Нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях?

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка………………………………………………….........................................5
1.1 Сущность процесса нравственного воспитания школьников…………..5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………………10
1.3 «Механизмы» нравственного воспитания………………………………14
Глава 2. Методы нравственного воспитания у старших школьников………19
2.1. Общая характеристика методов нравственного воспитания……………..19
2.2. Выбор методов нравственного воспитания……………………………….22
2.3. Методы нравственного воспитаниям у старших школьников…………...26
Заключение………………………………………………………………...........35
Список используемой литературы…………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Нравственное воспитание школьников.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     3. Упражнение в системе  нравственного воспитания.

      Процесс нравственного воспитания обязательно  включает в себя приучение воспитанников  к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление  у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

      В процессе нравственного воспитания учителем применяются в основном два типа упражнений:  организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.

      Особенно  велико значение упражнений, связанных  с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в  разнообразной деятельности имеют  целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

      Воспитание  в труде – это наиболее действенное  воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности.

      Серьёзное влияние  на формирование поведения  оказывает выполнение различных  общественных поручений. Они тесно  связаны прежде всего с организационной  деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что «…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).

      В воспитании большое значение имеет  и обдуманная организация материальной среды. Учитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

      В целях выработки необходимых  навыков и привычек поведения  иногда проводятся специальные упражнения в нравственных поступках. Педагоги показывают учащимся, какие действия и как нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к соблюдению тишины и порядка на уроке.

      Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.

      Успех применения упражнений, их эффективность  зависят от соблюдения ряда требований. Это - осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.(5, с. 149-167).

      4.  Методы стимулирования.

        В основе этих методов лежит  формирование у учащихся осознанных  побуждений их жизнедеятельности.  В педагогике в качестве стимулирования  распространены поощрение и наказание.  Поощрение применяется в различных  вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.

      Методы  стимулирования помогают человеку формировать  умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. (15, с.116).

      5. Методы воздействия на эмоциональную сферу.

      Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. (15, с.116-117).

      6. Методы воспитывающих ситуаций.

        Методы организации деятельности  и поведения воспитанников в  специально созданных условиях  сокращенно называют методами  воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Учитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации. (15, с.118).

      Создание  воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных, противоречивых жизненных обстоятельствах. (22, с.48).

      7. Методы дилемм.

        Они направлены на включение  учащихся в систему новых для  них отношений. У каждого ребенка  должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.

      Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных  дилемм. К каждой дилемме разрабатываются  вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

      Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:

      1) иметь отношение к реальной  жизни школьников;

      2) быть по возможности простой для понимания;

      3) быть незаконченной; 

      4) включать два или более вопроса,  наполненных нравственным содержанием; 

      5) предлагать на выбор учащимся  варианты ответов, акцентируя  внимание на главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?"

      Итак, проанализировав  методы  формирования  нравственного поведения    школьников.  Нужно отметить,  что в реальных  условиях  педагогического процесса  методы  воспитания  выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

      Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников. 
 

     Заключение.

     Проблему  нравственного воспитания исследовали  и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

     На  нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

     Деятельность  человека выступает и как критерий его нравственного развития. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      

     Воздействие на человека, с целью формирования у него нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

     Успешность  данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника  зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов  и эмоциональном отклике детей.

     Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

     Последнее предполагает:

     1. Выработку понимания жизненной  важности морали;

     2. Установку на выработку нравственного  самосознания (совесть);

     3. Выработку стимулов дальнейшего  нравственного развития;

     4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

     5. Милосердие и любовь к людям.

     Средствами  нравственного воспитания являются:

     1.Моральное  убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

     2.Моральное  принуждение как форма морального  осуждения.

     Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с  основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

     Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств  личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

     Формирование  нравственного воспитания у детей  происходит под воздействием объективных  условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и  будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

     Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых  занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в  семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.

     Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

     - полное понимание сущности нравственного  воспитания как психолого-педагогического  процесса;

     - знание “механизмов” формирования нравственности;

     - умение планировать работу по  формированию культуры поведения,  уметь разрабатывать и применять  на практике пути и средства  нравственного воспитания;

     Решающее  значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Информация о работе Нравственное воспитание школьников