Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, реферат
Цель данного реферата - рассмотрение нетрадиционного вида урока.
      Поставленная  цель привела к рассмотрению следующих  задач:
      - рассмотреть понятие и виды  нетрадиционного урока;
      - определение особенностей организации нетрадиционных уроков;
      - охарактеризовать некоторые виды  нетрадиционных уроков.
      Речь 
- портрет человека, его визитная 
карточка. Индивидуальный речевой стиль» 
[3, с. 36]. 
      Каждое 
занятие завершается творческой 
работой, которую каждый школьник выбирает 
из блока предложенных вариантов 
по собственному желанию. Объем также 
определяется ребенком самостоятельно. 
Созданные речевые произведения прочитываются 
автором на занятии и обсуждаются коллективно. 
Основной критерий - оригинальность выполнения 
творческого задания, нешаблонность речевого 
оформления. 
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2
Уроки-семинары 
по русскому языку в 
старших классах 
Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники - это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.
Остановимся подробнее на одном из перечисленных форм работы - на уроках-семинарах.
Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания русского языка: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем» [3, с. 27].
Вместе с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения школьниками той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.
Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер (такие семинары можно проводить и в 7-9 классах). На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем лекции. В рамках семинарского занятия возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, сочинений, исследовательских докладов.
Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.
Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.
При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.
Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо - оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре.
В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.
Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.
При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару.
      Особенно 
важно выбрать интересную тему по 
русскому языку, поскольку это во 
многом определит отношение школьников 
к урокам-семинарам вообще [4, с. 28].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3
Урок 
- лекция, интегрированный 
урок, урок - дидактическая 
игра 
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно.
      2. 
Лекция-визуализация, когда основное 
содержание лекции 
3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.
      4. 
Лекция - пресс-конференция, когда 
содержание оформляется по 
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
      7. 
Лекция-диалог, где содержание подается 
через серию вопросов, на которые 
ученик должен отвечать 
      8. 
Лекция с применением игровых 
методов (методы мозговой 
«Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи» [7, с. 12].
Условиями эффективного проведения лекции являются:
      - 
четкое продумывание и 
      - 
логически стройное и 
      - 
логичность связей при 
- доступность, ясность излагаемого;
- использование разнообразных средств наглядности;
- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;
      - 
итоговая беседа по теме 
При анализе лекции необходимо выявить:
      - 
оптимальность выбора темы 
      - 
оценку оптимальности 
      - 
рациональность логики 
- полнота раскрытия темы;
- выделение главных мыслей, ведущих понятий;
- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;
- приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности:
- актуализация темы, ее практическая значимость;
- четкость структуры и плана лекции;
- эмоциональность и проблемный характер изложения материала;
      - 
создание ситуаций новизны, 
      - 
осуществление межпредметных 
- умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;
      - 
характер взаимодействия 
      - 
методика закрепления, 
- манера поведения и характер общения учителя и учащихся;
      - 
качество и объем итоговых 
выводов, анализ проделанной 
Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.
«Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов» [9, с. 50].
Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.
      Наиболее 
общую классификацию 
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;
- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;
      - 
создание на этой основе 
«Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры» [8, с. 54].
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.