Об интеграции дополнительного и базового образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:51, реферат

Описание

Несколько лет назад возникла идея интеграции учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений. Реализация этой идеи позволила бы привлечь дополнительное внимание к свободному времени школьников, суммировать возможности обеих структур, обмениваясь опытом работы, более эффективно используя площади и материальную базу учреждений

Работа состоит из  1 файл

С ИСПРАВЛЕНИЯМИ об интеграции дополнительного и базового образования.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Об  интеграции дополнительного и базового образования.

 

Несколько лет  назад возникла идея интеграции учреждений дополнительного образования детей  и общеобразовательных учреждений. Реализация этой идеи позволила бы привлечь дополнительное внимание к  свободному времени школьников, суммировать   возможности обеих структур, обмениваясь  опытом работы, более эффективно используя площади и материальную базу учреждений

Однако, идея реализуется  с трудом, принимая иногда форму не здоровой конкуренции.

Попытаемся объяснить причину этого явления на основе анализа различий школ и учреждений дополнительного образования детей, а также найти области   взаимных интересов этих образовательных учреждений...

 

Вряд ли кто станет оспаривать необходимость внешкольной работы с детьми и подростками. Её ослабление - одна из причин резкого роста детских правонарушений в 90-е годы. Взаимосвязь этих явлений объясняется в работах многих исследователей; в частности - известный немецкий психотерапевт Г. Аммон, утверждал наличие в детях врожденного стремления к освоению и изменению Мира, к творческой самореализации («конструктивная агрессивность»). При правильном воспитании конструктивная агрессивность стимулирует личность к творчеству и самосовершенствованию. При ошибках воспитания, связанных с подавлением инициативы, конструктивная агрессивность переходит в деструктивную инициативу (стремление к разрушению, проявлениям вандализма, к неадекватности поведения). Исследования, проведенные Г. Аммоном и его учениками, показали, что  реализация конструктивной  (деструктивной) агрессивности предохраняют ребенка от психосоматических заболеваний, однако социальные последствия этих двух форм поведения различны. Только ориентация на творчество, особенно в раннем возрасте, здесь адекватна [6].

В 1992г. появилась система дополнительного образования детей, в уставах которых основная цель сформулирована, как «мотивация личности ребенка к творческой деятельности». Система возникла, как приемник внешкольной работы, однако, имеет принципиальное отличие от своего предшественника, организуя работу по образовательным программам, вследствие чего учреждения дополнительного образования детей (УДОД) являются образовательными учреждениями.

Однако, от общеобразовательных  учреждений УДОД также имеют принципиальные отличия.

Основное из них – добровольность обучения, что является необходимым условием реализации выше сформулированной цели деятельности. Действительно, творческий процесс – явление, требующее раскрепощенности, свободы, не допускающее принуждения (Вспомните систему обучения К.С. Станиславского). Для пробуждения творческих способностей необходима не только личная открытость, но и творческая атмосфера в коллективе, увлеченность творческим процессом, как ученика, так и учителя.

Это, в свою очередь, вызывает специфические требования к личности педагога дополнительного образования. Практика показывает, что не всякий специалист и не всякий, преуспевающий школьный учитель, может стать хорошим педагогом дополнительного образования. Помимо педагогических способностей и хорошего знания своего предмета педагог дополнительного образования должен уметь реализовать свои знания в практическом воплощении. Чтобы увлечь других предметом своей деятельности, он должен сам увлекаться им. Только в этом случае в процессе занятий коллектива возникает творческая атмосфера, стирающая в определённом смысле различия между учеником и учителем. И только в этих условиях может протекать процесс, развивающий творческие способности ребенка.

Конечно, эти качества присущи  и многим школьным учителям. Однако, если для школьного учителя они желательны, для педагога дополнительного образования они обязательны.

С принципом добровольности обучения связаны такие особенности  учреждения дополнительного образования  детей, как доступность и демократичность. Для приёма в объединения УДОД не имеют значения ни место основной учебы, ни место жительства, ни возраст, ни социальное происхождение. Главное – желание или, по крайней мере, интерес к выбранному предмету, который со временем педагог дополнительного образования должен превратить в желание, а затем в увлечение.

Для работы с «детьми улицы», не проявляющими интереса к полезным видам досуга, учреждения дополнительного  образования имеют социальных педагогов  и психологов, задача которых пробудить  интерес у этой категории детей. Работа социального педагога Центра юношеского научно-технического творчества «Исток» (НТЦ «Исток») в виде организации экскурсий по Центру для таких детей, доверительных бесед, демонстрации кинофильмов показала, что таким образом удается в начале «расколоть» группировку подростков, склонную к деструктивному поведению, а затем – привлечь некоторых из её участников к занятиям  в Центре.

В отличие от учреждений дополнительного образования детей  школы – относительно закрытые учреждения, не охотно, из соображений обеспечения безопасности и дисциплины, допускающие на свою территорию посторонних. Казалось бы, та же проблема должна быть и в учреждениях дополнительного образования. В действительности, она не возникает, т.к. основу детского коллектива УДОД составляют дети, изначально проявляющие интерес к творчеству. Случайно пришедшие в них дети попадают под влияние коллектива и, либо не уживаются с ним и уходят, либо адаптируются и становятся полноправными его членами.

Вариативность образования. Если эта задачи для базового образования вызывает споры, как в обществе, так и в педагогической среде, (поскольку необходимо сохранить в оптимальном соотношении образовательный стандарт), в системе учреждений дополнительного образования этот вопрос решается однозначно: обучающийся может одновременно заниматься в нескольких объединениях и менять их в течение года. Это - уставное требование учреждений дополнительного образования детей, цель которого помочь ребенку найти вид деятельности, в максимальной степени удовлетворяющей его интересам и способностям. Для УДОД – явление обычное, когда выпускник выбирает профессию, соответствующую его увлечению. Следовательно, учреждения дополнительного образования детей имеют больше возможностей, чем школа, в решении вопроса профориентации.

Творческая атмосфера с трудом существует в коллективе, работающим на принципах нормированности и плановости. Возникнув в качестве островка, она неизбежно будет растворяться  в принятом для учреждения порядке работы. Поэтому педагог дополнительного образования чувствуют себя комфортно лишь в среде своих коллег, разделяющих его представления о подходах к работе. В школьной среде эти представления будут диссонировать с установившимися  порядками, что будет затруднять работу педагога дополнительного образования.

Не секрет, что в школах не редко смотрят на дополнительное образованию, как на явление второстепенное, работу, которую может по совместительству выполнять любой педагог. В отличие от этого в большинстве учреждений дополнительного образования детей сложились высокопрофессиональные коллективы педагогов дополнительного образования. Этому в значительной мере способствовали социально-экономические процессы начала 90-х годов, лишившие работы во многих отраслях высококлассных профессионалов [1].

На настрой ученика, необходимый для восприятия учебного материала, существенно влияет специализация учебного помещения. В большинстве учреждений дополнительного образования детей сегодня имеются глубоко специализированные лаборатории моделирования, радиотехники, студии керамики, живописи, музыкальные и хореографические классы и другие, помещения которые не допускают совмещения других занятий.

Конечно, можно  изготовить, например, простую авиамодель и в школьном кабинете физики или  технологии, однако  отсутствие в  них специального оснащения: оборудования, инструмента, литературы, а теперь и  информационного материала на машинных носителях вряд ли позволят сделать модель высокого класса, что станет тормозом для развития интереса ребенка к данному виду творчества.

Общий недостаток школьников, отмечаемый у поступающих  в технические кружки НТЦ «Исток», - неумение применять теоретические  знания на практике. Даже отличники, знающие в необходимом объеме физику, предпочитают первое время при создании моделей или работе с радиосхемой ориентироваться на аналог, подсказки или руководствоваться «здравым смыслом», а не делать самостоятельно расчеты по известным формулам. Отрыв теории от практики – недостаток, свойственный и многим выпускникам ВУЗов, не имеющим производственного опыта.

Принятый в  учреждениях дополнительного образования  принцип обучения «от практики к теории», позволяет исправить этот недостаток, вынуждая обучаемого при работе над образцом вспоминать законы физики и математические формулы.

За годы своего существования учреждения дополнительного  образования детей отработали опытным  путем образовательные программы и методики преподавания спецдисциплин. Любому общеобразовательному учреждению для достижения этого уровня без использования накопленного опыта потребуется немало времени. Оснащение школ специальным программно – методическим материалом могло бы ускорить развитие школьного дополнительного образования.

Из-за нарушения  принципа добровольности не получила распространения попытка  конца 90-х годов объединить школы и  учреждения дополнительного образования  детей путем искусственного введения в школьную программу дополнительных предметов. Для их освоения ученики всем классом должны были из здания школы переходить на 45 мин. в здание УДОД и заниматься там по школьным правилам.

С 2001 по 2003г. НТЦ  «Исток» вместе со школой №1101 провел эксперимент. (Экспериментальная площадка: «Уроки технологии учащихся 7-10 классов на базе УДО технической направленности»). В эксперименте учащимся предлагалось вместо проблемных для школы, уроков технологии, посещать добровольно выбранный каждым из учеников предмет дополнительного образования в рамках рекомендательного перечня [5]. Единственным отклонением от принципов УДОД при этом была обязанность учащихся школы посещать один раз в неделю на 45 мин. выбранное занятие. Однако, вскоре в этом ограничении уже не было необходимости, т.к. примерно через месяц практически все ученики адаптировавшись в новых для них коллективах, посещали занятия уже добровольно по графикам, принятым в Центре (2 раза в неделю по 2-3 часа).

В связи с  положительным результатом эксперимента  такие отношения Центра со школой продолжались до 2006г., когда школа, пополнив свою компьютерную базу, организовала у себя уроки технологии на основе информатики.

По нашему убеждению, «к сожалению»: ребёнок, занимающийся только в школе и не посещающий образовательно-досуговых учреждений, по завершении цикла обучения «теряется», не сразу находит свое место в «мире взрослых», свою профессию. Для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, дело обстоит иначе: как правило, они уже ориентированны на профессионально-трудовую жизнь, умеют концентрироваться и на процессе и на результате продукта своей деятельности.

Школа и учреждения дополнительного  образования детей – не конкуренты. В то же время, учреждения дополнительного  образования детей компенсируют недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. Индивидуально-личностная основа деятельности таких учреждений, позволяет удовлетворить запросы физического, интеллектуального и духовно-нравственного характера каждого ребёнка.

Следовательно, базовое и дополнительное образование детей тесно связаны, дополняют друг друга и функционируют в едином образовательном пространстве, цель которого - гармоничное развитие ребёнка, подразумевающее не только интеллектуальное развитие, но и развитие социально-адаптивных качеств личности.

Мы считаем, что для каждого  из этих типов образовательных учреждений существует своя область в образовательном  пространстве. По нашему мнению, в не профильно-ориентированных школах целесообразно было бы развивать дополнительное образование, направленное на углубленное изучение основных школьных предметов, а блок предметов «по интересам» (лаборатории, секции, студии: технические, декоративно-прикладные, театральные и т.п.), должны вести не учителя-любители, а профессионалы.

 

Сегодня образование должно ориентироваться не на результат, выраженный в сертификате, а преследовать шанс на успех, который можно предоставить ребёнку, используя все без исключения источники образования:

- систему общего образования;

- дополнительное образование;

- самообразование;

- опыт социальной деятельности.

На наш взгляд, основными путями взаимодействия учреждений основного  и дополнительного образования  детей, способствующими достижению этой цели являются:

  • использование кадровых и материальных ресурсов учреждений дополнительного образования детей для проведения на их базе занятий по изобразительному искусству, технологии и проч. взамен соответствующих школьных уроков;
  • выполнение совместных проектных и научно-исследовательских работ,  с использованием возможностей друг друга;
  • признание значимости дополнительного образования детей, в том числе путем предоставления права ребенку сдачи экзамена по выбору на базе учреждения дополнительного образования детей;
  • консультирование школьных педагогов дополнительного образования педагогами и методистами учреждений дополнительного образования детей по вопросам программно-методического обеспечения применительно к школьным условиям;
  • совместное проведение коллективных мероприятий.

Информация о работе Об интеграции дополнительного и базового образования