взрослея,
уже не в тот мир, к которому ее готовили
в процессе социализации. Опыт старших
не годится. Молодых готовили к занятию
одних позиций в социальной структуре,
а структура уже другая, тех позиций в
ней нет ".
Новое поколение ступает
в пустоту. Не они выходят
из имеющейся социальной структуры
(как у Парсона или Тернера),
а сама структура ускользает
из-под их ног. Здесь и начинается
бурный рост молодежных сообществ
отталкивающих от себя мир взрослых, их
ненужный опыт. И результат пребывания
в лоне контр-культуры здесь уже другой:
не встраивание в прежнюю структуру, а
строительство новой. В ценностной сфере
смена культурной парадигмы: ценности
контр-культуры "всплывают" и ложатся
в основу организации "большого"
общества. А прежние ценности опускаются
в подземный мир контр-культур. На самом
деле эти два направления не отвергают
друг друга, а дополняют. Речь идет просто
о разных периодах в жизни общества, или
его разных состояниях. В стабильные периоды
и в традиционных обществах (изучавшихся
Тернером) выпавшие люди - это действительно
те, кто в данный момент, но временно, находится
в процессе перехода. В конце концов, они
входят в общество, там устраиваются, обретают
статус.
В периоды перемен выпавшими
становятся в той или иной
мере значительные прослойки.
Иногда это задевает, чуть ли
не каждого. Не все уходят
в хиппи, но многие проходят
через контркультурное состояние
(попадают в зону действий
контркультуры).
Ни одна "Система" не
может охватить все без остатка.
Неизбежно, что-то из нее выпадает.
Это остатки прежних мифов,
ростки нового, информация проникающая
от чужих и не вписывающаяся
в основной миф. Все это оседает
в сфере экстернальной культуры.
Неопределенность и самоорганизация:
и так, "Система" - пример сообщества,
куда стекаются выпавшие из
социальной структуры. Эти люди
не имеют определенного положения,
прочной позиции - их статус
неопределен. Состояние неопределенности
играет особую роль в процессах
самоорганизации.
Сфера
неопределенности - те социальные
пустоты, где мы можем наблюдать
процессы зарождения структур
сообществ, превращение бесструктурного
состояния в структурное, т.е.
самоорганизации.
Множество
людей, предоставленных самим себе,
взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные
структуры. Л. Самойлов, профессиональный
археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом
лагере. Он заметил, что в среде заключенных
складываются неофициальные сообщества
со своей иерархией и символикой. Самойлова
поразило их сходство с первобытными обществами,
иногда вплоть до мелочей: "Я увидел
- пишет он, и опознал в лагерной жизни
целый ряд экзотических явлений, которые
до того много лет изучал профессионально
по литературе, явлений, характеризующих
первобытное общество"!
Для
первобытного общества характерны
обряды инициаций - посвящения
подростков в ранг взрослых, обряды,
состоящие из жестоких испытаний.
У уголовников
это "прописка". Для первобытного
общества характерны различные "табу".
Абсолютное соответствие этому находим
в лагерных нормах определяющих, что "западло"...
Но главное сходство - структурное: "На
стадии разложения - пишет Л. Самойлов,
многие первобытные общества имели трехкастовую
структуру, как наше лагерное ("воры"
- элита, средний слой -"мужики" и аутсайдеры
- "опущенные") , а над ними выделялись
вожди с боевыми дружинами, собиравшие
дань (как наши отбирают передачи) ".
Схожая структура известна
в армейских подразделениях под
названием "дедовщина". То же
и в молодежной среде больших городов.
Например, когда в Ленинграде появились
металлисты, у них сложилась трехслойная
иерархия: четко выраженная элита во главе
с общепризнанным лидером по кличке "Монах",
основная масса металлистов, группировавшихся
вокруг элиты, и наконец - случайные посетители,
забредавшие в то кафе, где они собирались,
послушать "металлическую" музыку.
Эти последние не считались настоящими
металлистами, оставаясь в статусе "гопников",
то есть ни в чем не разбирающихся, чужих.
Именно "исключенные" сообщества
демонстрируют закономерности самоорганизации
в наиболее чистом виде. Здесь минимум
внешних влияний, от которых исключенное
сообщество отгорожено коммуникативным
барьером. В обычном же коллективе трудно
выделить те процессы, которые идут в самом
сообществе спонтанно, то есть относятся
собственно к самоорганизации.
5. Символика в неформальных
объединениях
Существует еще другой способ
определения (или представления)
сообщества, кроме как через его
локализацию в социальной структуре:
через символику. Именно так
обычно происходит на уровне обыденного
сознания или журналистской практики.
Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи"
(или панки и проч.), мы прежде всего описываем
их знаки.
А. Петров в статье "Пришельцы"
изображает тусовку волосатых: "
Лохматые, в залатанной и сильно
потертой одежде, иногда босые, с холщовыми
торбами и рюкзаками, расшитыми цветами
и исписанными антивоенными лозунгами,
с гитарами и флейтами парни и девушки
прохаживаются по скверу, сидят на скамейках,
на лапах бронзовых львов, поддерживающих
фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют,
поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают
"... Автор передает как бы непосредственное
впечатление, просто указывая на явление:
"вот оно". Указание здесь - способ
введения понятия (вместо аналитического
определения).
Если присмотреться, то оказывается,
что это " непосредственное впечатление
" на самом деле целенаправленно вычленяет
из наблюдаемой реальности символику
тусовочного общества. Практически все,
что упоминает А. Петров, служит у волосатых
опознавательными знаками " своих ".
Здесь символика внешности: лохматая прическа,
потертая одежда, самодельные сумки и.
т.п. Затем графическая символика: вышитые
цветы (след Цветочной революции, породившей
первых хиппи), антивоенные лозунги, типа:
" Любите, а не воюйте"! - знак важнейшей
ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение, описанное в приведенном
пассаже: неторопливые прогулки,
свободное музицирование, вообще
преувеличенная непринужденность -
то же знак. Это все форма,
а не содержание общения. То
есть первыми в глаза бросаются
знаки принадлежности к сообществу. И
именно их описывают, желая это сообщество
представить. И действительно, наличие
особой символики, расцениваемой как "
своя ", есть уже безусловный знак существования
коммуникативного поля, некоего социального
образования.
А. Коэн, например, вообще определяет
сообщество, как поле символики:
" Реальность сообщества в восприятии
людей, - пишет он, - заключается в
их принадлежности... к общему
полю символов". И далее: " Восприятие
и понимание людьми их сообщества...
сводится к ориентации по отношению к
его символизму ". Наличие своей символики
создает возможность образования общности,
поскольку обеспечивает средство коммуникации.
Символ - оболочка, в которую упаковывается
"своя" информация. В таком виде она
отличима от чужой, а следовательно, возникает
разница в плотности коммуникативных
связей внутри той сферы, где действует
символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов,
на базе которого формируются социальные
структуры.
Насколько это справедливо
для Системы? Сложилось ли на базе
ее символики социальное образование?
Как уже говорилось, Систему нельзя назвать
в полном смысле группировкой: в ее недрах
постоянно идут перегруппирования, исчезают
одни объединения и формируются новые.
Люди переходят из группы в группу. Это,
скорее, некая среда общения. Тем не менее,
Систему можно рассматривать как сообщество,
поскольку присутствуют такие признаки,
как общий язык (сленг и символика), сеть
коммуникаций - личные связи, поверхностные
знакомства (лица на тусовке примелькались
так, что уже подсознательно узнаешь "своих").
Есть общие нормы и ценности,
а также модели поведения и
формы взаимоотношений. Присутствует
и Системное самосознание, которое
выражается, в частности, в самоназваниях.
Их есть несколько. " Системными
" или " системщиками " ее представители
называют себя редко, да и то с иронией.
Чаще всего - " пипл " (от англ. "people"-
люди, народ). Иногда просто люди: " Мне
один человек вчера сказал... ", - понимать
надо так, что именно Системный сказал.
Сленг и символика составляют
основу внутренней коммуникативной среды
Системы, отделяя ее от внешнего мира.
При этом символика системы чрезвычайно
эклетична, в ее фонде можно встретить
символы, пришедшие из разных религиозных
групп (например, от кришнаитов или баптистов)
, молодежных и рок течений (атрибуты панк-рока
или тяжелого метала) , а также различных
общественно-политических движений: пацифизма,
анархизма, коммунизма и проч.
Система обладает особенностью
впитывать чужую символику и,
перекодируя, включать в свой
фонд. Надо различать носителей одной
и той же символики, принадлежащих к Системе
и не принадлежащих к ней. Например, есть
панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи,
и панковские группировки вне ее. Последние
совсем не причисляют себя к Системе и
даже, бывает, приходят бить " пиплов
". Точно так же есть Системные и несистемные
металлисты, буддисты, битломаны и проч.
Итак, наличие общей сети
коммуникаций с обслуживающим
ее собственным языком, а также
общего самосознания, норм и ценностей
позволяет говорить о Системе как
о сообществе (еще не зная его структуры).
6. Традиции в неформальных молодежных
объединениях
Но особенно существенно
для нас, что в рамках этого
сообщества сложилась своя традиция,
основная главным образом на
устных механизмах передачи.
Каждый два-три года в Системе сменяются
“поколения” на арену выходит новая когорта
молодежи. Люди меняются, а традиции Системы
остаются: воспроизводятся те же основные
нормы отношений и ценности, такие как
"свобода", "любовь" (в кавычках,
потому что этим понятиям предается особый,
Системный смысл); новички осваивают сленг
и используют Системные символы, так что
внешне они мало чем отличаются от своих
предшественников. Воспроизводятся фольклорные
формы: поговорки, анекдоты, частушки,
легенды, и предания. Таким образом, мы
имеем здесь традицию, способную к самовоспроизводству.
Существует не только система коммуникативных
связей на синхронном уровне, но и диахронные
каналы коммуникации. Носители традиции
определяют ее возраст примерно в два
десятка лет: двадцатилетие торжественно
праздновалось 1 июня 1987 г. Это точка отсчета,
конечно, мифологическая (считается, что
первое июня 1667 года первые хиппи вышли
в Москве на Пушкинской площади на улицу
и призвали отказаться от насилия): "Они,
- рассказывает один из олодовых хиппи
вышли, и сказали: Вот мы - представители
этого движения, это будет система ценностей
и система людей". Тогда возникло слово
"Система". Не случайно выбрана и
дата - День защиты детей: "Было, - продолжал
тот же олодовый, - сказано: Живите как
дети, в мире, спокойствия, не гонитесь
за призрачными ценностями... Просто приход
был человечеству дан, что бы могли остановиться
и задуматься, куда мы идем... "Живите
как дети" - это суть системного мировосприятия,
и многое в ее символике связанно с образами
детства. "Поколения" здесь меняются
через два- три, иногда четыре года. С приходом
каждого из них Системная традиция пополняется
новой символикой. Каждое поколение приходит
как новая волна: в начале были хиппи, они
составляли ядро Системы – теперь их последователей
чаще называют волосатыми или “хайрастые”
(от англ. hair-волосы); пришли панки, потом
металлисты, затем люберы (и др., отмеченные
так же символикой уходящего Советского
Союза) . Каждая волна приносит свои атрибуты.
В начале она обычно враждует с системой:
первые панки терроризировали волосатых,
первые металлисты волосатых и панков.
Затем начинаются контакты, постепенно
обнаруживается, что Система впитала символику
новой волны: в ней появились свои панки,
металлисты и прочие. Таким образом, представляется
возможность наблюдать процесс восприятия
традицией и новаций, а также другие процессы,
связанные с трансляцией традиции. В "большой"
(на пример, племенной или общинной) традиции,
где период смены поколения составляет
25-30 лет, наблюдения такого рода процессов
потребовало бы времени, сопоставимого
с жизнью исследователя. В Системе же все
происходит намного быстрее. Это делает
Систему удобной моделью для наблюдения
закономерностей общества и пополнения
традиций, хотя мы отдаем себе отсчет в
некоторой условности ее аналогий с привычными
объектами этнографического исследования.
Они сопоставимы в той мере, в какой одна
коммуникативная система вообще может
быть сопоставлена с другой. Так или иначе
есть общие закономерности в способах
диахронной передаче информации. Обнаруживаются
коммуникативные структуры, ответственные
за сохранение и передачу кода сообщества;
есть основания полагать, что они во многом
схожи в разных средах.