Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:51, реферат

Описание

Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что: компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.(1)

Содержание

1. Компьютер как современное ТАВСО
2. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе
3. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования
4. Примеры телекоммуникационных проектов
5. Дистанционная форма обучения
6. Вывод

Работа состоит из  1 файл

ато.docx

— 51.67 Кб (Скачать документ)

Службы  поиска Интернета позволяют найти нужный документ на включенных в сеть FTP-серверах. Поиск может вестись по ключевым словам и другим характеристикам документа. Задать запрос службе поиска можно в диалоговом режиме или послав ей специально оформленное электронное письмо.

В процессе воспитания и обучения телекоммуникации могут  измениться сами концепции образования. С их помощью мировая культура становится общемировым достоянием, доступным всем пользователям международных  сетей. Они стирают границы, сокращают  пространства и экономят колоссальное количество времени, которое раньше уходило на поиск и обработку  информации. Пользование коммуникациями принципиально меняет сам характер мышления современных школьников. Ученик, владея информацией и способами  ее сбора, хранения и передачи, в  процессе обучения превращается в активного  субъекта педагогического процесса, исследователя, умеющего самостоятельно и творчески ставить и решать широкий круг задач.

Есть и негативные стороны этого процесса, связанные  с тем, что в мировой сети много  информации, получение которой детьми и подростками не всегда желательно, а нередко и преждевременно. Это  ставит очень острую проблему кодирования  такой информации, чтобы она стала  недоступной для широкого использования. Но с другой стороны, распространение  деятельности хакеров (талантливых  компьютерщиков-программистов, которые  взламывают самые секретные программы  даже государственного уровня) делает эту проблему практически трудно разрешаемой.

Телекоммуникации  позволяют осуществить принципиально  новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:

а)базируется на широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта;

б)имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатория), позволяющие в процессе совместной деятельности группы участников познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, особенности разнообразных видов творчества;

в)основан на широких контактах с культурой других народов,опытом других людей;

г)естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды;

д)стимулирует развитие родной речи и овладение иностранными языками, когда дело касается международных проектов;

е)способствует приобретению как учащимися, так и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться полезными в последующей жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.(1)

Учитель, используя  технические возможности информационных телекоммуникаций, может оперативно с учетом своих текущих задач  подбирать информацию на урок из практически  неограниченных ее источников, что  создает принципиально новую  информационную ситуацию. Аналогичные  возможности предоставляются и  ученику при работе в классе и  в процессе самостоятельной подготовки и самообразования.

Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную информацию, связывать  ее с изучаемыми вопросами, т. е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит в ходе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступает интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новым знанием с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации.(2)

В сфере образования  телекоммуникации получили развитие в  методе проектов и дистанционном  обучении.

Основной формой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети может стать телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Полат Е. С).

Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их и межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.

Телекоммуникационные  проекты должны предусматривать:

1)процесс систематических,  длительных наблюдений за тем  или иным природным, физическим, социальным и другим явлением;

2)сравнительное изучение, исследование того или иного  явления, факта, события, происшедших  или имеющих место в различных  местностях, для выявления определенной  тенденции или принятия решения,  разработки предложений;

3)сравнительное изучение  эффективности использования одного  и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления  решений, пригодных для широкого  круга задач;

4)совместную творческую  разработку с реальным результатом  (создание журнала, пьесы, книги,  музыкального произведения, предложений  по совершенствованию учебного  курса и т.д.);

5)проведение увлекательных  приключенческих совместных компьютерных  игр, состязаний.

Работа над любым  проектом проходит в несколько этапов: 1-й этап: организационный, включает поиск и представление партнеров.

2-й этап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач (зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

3-й этап: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети).

4-й этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения и оформления.

5-й этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы (2-5 чел.) учащихся и подобранный (если необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. 7-й этап: подведение итогов.

Формы работы над  проектом могут быть различными: индивидуальные проекты (внутри общего проекта); парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре; групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной работы учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.(1)

Существуют проекты  разной степени сложности. Это могут  быть проект, охватывающий весь класс  и предусматривающий работу над  отдельными проектами, составляющими  общий проект, или самостоятельные  небольшие проекты, охватывающие всего  несколько или даже пару учеников с обеих сторон.(2)

Существуют различные  классификации телекоммуникационных проектов.

По  преобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

По  содержанию: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культурологические, ролевоигровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные. Есть и другие классификации.  

4. Примеры телекоммуникационных  проектов 

"Мозаика" - это  проект, над которым работают  школы разных стран мира, располагающие  необходимыми средствами ИКТ  (информационно-коммуникативных - технологий). Для участия в проекте необходимо  иметь доступ к компьютерам,  робототехнике, электронной почте,  сетям связи и средствам проведения  видеоконференций.

Мозаика - это название вымышленного острова, расположенного между Мозамбиком и Ямайкой. Школьники  изучают экологические условия  Мозаики и разрабатывают проекты  создания здесь "идеального" острова.

Все школы-участницы  получают буклет, содержащий полную информацию о Мозаике и ее проблемах. К  примеру, здесь очень много солнечных  дней, земля пересыхает, а воду приходится добывать с большой глубины. Жители Мо-зайки существуют за счет рыбной ловли и занятий сельским хозяйством. Имеется также одно промышленное предприятие, загрязняющее окружающую среду. "Центральная школа" - это то место, в котором предстоит реализовать остров Мозаику (соорудив его из дерева, картона и т. п.). Для воплощения технических решений, предложенных другими школами, используются наборы LEGO DACTA.. Учителя "центральной школы" проводят совместные работы с детьми из разных классов (от 9 до 12 лет) и, кроме того, исполняют обязанности переводчиков (привлекаются также родители и другие ученики, говорящие на разных языках).

Каждая школа сосредоточивается  на конкретной экологической проблеме. Учащиеся должны постараться предложить для острова Мозаика наилучшие  решения. Они могут экспериментировать и строить опытные модели.

Все принимающие  участие в совместной работе школы  регулярно получают информацию об "исследованиях  на месте" (тексты, предложения, планы  и чертежи).

Три раза в течение  учебного года (или чаще) в рамках проекта проводятся видеоконференции, объединяющие всех участников и позволяющие  им поделиться индивидуальным опытом и помочь "центральной школе" реализовать идеальный остров Мозаику.

Во время заключительной видеоконференции каждая школа получает возможность дистанционно управлять  той частью модели, за разработку которой  она отвечает.

Основная цель проекта "Щукино" состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к их малой Родине - Щукину, расположенному в северо-западной части Москвы, к тем местам, в которых они живут, гуляют и учатся.

Работы по проекту  проводятся в московской школе № 1874 в три этапа, преимущественно  в рамках уроков, посвященных работе с компьютерами (1 ч в неделю), а  в двух классах также на уроках москвоведения. Завершающий этап проекта, реализуется исключительно во внеурочное время - в ходе занятий факультахивной группы по освоению электронной почты.

1-й, подготовительный, этап, в котором принимают участие более 250 человек, осуществляется учениками вместе с их классными руководителями и родителями. Дети ходят по улицам Щукина, записывая основную информацию и делая зарисовки.

Дети в процессе выполнения проекта знакомятся с  элементами картографии, учатся пользоваться фото- и видеоаппаратурой.

2-й  этап целиком осуществляется на уроках по изучению компьютера и заключается в предварительной компьютерной обработке собранной информации: наборе и редактировании текстов, создании и детализации собственных рисунков (1 - 2-е классы) и карт (3 - 4-е классы). Обмен информацией между участниками проекта производится с использованием электронной почты в рамках внутришкольных конференций "Моя Москва" и "Наша школа".

В результате ученики  знакомятся с текстовыми и графическими редакторами и осваивают основные принципы работы с ними, узнают особенности  электронной сети, связи и возможности, предоставляемые ею для обмена информацией.

3-й  этап осуществляется в виде конкурсного отбора информации из результатов всей проделанной к этому времени работы; сначала этим занимаются группы и классы, затем инициативная группа старшеклассников, которая на этой стадии подключается к работе над проектом и выполняет функции жюри. Кроме того, учащиеся старших классов дополняют отобранные материалы сделанными на улицах района фотографиями, которые они сами сканируют и обрабатывают на компьютере, и используемыми при проведении уроков видеоматериалами. Учащихся младших классов, принимавших активное участие в проекте, ожидает сюрприз -им будет поручено создание модели микрорайона в каком-либо конструкторе.

Информация о работе Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО