Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:53, доклад
Согласно современным требованиям, предъявляемым сегодня государством системе образования, учащиеся должны получить в школе не только определённый объём знаний по предметам, но и приобрести опыт по реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, определить для себя наиболее подходящие, оптимальные способы овладения знаниями, навыками и умениями.
этап |
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И содержание |
Фиксация и
предварительная обработка |
Здесь проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Для выполнения серьёзных работ возможно сотрудничество с ВУЗами, НИИ и предприятиями. Не исключается также использование результатов ранее проведённых там исследований при условии детального ознакомления юных стажёров с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. Ввиду ограниченных материальных возможностей и временных ресурсов главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный учениками путь. Позиция научного руководителя на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..» |
Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез |
Обсуждение необходимо, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. Каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой. Дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул, а результаты дискуссии бывают самыми неожиданными. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удалось достичь сформулированных ранее целей. Результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат – тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае трудно. |
этап |
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И содержание |
Оформление результатов работы |
Результаты работы юного исследователя или творческого коллектива оформляются, как правило, в виде сообщения (доклада), хотя существуют и другие формы. Требования по оформлению стандартны и важно их придерживаться. Учащиеся должны самостоятельно готовить тезисы и развёрнутый доклад, а задача научного руководителя – отредактировать «детский текст». |
Представление исследовательской работы |
Важно помнить, что не достаточно выучить подготовленный текст доклада. Успех на конференции зависит и от других факторов. Серьёзные по содержанию работы могут не попасть в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основной причиной этого является то, что дети оказываются психологически не готовы к борьбе и победе. Считается очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Об организации научно-исследовательской деятельности школьников