Об организации научно-исследовательской деятельности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:53, доклад

Описание

Согласно современным требованиям, предъявляемым сегодня государством системе образования, учащиеся должны получить в школе не только определённый объём знаний по предметам, но и приобрести опыт по реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, определить для себя наиболее подходящие, оптимальные способы овладения знаниями, навыками и умениями.

Работа состоит из  1 файл

Об организации научно.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Об  организации научно-исследовательской

  деятельности школьников

(ДОКЛАД  НА ЗАСЕДАНИИ мо УЧИТЕЛЕЙ ия)

Согласно  современным требованиям, предъявляемым  сегодня государством системе образования, учащиеся должны получить в школе  не только определённый объём знаний по предметам, но и приобрести опыт по реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, определить для себя наиболее подходящие, оптимальные способы овладения знаниями, навыками и умениями. Одной из основных предпосылок формирования всесторонне развитой личности учащегося является развитие креативности как общей универсальной способности к творчеству, в том числе и научному. В связи с этим всё большую популярность и распространение в школе получает научная работа, предполагающая активную поисковую, исследовательскую, преобразующую и продуктивную деятельность как учащихся, так и педагога, осуществляющего её руководство.

Научно-исследовательская  работа может быть представлена разными  формами: рефераты, творческие задания, проекты, конкурсные работы, доклады к конференциям, статьи, тезисы сообщений и т.д. К вариативному виду научно-исследовательской работы относятся также и олимпиады.

Цели научно-исследовательской  работы:

  • повышение интеллектуального потенциала учащихся;
  • формирование творческого подхода к работе с учебным материалом;
  • овладение способами успешного учения;
  • повышение мотивации к учебной деятельности;
  • формирование всесторонне развитой личности.

Таким образом, научная работа способствует углублению знаний, помогает выработать исследовательские умения, развивает мышление, творческие способности и обогащает не только учащихся, но и педагогов, родителей.

Для того, чтобы достичь перечисленных  выше целей, учителю необходимо владеть  технологиями проектирования и научного исследования, обладать хорошими организаторскими способностями, быть активным и инициативным и знать, как осуществлять руководство научно-исследовательской работой.

Технология проектирования исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:

  1. Определение интересных и актуальных проблем.
  2. Подбор тем исследования, которые очерчивают круг исследовательской работы.
  3. Определение объекта исследования ¾ области, где существует проблема, противоречие.
  4. Определение предмета исследования ¾ того, что даст новое знание.
  5. Определение цели исследования ¾ знания, которое должно быть получено в ходе исследования.
  6. Формулировка задач ¾ тех путей или ступеней, которые должны быть пройдены, чтобы достичь цели исследования.
  7. Формулировка гипотезы. Гипотеза ¾ это допущение, истина, которая ещё не доказана, но вероятна. Гипотеза ¾ исходный момент исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
  8. Отбор методов исследования.
  9. Определение направлений, этапов работы и сроков.

Отдельного  внимания заслуживает проектирование эксперимента, которое состоит из следующей последовательности действий:

  1. Определение объекта и предмета эксперимента. Эксперимент ¾ это метод научного исследования, предполагающий выявление изменений в одном из компонентов системы, возникающих под влиянием целенаправленных изменений других компонентов системы.
  2. Диагностическая формулировка (через конкретные результаты, которые можно продиагностировать) целей и задач.
  3. Формулировка гипотезы эксперимента ¾ подробной теоретической модели, процесса, взаимодействия, методики, технологии, механизма.
  4. Определение базы эксперимента (экспериментальные и контрольные объекты).
  5. Определение срока завершения эксперимента, т.е. срока получения ожидаемого результата.
  6. Определение этапов экспериментальной работы, уточнение результатов эксперимента на каждом этапе.
  7. Выбор критериев оценки ожидаемых результатов:
    1. критерии результативности (выше прежних; выше типичных результатов; результаты оптимальны; максимально возможны; получение новых знаний, умений, качеств и т.д.);
    1. критерии затрат (времени, сил, ресурсов).
  1. Прогноз возможных положительных результатов, возможных потерь, негативных явлений; возможности компенсации потерь и негативных явлений.
  1. Проведение экспертизы программы эксперимента по следующим параметрам:
    • обоснованность выбора темы (грамотность, актуальность, практическая значимость, посильность, доступность, наличие необходимых ресурсов);
    • зрелость и обоснованность замысла эксперимента;
    • наличие и разумность решения о составе участников работы, распределение ролей;
    • разумность выбора базы эксперимента, достаточность экспериментальных объектов;
    • наличие и качество целей, задач, ожидаемых результатов; критериев оценки;
    • обоснованность сроков и последовательности этапов работы;
    • продуманность ресурсного обеспечения работы (программного, методического, материального, финансового, консультативного, управленческого);
    • разумность отражения в программе хода эксперимента;
    • наличие и обоснованность прогноза возможных отрицательных последствий эксперимента, предложений по профилактике, компенсации и преодолению этих явлений;
    • наличие и обоснованность решения о формах представления результатов работы;
    • наличие вариантов перспектив дальнейшего развития эксперимента.

Как правило, научная работа проводится в три этапа.

      1. Организационный (подготовительный) этап. На этом этапе продумываются и создаются условия для проведения научного исследования:
        • мотивационные, предполагающие создание психологического климата, установки на эксперимент;
        • организационные, когда определяются участники исследования, его формы, создаются экспериментальные группы, вводятся новые субъекты управления либо изменяются функции прежних и т.п.;
        • кадровые, когда осуществляется подготовка, обучение учащегося/ учащихся;
        • научно-методические, предполагающие отбор методик диагностики, тестирования, анкетирования и пр., научная литература по интересующей проблеме, банк/ используемые источники информации.
        • материальные/ финансовые.
      2. Практический этап предусматривает следующее:
          • срезовая диагностика;
          • реализация теоретической модели, процесса, взаимодействия, методики, технологии, механизма, положения и т.д.
          • отслеживание процесса;
          • промежуточные, контрольные срезы;
          • анализ результатов;
          • корректировка осуществляемого процесса.
      3. Обобщающий этап. На данном этапе происходит:
        • соотнесение результата с поставленными целями, задачами, с гипотезой;
        • корректировка гипотезы;
        • оформление и описание эксперимента;
        • обобщение выводов исследования, разработка методических рекомендаций, научной теории.

Для успешного научного исследования необходимо владение комплексом общенаучных и специальных методов исследования.

К теоретическим  методам исследования относятся:

    • метод теоретического анализа;
    • метод моделирования;
    • метод мысленного эксперимента;
    • метод формализации;
    • генетический метод;
    • сравнительно-исторический метод;
    • математический и статистический методы.

К эмпирическим методам исследования относятся:

    • наблюдение;
    • беседа;
    • интервью;
    • анкетирование;
    • тестирование;
    • изучение и обобщение опыта;
    • лабораторный метод;
    • эксперимент в естественных условиях.

Часто итогом научно-исследовательской деятельности становится реферат или творческое задание. Реферат как форма научного исследования представляет собой логически законченное повествование об одной или нескольких связанных между собой актуальных идеях. Выбор темы реферата осуществляется учащимися с учётом их интересов и способностей. Реферат состоит из введения, основной части и выводов. Во введении обосновываются актуальность, задачи и методы исследования, даётся краткий анализ источников литературы. В основной части на основе анализа литературы (учебной, научной, психологической и т.п.), периодической печати раскрывается решение поставленных задач. В заключительной части формулируются краткие обоснованные выводы по итогам работы. Основное содержание реферата заслушивается на заседании научного кружка, конференции по подведению итогов научно-исследовательской работы.

Творческое задание ¾ это вид исследования какой-либо проблемы, представленной в форме тезисного описания ведущих идей (2-3 страницы) или таблицы, методической разработки, схемы, диаграммы, буклета, доклада, газеты и т.п. Внешнее оформление творческого задания предусматривает художественное исполнение, соответствующее теме и фантазии автора.

Реферат и творческое задание являются начальным  этапом научно-исследовательской деятельности.

Конкурсная работа должна отвечать следующим требованиям:

    • актуальность;
    • чёткость и логическая последовательность изложения;
    • убедительность аргументации выдвигаемых идей;
    • новизна и творчество;
    • конкретность и оригинальность изложения;
    • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
    • практическая значимость.

Конкурсная  работа должна состоять из:

    • титульного листа;
    • аннотации;
    • отзыва руководителя;
    • содержания работы (введение, обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты собственного опыта, заключение, выводы и практические рекомендации);
    • списка литературы.

Разумеется, что навыки, умения и знание того, как осуществлять научное исследование не появятся у учащегося внезапно из ниоткуда. Для этого необходимо проводить систематическую работу, направленную на:

    • развитие интенсивности и уровня познавательных интересов учащихся;
    • стимулирование мотивов учения;
    • закрепление положительного отношения к учебной деятельности;
    • повышение уровня организации деятельности учащихся;
    • формирование умений анализировать учебную задачу и принимать её;
    • формирование умения оценивать свою деятельность;
    • формирование адекватной самооценки, повышения уровня притязаний;
    • развитие восприятия текстов разных жанров и стилей;
    • развитие наблюдательности;
    • развитие динамики внимания, внимательности, памяти, мышления (процессов анализа, обобщения и сравнения);
    • развитие умений планировать свою деятельность, контролировать себя, работать с учебником и пр.

Для успешной презентации научно-исследовательской  работы важно обратить внимание на современные техники, формы и приёмы, обратиться при возможности к новым техническим средствам демонстрации материалов, психологически подготовить учащегося к защите своей работы, настроить на позитивный лад.

 

программа сопровождения

научно-исследовательской работы учащихся

 

этап

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И содержание

Мотивация

Каждый  участник будущей работы должен увидеть  вполне конкретные для себя выгоды, поэтому абстрактные обещания здесь  неуместны. Очень важно наряду с  моральными преимуществами и интеллектуальными приобретениями обозначить и понятные материальные стимулы –  от защиты реферата на уроках, а затем экзаменах до получения преимуществ при обучении в выбранном ВУЗе.  На данном этапе основная роль отводится научному руководителю.

Выбор направления  исследования

Это наиболее сложный этап, работа на котором  опреде-ляется специализацией, кругозором и компетенцией научного руководителя. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследования должен быть такой, чтобы ученик или ученичес-кая группа завершили его в сроки, соответствующие их возрастным особенностям (максимальный срок составляет 2 года). Важно помнить, что на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже. Участие потенциальных исполнителей исследования на этом этапе ограничивается простым обсуждением.

Постановка  задачи

Научный руководитель сначала фиксирует  достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном состоянии предмета изучения, обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Учащимся необходимо самостоятельно знакомиться и составлять обзор литературных данных для формирования подробной и цельной картины состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен научным руководителем. Этап заканчивается обсуждением с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

Информация о работе Об организации научно-исследовательской деятельности школьников