Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:08, реферат
За долгую историю своего существования человечество выработало нормы личностных и групповых отношений, которые обеспечивали стабильность человеческого сообщества и его эволюционное развитие. Без сомнения, эти нормы менялись в различные исторические эпохи. Тем не менее, сохранялось некое постоянное ядро нравственных норм, которое зафиксировано в учениях и книгах всех главных религий мира — христианстве, магометанстве, конфуцианстве, буддизме. Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, гарантирующие выживание и благосостояние людей.
Уже сейчас насыщенность американских школ микроэлектронной техникой весьма высока и продолжает расти быстрыми темпами.
Компьютер выступает в школе не только как объект изучения. Компьютеры особенно в комплексе с видеодисками выступают эффективными средствами развития мыслительной активности учащихся, ставят их в эмоционально насыщенные проблемные ситуации, побуждающие к самостоятельному поиску решений и приобретению знаний.
Учителя особенно широко используют
программы ОПК (обучение посредством
компьютера), которые позволяют развивать
базовые навыки чтения, письма, счета,
а также получать новую информацию
в различных учебных
С совершенствованием микроэлектроники
расширяются и обогащаются
Взаимодействующий видеодиск (ВВД) расширяет границы индивидуализации обучения. Записанные на видеодисках программы позволяют ученикам практически самостоятельно изучить тот или иной курс, слушая объяснения учителя, выполняя задания и тестовые проверки. Особенно успешно происходит обучение физическим и биологическим дисциплинам, так как ВВД позволяет пользователю проводить различные эксперименты, близкие к реальным, но без применения действительных реактивов и оборудования.
Большие перспективы открывает система взаимодействующего телевидения (ВДТВ), механизм которого включает обучающую телевизионную станцию, телефонный носитель на микроволновой технологии, спутниковую связь и кабельное телевидение. Сочетание четырех компонентов позволяет видеть на экране, слышать и общаться с лектором и учителем учащимся многих школ школьного округа. Эта система особенно важна для одаренных учащихся, для которых отдельная школа не может пригласить опытного преподавателя для чтения нетрадиционных школьных курсов. С ВДТВ связываются большие планы. В США, например, ряд школ получили значительные субсидии от федерального правительства для развития и проверки системы взаимодействующего телевидения.
Важное значение имеет применение в школе и других учебных заведениях системы электронной почты и информации (СЭПИ). В этом случае компьютеры включаются в сеть, которая соединяется телефонной микроволновой станцией и спутниковой связью. Пользователи компьютеров, включенных в сеть, могут обмениваться информацией, обсуждать интересующие их проблемы, совместно писать сочинения, статьи и т.д. СЭПИ позволяет организовать конференции, семинары, дискуссии без затраты времени на поездку и присутствия в каком-либо месте. Благодаря СЭПИ учащиеся не только местных школ, но и школ за рубежом могут совместно обсуждать проблемы, издавать журнал, писать работу и т.д.
Информационная революция
Осознание этого положения мировым педагогическим сообществом эволюционировало за последние три десятилетия от крайней эйфории в 60-е годы («новейшая техника вытеснит учителя и традиционные средства обучения из школы») до взвешенной и разумной оценки в 90-е годы возможностей и границ применения современной микроэлектроники в учебном процессе. Характерна в этом отношении позиция крупного специалиста в области учебной микроэлектроники профессора Колумбийского университета М. Уайма (США), который настаивает на интеграции традиционных учебных средств с компьютерными.
Никакая самая совершенная техника не может заменить учителя в школе — это положение становится ключевым в начале 21 века. Оно актуализирует проблемы адекватной подготовки учителя, повышения уровня его квалификации, его деятельности как профессионала высшего класса.
Как свидетельствуют многие психолого-педагогические эксперименты, не снижающийся интерес учащихся к учению, а, следовательно, и их познавательная активность в первую очередь зависит от позиции учителя в классе, его веры в способность каждого ребенка учиться успешно, постоянной поддержки успехов учащихся в школе.
Показателен известный многим педагогам мира опыт учителя и директора начальной школы в негритянском районе Чикаго Марвы Коллинз. Ее ученики из весьма неблагополучных семей достигают таких результатов, которые обычно характерны для высоко мотивированных детей богатых родителей. Ее называют в стране «суперучителем». На ее семинары а школу приезжают не только учителя США, но и многих зарубежных стран.
В книге «Метод Марвы Коллинз: возвращение к высокому качеству в образовании» автор со страстью отстаивает одну позицию: «Я твердо знаю: все дети рождены быть успешными. Единственно, в чем они нуждаются, это в вере в них и «вытягивании» из них лучшего».
На вопрос одного из участников ее многих семинаров «Как стать высококлассным учителем?», Марва Коллинз сформулировала его десять характеристик, среди которых следующие:
«Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить»,
«Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся»;
«Не позволяйте ни одному из них быть неудачником»;
«Учите так, как будто каждый ребенок, независимо от его семейных условий, сын или дочь выпускника Гарварда иди Йеля»;
«Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит вашим учащимся соскользнуть в посредственность или неуспех»;
«Никогда не падайте духом; если вначале вам не удастся ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию» и т.д.
В ответах «супермастера» видны черты учителя нового типа, которого стремятся сформировать современные педагогические вузы и для которого характерны уважение и любовь к ребенку, вера в его потенции, создание условий, в которых ученик ощущает чувство подъема, успеха, веры в свои силы. Учитель высоко гуманистического типа в органическом сочетании с микроэлектронной техникой способен радикально изменить учебный процесс и весь облик школы. Учение в этом случае станет не тягостью для ребенка, а радостью познания нового, самостоятельных открытий неизведанного, переживания успеха от познавательной деятельности.