Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:08, реферат

Описание

За долгую историю своего существования человечество выработало нормы личностных и групповых отношений, которые обеспечивали стабильность человеческого сообщества и его эволюционное развитие. Без сомнения, эти нормы менялись в различные исторические эпохи. Тем не менее, сохранялось некое постоянное ядро нравственных норм, которое зафиксировано в учениях и книгах всех главных религий мира — христианстве, магометанстве, конфуцианстве, буддизме. Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, гарантирующие выживание и благосостояние людей.

Работа состоит из  1 файл

Нравственное воспитание.docx

— 28.68 Кб (Скачать документ)

Нравственное воспитание

За долгую историю своего существования  человечество выработало нормы личностных и групповых отношений, которые  обеспечивали стабильность человеческого  сообщества и его эволюционное развитие. Без сомнения, эти нормы менялись в различные исторические эпохи. Тем не менее, сохранялось некое  постоянное ядро нравственных норм, которое  зафиксировано в учениях и  книгах всех главных религий мира — христианстве, магометанстве, конфуцианстве, буддизме. Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, гарантирующие выживание и благосостояние людей. К ним в первую очередь  нужно отнести такие нравственные нормы, как ненасилие, сотрудничество, честность, милосердие, забота о слабых и общественном благе, уважение к другим людям.

Традиционно главную роль в нравственном воспитании играет семья, которая является первым для ребенка социальным организмом. Ребенок через общение с родителями и другими членами семьи познает нравственные нормы и формирует гуманистическую модель поведения (честность, справедливость, помощь другим, уважение к старшим, доброту).

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети, как правило, регулярно  посещают церковь вместе с родителями. Христианская церковь имеет воскресные школы, в которых священнослужители  читают и обсуждают библейские сюжеты с детьми, беседуют с ними на моральные  темы: почему важно быть добрым, почему наказываются леность и ложь, почему нужно уважать взрослых и т.п.

В  США религия не преподается в государственных школах. Но, осознавая важность религии в нравственном воспитании учащихся, американская школа, например, освобождает время для посещения детьми церковных занятий. В 90-е гг. конгресс США под напором требований христианской церкви принял решение, позволяющее государственным школам создавать условия для учащихся, желающих молиться в течение школьного дня.

Гуманистический кризис современного мира повысил требования к школе  в плане нравственного воспитания школьников. Школа может и должна нести ответственность за нравственное воспитание. Отвечая на объективные потребности современной эпохи, американские школы вводят в учебные программы курсы «Морали», «Этики» прямо направленные на нравственное воспитание учащихся. В курсах делается акцент на активные методы преподавания. Учащиеся вовлекаются в дискуссии по моральным дилеммам, ролевые игры, позволяющие подросткам сделать правильный нравственный выбор. В США разработаны обстоятельные программы, состоящие из множества разнообразных ситуаций, данных в описании или показанных в видеоклипах, в которых учащиеся должны принять решение, определить выход из сложившейся нравственной ситуации. Обсуждение нравственных проблем и ситуаций происходит в небольших группах, в которых участвует учитель или психолог-консультант.

Одновременно школы стремятся  полнее использовать имеющийся потенциал  других предметов, особенно гуманитарных, для нравственного воздействия  на учащихся. В школах  США программы по литературе могут строится не по хронологическому или жанровому принципу, а по нравственному критерию (проблема мужества и стойкости в литературных произведениях; честность, благородство и ложь в произведениях Шекспира и т.д.).

Сложности и трудности воспитания в условиях растущей дегуманизации  мирра побуждают школу к поискам  не традиционных путей нравственного  формирования молодежи. Один из них  — развитие у школьников позитивной «Я-концепции». Понятие «Я-концепции» трактуется психологами как сложное и динамичное представление о самом себе. Оно во многом определяет отношение человека к другим людям и окружающему миру. Понимание себя, своих возможностей и места в жизни, развитие на этой основе достоинства и самоуважения рассматриваются многими западными теоретиками и практиками как стержень нравственного сознания и поведения молодежи.

Школы США активно включают в учебные планы человековедческие курсы типа «Психология личности», «Я и группа», «Я и общество», «Причины конфликтов», «Факторы поведения человека» и др., которые помогают учащимся ответить на вопросы: «Кто я такой? Как меня воспринимают другие? На что я способен?».

В помощь учителям и психологам-консультантам  разработана система методов  и приемов, помогающих ученикам разных возрастов понять себя, раскрыть свои психические данные, создать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, выработать навыки общения.

Для развития позитивной «я-концепции» весьма важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным в школе. Состояния успешности — необходимое условие развития достоинства, уверенности и уважения к себе. Этот успех особенно существенен в главном деле в школе — учении. Для предупреждения неуспеваемости, как говорилось выше, в школах создаются коррекционные группы, в штаты вводятся учителя-терапевты и репетиторы, помощники учителей, организуются летние курсы и занятия с шефами-взрослыми.

По инициативе ООН и при поддержке  ее организаций широкое распространение  в школах получило преподавание прав человека. Принятая ООН «Всемирная декларация прав человека» (1948) с ее основной идеей о равенстве всех людей и их естественных правах, данных им от рождения, на жизнь, свободу  и достоинство приобрела особое звучание в мире конца столетия, переживающего угрожающий рост насилия, преступности, военных конфликтов, дискриминации людей по признаку расы, национальности, веры.

Многочисленные международные  конференции под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Европейского Совета в 70 — 90-е годы настойчиво рекомендовали ввести преподавание прав человека как интегральную часть  процесса нравственного воспитания в школе. ООН распространила программы  и методические рекомендации, включающие беседы, дискуссии,  показ видеофильмов, ролевые игры, помогающие детям и подросткам осознать не только свои права, но уважать права других людей независимо от их цвета кожи и верований. В США накоплен интересный опыт преподавания прав человека в школах начальной и средней ступени. Создав Центр преподавания прав человека, они изучают журналы, книги, обобщающие опыт школ.

Второй  путь, который тесно взаимосвязан с первым — формирование у детей навыков самодисциплины. Естественно, что оно особенно интенсивно происходит в начальной школе, когда дети идентифицируют себя со взрослыми и их поведение довольно легко регулируется одобрением или порицанием учителя. В США широкое распространение получили идеи известного американского психолога-бихевиориста Б. Скиннера о модификации поведения. Скиннер рассматривает человека как социальное существо, реагирующее на внешние раздражители и утверждает, что наиболее сильное воздействие на поведение ребенка оказывают не наказания, а позитивные подкрепления (награда, похвала, вербальное одобрение). Последователи Скиннера разработали систему поощрений как материальных, так и вербальных, которые, по их идее, закрепляют у ребенка положительные образцы поведения.

Как показали исследования, около 80% времени общения учителя  с учащимися носит негативный характер. Учитель делает замечания  главным образом по поводу плохих поступков ребенка. Скиннеровская система меняет лексикон учителя. В американских школах широко распространены «100 слов, которые нужно употреблять в работе с детьми», (молодец, умница, я горжусь тобой, ты делаешь успехи и т.д.). Похвала учителем успехов (даже самих небольших) ребенка закрепляет необходимые навыки дисциплины.

-Целям позитивного подкрепления  служит также довольно популярная  «знаковая система». В этом случае  все взрослые работающие в школе, имеют «знаки» (жетоны, карточки), которые в течение дня (или недели) они могут вручать детям, чье поведение соответствует разработанным правилам. В конце дня (недели) получившие определенное число «знаков» награждаются небольшими подарками (ручка, блокнот, тетрадь и т.п.).

На позитивное подкрепление правильного поведения направлена также система поощрений в  виде «Доски почета», еженедельного  конкурса «Лучший ученик школы» с  выставкой фотографий лучших и описанием  их поведения и успехов: писем  родителям, похвальных листов и т.п.

В результате кризиса семьи, негативного воздействия средств  массовой информации и других отрицательных  явлений современного общества возрастает число детей с отклонениями в  поведении (агрессивность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость и т.п.). С этими детьми работают в школе медики, психологи, психиатры, применяя как медикаментозные, так и психологические средства в виде психотерапии, игровой терапии и т.п.

Успешная деятельность школы  невозможна без дисциплины учащихся. Однако она не может быть обеспечена лишь наказаниями и поощрениями.

Уровень дисциплины зависит от педагогического мастерства учителя, его умения мотивировать детей, вызвать у них интерес к  учебной деятельности, от владения им разнообразными дидактическими технологиями.  

 

Иначе говоря, дисциплина находится в прямой зависимости  от умений учителя управлять классом. Проблемы педагогического менеджмента находятся в центре современной системы педагогического образования и повышения квалификации учителей.

Регулярно проводимые опросы Гэллапа в США свидетельствуют  о том, что на протяжении многих лет  учителя и родители считают низкий уровень дисциплины в школе проблемой  номер один. Насилие, драки, вандализм, неподчинение указаниям старших  в сочетании с традиционными  дисциплинарными проступками —  опоздание на уроки, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий не только снижают качество преподавания,  но и делают школу небезопасным местом для детей.

 

Дисциплина — необходимый элемент эффективно работающей школы. Неудивительно, что в законе, принятом американским конгрессом в 1994 г. и определившем основные стратегии развития в XXI веке, одно из них связано с дисциплиной в школе: «К 2000 году каждая школа в США будет свободна от наркотиков, алкоголя, насилия, присутствия оружия и в каждой будет высокий уровень дисциплины, необходимый для учения».

Для создания дисциплины и  формирования соответствующего поведения  учащихся школы идут двумя путями.

Первый — разработка правил на уровне школы или утвержденных правительством, которым должны следовать школьники, и наказания за их нарушение. Правила определяют жизнедеятельность детей в школе, включая одежду.  В ряде частных школ США учащиеся носят форму, которая является важным дисциплинирующим фактором.

Правилами определяются разного вида наказания за нарушение  норм поведения. До недавнего времени даже в такой демократической стране, как США, в школах применялись телесные наказания. Однако широкая пропаганда идей гуманизма и демократии в 70-80-е годы, принятие «Конвенции о правах ребенка», которая отвергает любые виды и формы насилия над детьми, заметно сократили масштабы применения телесных наказаний в школе. Сейчас в США они законодательно запрещены. Однако физические наказания детей в семье — повседневное явление в большинстве стран, в т.ч. и в США.

Самым распространенным видом  наказания за нарушение школьных правил является то, что веками у  всех народов называлось «поставить в угол», а сейчас получило название «тайм-аут». Суть его в изоляции ребенка, нарушившего правила, от сверстников  и их деятельности на некоторое время. В американских школах учителя зачастую имеют в классах парты-кабинки, которые ученика с дефицитом внимания и мешающего другим заниматься изолируют от класса, и он выполняет задания один под контролем учителя. Многие школы, особенно на среднем уровне, организуют «тайм-аут» на определенный срок в специальных комнатах, в которых нет ничего, что могло бы отвлекать ученика. Грубые нарушения наказываются выговором на уровне директора школы, временным исключением из школы.

В силу особенностей подросткового возраста проблема дисциплины приобретает особую остроту в  посленачальном звене обучения (младшей средней, базовой, основной школе). Выделяется категория подростков, которые по своей нервно-психической структуре, а также в результате отсутствия мотивации к учению не могут учиться больше в школе, переполненных классах и по традиционной программе. В  США для них организуются альтернативные школы. В них небольшие классы (8—10 человек), уютно домашняя атмосфера, а обучение весьма индивидуализировано.  

Приоритет задачи развития познавательной и творческой активности вызвал к  жизни новые методы — драматизация, дидактические и ролевые игры. Обращенные непосредственно к эмоциональной сфере, они стимулируют познавательный интерес обучаемых, их воображение, включают в действие многие личностные компоненты, которые обычно слабо затрагиваются в учебном процессе.

         Коммерческие фирмы США выпускают сегодня огромное количество дидактических игр для учащихся разных возрастов. Они используются учителями всех предметов, особенно истории, обществоведения, биологии. Работая с рисунками, портретами, схемами, текстами, учащиеся могут «проиграть» историческое событие, современное социальное явление, решение острой проблемы общины, в которой находится школа. Ролевые игры и драматизация рассматриваются как сильное возбуждающее интерес педагогическое средство. Оно особенно эффективно, когда учитель ставит задачу учащимся решить проблему, найти пути выхода из противоречия.

Новейшие технологические  средства в учебном процессе. Как говорилось, школы давно используют технические средства. Информационная революция, связанная с созданием принципиально новых носителей информации, основанных на микроэлектронике, заметно преобразила традиционный облик школы за последние десятилетия. Будущее образования во многом связывается с дальнейшим использованием таких современных информационных средств, как телевизор, аудио- и видеоаппаратура и особенно компьютер в комплексе с другими техническими средствами.

Информация о работе Нравственное воспитание