Нетрадиционная форма обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, реферат

Описание

Цель данного реферата - рассмотрение нетрадиционного вида урока.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды нетрадиционного урока;
- определение особенностей организации нетрадиционных уроков;
- охарактеризовать некоторые виды нетрадиционных уроков.

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Нетрадиционная форма обучения.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

      Речь - портрет человека, его визитная карточка. Индивидуальный речевой стиль» [3, с. 36]. 

      Каждое  занятие завершается творческой работой, которую каждый школьник выбирает из блока предложенных вариантов  по собственному желанию. Объем также определяется ребенком самостоятельно. Созданные речевые произведения прочитываются автором на занятии и обсуждаются коллективно. Основной критерий - оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

Уроки-семинары по русскому языку в старших классах 

      Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники - это потенциальные студенты, поэтому  вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.

      Остановимся подробнее на одном из перечисленных  форм работы - на уроках-семинарах.

      Урок-семинар  еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания русского языка: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем» [3, с. 27].

      Вместе  с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения школьниками той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.

      Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер (такие  семинары можно проводить и в 7-9 классах). На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем лекции. В рамках семинарского занятия возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, сочинений, исследовательских докладов.

      Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.

      Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.

      При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.

      Подготовка  к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие  все учащиеся. Часть школьников готовит  выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо - оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре.

      В ходе подготовки семинара возможна организация  групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится  сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

      Как правило, на семинаре предлагается к  обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они  были связаны между собой: при  переходе от одного доклада к другому  учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.

      При обсуждении каждого сообщения следует  использовать практические задания, которые  помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого  можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару.

      Особенно  важно выбрать интересную тему по русскому языку, поскольку это во многом определит отношение школьников к урокам-семинарам вообще [4, с. 28].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Урок - лекция, интегрированный  урок, урок - дидактическая игра 

      1. Проблемная лекция. В ней моделируются  противоречия реальной жизни  через их представленность в  теоретических концепциях. Главная  цель такой лекции - приобретение  знаний учащимися самостоятельно.

      2. Лекция-визуализация, когда основное  содержание лекции представлено  в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация  рассматривается здесь как способ  информации с помощью разных  знаковых систем.

      3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.

      4. Лекция - пресс-конференция, когда  содержание оформляется по запросу  (по вопросам) учащихся с привлечением  нескольких учителей.

      5. Лекция-консультация близка по  типу к лекции - пресс-конференции.  Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

      6. Лекция-провокация (или лекция с  запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

      7. Лекция-диалог, где содержание подается  через серию вопросов, на которые  ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

      8. Лекция с применением игровых  методов (методы мозговой атаки,  методы конкретных ситуаций и  т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить [7, с. 10].

      «Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи» [7, с. 12].

      Условиями эффективного проведения лекции являются:

      - четкое продумывание и сообщение  обучаемым плана лекции;

      - логически стройное и последовательное  изложение всех пунктов плана  с заключениями и выводами  после каждого из них;

      - логичность связей при переходе  к следующему разделу;

      - доступность, ясность излагаемого;

      - использование разнообразных средств наглядности;

      - обучение учащихся фиксирующим  записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

      - итоговая беседа по теме лекции.

      При анализе лекции необходимо выявить:

      - оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные  понятия;

      - оценку оптимальности содержания  материала лекции:

      - рациональность логики изложения;

      - полнота раскрытия темы;

      - выделение главных мыслей, ведущих  понятий;

      - воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;

      - приемы мобилизации внимания, интереса  учащихся, стимуляции их познавательной  активности:

      - актуализация темы, ее практическая  значимость;

      - четкость структуры и плана  лекции;

      - эмоциональность и проблемный характер изложения материала;

      - создание ситуаций новизны, занимательности  и т.д.;

      - осуществление межпредметных связей;

      - умения, формируемые у учащихся  в процессе лекции, и степень  их сформированности;

      - характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;

      - методика закрепления, характер  вопросов и заданий, вынесенных  на закрепление;

      -   манера поведения и характер общения учителя и учащихся;

      - качество и объем итоговых  выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.

      Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.

      «Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов» [9, с. 50].

      Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.

      Наиболее  общую классификацию интегрированных  уроков можно представить по способу  их организации:

      - конструирование и проведение  урока двумя и более учителями  разных предметов;

      - конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;

      - создание на этой основе интегрированных  тем, разделов и, наконец, курсов [9, с. 52].

      «Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

      Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры» [8, с. 54].

      Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической  задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

      Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Информация о работе Нетрадиционная форма обучения