Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:08, реферат

Описание

За долгую историю своего существования человечество выработало нормы личностных и групповых отношений, которые обеспечивали стабильность человеческого сообщества и его эволюционное развитие. Без сомнения, эти нормы менялись в различные исторические эпохи. Тем не менее, сохранялось некое постоянное ядро нравственных норм, которое зафиксировано в учениях и книгах всех главных религий мира — христианстве, магометанстве, конфуцианстве, буддизме. Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, гарантирующие выживание и благосостояние людей.

Работа состоит из  1 файл

Нравственное воспитание.docx

— 28.68 Кб (Скачать документ)

Уже сейчас насыщенность американских школ микроэлектронной техникой весьма высока и продолжает расти быстрыми темпами.

              Компьютер выступает в школе не только как объект изучения. Компьютеры особенно в комплексе с видеодисками выступают эффективными средствами развития мыслительной активности учащихся, ставят их в эмоционально насыщенные проблемные ситуации, побуждающие к самостоятельному поиску решений и приобретению знаний.

Учителя особенно широко используют программы ОПК (обучение посредством  компьютера), которые позволяют развивать  базовые навыки чтения, письма, счета, а также получать новую информацию в различных учебных дисциплинах  и решать проблемы в качестве действующего лица (ролевая игра). По заключению специалистов-практиков, этот вид применения компьютера в  классе обеспечивает непрерывную обратную связь ученика с компьютером, который терпеливо предупреждает ошибки, подсказывает правильные шаги, подбадривает, что важно для ощущения чувства успеха. Компьютер позволяет индивидуализировать обучение, стимулировать мышление в проблемных ситуациях.

С совершенствованием микроэлектроники расширяются и обогащаются возможности  ее использования в целях развития познавательной активности учащихся. В 80-е годы в школах вначале на экспериментальном уровне, а затем  в более широких масштабах  появились взаимодействующие видеодиски (ВВД), которые объединяют в себе компьютер, видео- и аудиомеханизмы с традиционными учебными средствами (рассказ, лекция, рабочая тетрадь). Проведенные эксперименты в США (Вадас, 1986) показали, что использование ВВД повышает качество обучения на 30—50%.

          Взаимодействующий видеодиск (ВВД) расширяет границы индивидуализации обучения. Записанные на видеодисках программы позволяют ученикам практически самостоятельно изучить тот или иной курс, слушая объяснения учителя, выполняя задания и тестовые проверки. Особенно успешно происходит обучение физическим и биологическим дисциплинам, так как ВВД позволяет пользователю проводить различные эксперименты, близкие к реальным, но без применения действительных реактивов и оборудования.

Большие перспективы открывает  система взаимодействующего телевидения (ВДТВ), механизм которого включает обучающую  телевизионную станцию, телефонный носитель на микроволновой технологии, спутниковую связь и кабельное  телевидение. Сочетание четырех  компонентов позволяет видеть на экране, слышать и общаться с лектором и учителем учащимся многих школ школьного  округа. Эта система особенно важна  для одаренных учащихся, для которых  отдельная школа не может пригласить опытного преподавателя для чтения нетрадиционных школьных курсов. С  ВДТВ связываются большие планы. В США, например, ряд школ получили значительные субсидии от федерального правительства для развития и проверки системы взаимодействующего телевидения.

Важное значение имеет применение в школе и других учебных заведениях системы электронной почты и информации (СЭПИ). В этом случае компьютеры включаются в сеть, которая соединяется телефонной микроволновой станцией и спутниковой связью. Пользователи компьютеров, включенных в сеть, могут обмениваться информацией, обсуждать интересующие их проблемы, совместно писать сочинения, статьи и т.д. СЭПИ позволяет организовать конференции, семинары, дискуссии без затраты времени на поездку и присутствия в каком-либо месте. Благодаря СЭПИ учащиеся не только местных школ, но и школ за рубежом могут совместно обсуждать проблемы, издавать журнал, писать работу и т.д.

Информационная революция радикально меняет все сферы жизни современного общества. Она активно вторгается в образование и придает учебному процессу иной облик. Будущее школы, без сомнения, связано с применением  новейших технических средств, с  помощью которых только и возможен переход к новой дидактической  системе, в центре которой ученик как субъект обучения.

Осознание этого положения мировым  педагогическим сообществом эволюционировало за последние три десятилетия  от крайней эйфории в 60-е годы («новейшая техника вытеснит учителя  и традиционные средства обучения из школы») до взвешенной и разумной оценки в 90-е годы возможностей и границ применения современной микроэлектроники в учебном процессе. Характерна в этом отношении позиция крупного специалиста в области учебной микроэлектроники профессора Колумбийского университета М. Уайма (США), который настаивает на интеграции традиционных учебных средств с компьютерными.

Никакая самая совершенная техника  не может заменить учителя в школе  — это положение становится ключевым в начале 21 века. Оно актуализирует проблемы адекватной подготовки учителя, повышения уровня его квалификации, его деятельности как профессионала высшего класса.

Как свидетельствуют многие психолого-педагогические эксперименты, не снижающийся интерес  учащихся к учению, а, следовательно, и их познавательная активность в  первую очередь зависит от позиции  учителя в классе, его веры в  способность каждого ребенка  учиться успешно, постоянной поддержки  успехов учащихся в школе.

Показателен известный многим педагогам  мира опыт учителя и директора  начальной школы в негритянском районе Чикаго Марвы Коллинз. Ее ученики из весьма неблагополучных семей достигают таких результатов, которые обычно характерны для высоко мотивированных детей богатых родителей. Ее называют в стране «суперучителем». На ее семинары а школу приезжают не только учителя США, но и многих зарубежных стран.

В книге «Метод Марвы Коллинз: возвращение к высокому качеству в образовании» автор со страстью отстаивает одну позицию: «Я твердо знаю: все дети рождены быть успешными. Единственно, в чем они нуждаются, это в вере в них и «вытягивании» из них лучшего».

На вопрос одного из участников ее многих семинаров «Как стать высококлассным учителем?», Марва Коллинз сформулировала его десять характеристик, среди которых следующие:

«Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые  трудно представить»,

«Каждый день собирайте большой  урожай успеха учащихся»;

«Не позволяйте ни одному из них быть неудачником»;

«Учите так, как будто каждый ребенок, независимо от его семейных условий, сын или дочь выпускника Гарварда иди Йеля»;

«Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит вашим учащимся соскользнуть в посредственность или неуспех»;

«Никогда не падайте духом; если вначале вам не удастся ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь  и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию»  и т.д.

В ответах «супермастера» видны черты учителя нового типа, которого стремятся сформировать современные педагогические вузы и для которого характерны уважение и любовь к ребенку, вера в его потенции, создание условий, в которых ученик ощущает чувство подъема, успеха, веры в свои силы. Учитель высоко гуманистического типа в органическом сочетании с микроэлектронной техникой способен радикально изменить учебный процесс и весь облик школы. Учение в этом случае станет не тягостью для ребенка, а радостью познания нового, самостоятельных открытий неизведанного, переживания успеха от познавательной деятельности.  

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание