Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:53, доклад
Согласно современным требованиям, предъявляемым сегодня государством системе образования, учащиеся должны получить в школе не только определённый объём знаний по предметам, но и приобрести опыт по реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, определить для себя наиболее подходящие, оптимальные способы овладения знаниями, навыками и умениями.
Об
организации научно-
деятельности школьников
(ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ мо УЧИТЕЛЕЙ ия)
Согласно современным требованиям, предъявляемым сегодня государством системе образования, учащиеся должны получить в школе не только определённый объём знаний по предметам, но и приобрести опыт по реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, определить для себя наиболее подходящие, оптимальные способы овладения знаниями, навыками и умениями. Одной из основных предпосылок формирования всесторонне развитой личности учащегося является развитие креативности как общей универсальной способности к творчеству, в том числе и научному. В связи с этим всё большую популярность и распространение в школе получает научная работа, предполагающая активную поисковую, исследовательскую, преобразующую и продуктивную деятельность как учащихся, так и педагога, осуществляющего её руководство.
Научно-исследовательская работа может быть представлена разными формами: рефераты, творческие задания, проекты, конкурсные работы, доклады к конференциям, статьи, тезисы сообщений и т.д. К вариативному виду научно-исследовательской работы относятся также и олимпиады.
Цели научно-исследовательской работы:
Таким образом, научная работа способствует углублению знаний, помогает выработать исследовательские умения, развивает мышление, творческие способности и обогащает не только учащихся, но и педагогов, родителей.
Для того, чтобы достичь перечисленных выше целей, учителю необходимо владеть технологиями проектирования и научного исследования, обладать хорошими организаторскими способностями, быть активным и инициативным и знать, как осуществлять руководство научно-исследовательской работой.
Технология проектирования исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:
Отдельного внимания заслуживает проектирование эксперимента, которое состоит из следующей последовательности действий:
Как правило, научная работа проводится в три этапа.
Для успешного научного исследования необходимо владение комплексом общенаучных и специальных методов исследования.
К теоретическим методам исследования относятся:
К эмпирическим методам исследования относятся:
Часто итогом научно-исследовательской деятельности становится реферат или творческое задание. Реферат как форма научного исследования представляет собой логически законченное повествование об одной или нескольких связанных между собой актуальных идеях. Выбор темы реферата осуществляется учащимися с учётом их интересов и способностей. Реферат состоит из введения, основной части и выводов. Во введении обосновываются актуальность, задачи и методы исследования, даётся краткий анализ источников литературы. В основной части на основе анализа литературы (учебной, научной, психологической и т.п.), периодической печати раскрывается решение поставленных задач. В заключительной части формулируются краткие обоснованные выводы по итогам работы. Основное содержание реферата заслушивается на заседании научного кружка, конференции по подведению итогов научно-исследовательской работы.
Творческое задание ¾ это вид исследования какой-либо проблемы, представленной в форме тезисного описания ведущих идей (2-3 страницы) или таблицы, методической разработки, схемы, диаграммы, буклета, доклада, газеты и т.п. Внешнее оформление творческого задания предусматривает художественное исполнение, соответствующее теме и фантазии автора.
Реферат и творческое задание являются начальным этапом научно-исследовательской деятельности.
Конкурсная работа должна отвечать следующим требованиям:
Конкурсная работа должна состоять из:
Разумеется, что навыки, умения и знание того, как осуществлять научное исследование не появятся у учащегося внезапно из ниоткуда. Для этого необходимо проводить систематическую работу, направленную на:
Для
успешной презентации научно-
программа сопровождения
научно-исследовательской работы учащихся
этап |
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И содержание |
Мотивация |
Каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные для себя выгоды, поэтому абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными преимуществами и интеллектуальными приобретениями обозначить и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на уроках, а затем экзаменах до получения преимуществ при обучении в выбранном ВУЗе. На данном этапе основная роль отводится научному руководителю. |
Выбор направления исследования |
Это наиболее сложный этап, работа на котором опреде-ляется специализацией, кругозором и компетенцией научного руководителя. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследования должен быть такой, чтобы ученик или ученичес-кая группа завершили его в сроки, соответствующие их возрастным особенностям (максимальный срок составляет 2 года). Важно помнить, что на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже. Участие потенциальных исполнителей исследования на этом этапе ограничивается простым обсуждением. |
Постановка задачи |
Научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном состоянии предмета изучения, обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Учащимся необходимо самостоятельно знакомиться и составлять обзор литературных данных для формирования подробной и цельной картины состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен научным руководителем. Этап заканчивается обсуждением с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде. |
Информация о работе Об организации научно-исследовательской деятельности школьников