Обновление педагогического образования на основе гуманитарных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:19, статья

Описание

Сегодня отечественное педагогическое образование находится на стадии теоретико-методологической, психолого-педагогической, организационно-управленческой и эмоциональной рефлексии общества на современный облик учителя и его новые функции в жизни общества, страны и ее каждого гражданина. Основные тенденции и вызовы, обосновывающие необходимость рассмотрения проблемы это изменения рынка труда, расширение сферы применения педагогического образования, наличие квалифицированных непедагогических кадров, новые требования к уровню компетентности выпускников: компетентностный подход, современные технологии и оборудование, необходимость постоянно переучиваться.

Работа состоит из  1 файл

статья 23 декабря 2011 дпк обновление педагогического образования на основе педагогических технологий.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

    Обновление  педагогического  образования на основе гуманитарных технологий 

    Буйло Е.В., государственное  бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования «Донской педагогический колледж» 

    Сегодня   отечественное педагогическое образование  находится на стадии  теоретико-методологической, психолого-педагогической, организационно-управленческой и эмоциональной рефлексии  общества на современный облик учителя  и его новые функции в жизни общества, страны и ее каждого гражданина. Основные тенденции и вызовы, обосновывающие необходимость  рассмотрения проблемы это изменения рынка труда,     расширение сферы применения педагогического образования,     наличие квалифицированных непедагогических кадров, новые требования к уровню компетентности выпускников: компетентностный подход, современные технологии и оборудование, необходимость постоянно переучиваться.

      В числе наиболее важных задач образования – развивать  драгоценный человеческий капитал и  потенциал человечности, гуманности и миролюбия, помочь  растущему гражданину в росте души, научить духовному самоутверждению через самореализацию духовных потенциальных  возможностей.

    Современный педагог  должен в первую очередь  нести в своей основе высокое  гуманитарное - ценностное и в то же время деятельностное начало, умело вовлекать подрастающее поколение в пространство культуры, способствовать становлению духовных составляющих формирующейся психики. Осуществить подобное образование, пробудить разум и добрые чувства подрастающего человека способен не просто умелый, но, прежде всего, высокодуховный педагог - подлинная личность, интеллигент, пример гуманности и справедливости, обладающий чуткой душой, живой совестью и в то же время глубокими знаниями и профессиональным мастерством, стремящийся к постоянному развитию и совершенствованию.

    Сам характер происходящих в нашей жизни  социокультурных перемен выдвигает на одно из первых мест в педагогической науке и практике проблему личности, её внутреннего мира, которая порой забывается на фоне проблем технологизации  образования. Именно личностный фактор должен стать определяющим в разработке стратегии непрерывного педагогического образования. В силу самой специфики педагогической профессии духовные начала, нравственно-эстетический потенциал педагога традиционно являются одними из ключевых факторов достижения профессиональных успехов, способствуя эффективной реализации его педагогического мастерства.

    В условиях нарастающего ментального, нравственного  и эстетического дефицита в арсенале образования — искренность, разумность и заинтересованность в  диалоге с молодежью, убедительность, внутренняя притягательность и актуальность культурных ценностей и идеалов. Но все эти замечательные культурно-педагогические средства вряд ли смогут оказать какое-либо серьезное воздействие, если будет отсутствовать главное - сила духовного влияния личности педагога - профессионала, интеллигента, человека красивой, умной и доброй души.

    Основу  такой личности призвано заложить гуманитарно-ориентированное профессионально- педагогическое образование. В связи с этим, важное значение приобретают гуманитарные педагогические технологии.  Сама идея гуманитарных технологий — это попытка разобраться в процессах, формирующих наше профессиональное сознание, понять — откуда мы знаем, что надо действовать так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся для принятия решений.

    Итак, что же такое гуманитарные технологии? Гуманитарные технологии — это технологии инноваций, производство новых способов деятельности. Инновация — это новый способ думать и делать. Причем в этом определении важны оба слова — и «думать», и «делать». Появление нового способа деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления — когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения.

    Если  исходить из названия, то гуманитарные технологии – это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Другими словами – это способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния. Гуманитарные технологии определяются некоторыми особенностями.

    Важной  особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога  в гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования  субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет достичь желаемого результата и реализовать замысел.

    Гуманитарные  технологии направлены на решение проблем  в долгосрочной перспективе. Ещё  одна важная черта гуманитарных технологий – оптимистичность.

    Гуманитарной  технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый результат.

    Таким образом, гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности  ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.

    Гуманитарность  технологии определяется возможностью «оборачиваемости» используемых методов, так называемого «двустороннего»  эффекта их применения и возврата к педагогу на индивидуально-личностном уровне.

    Основными принципами реализации гуманитарных образовательных  технологий являются: 1) текстуальность (метапредметность) содержания; 2) диалогический  характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса; 3) субъектная (авторская) позиция личности обучающегося; 4) совместная культуротворческая деятельность (соавторство в культуре); 5) учет особенностей субъективного развития участников образовательной ситуации; 6) гуманитарная образовательная среда; 7) возможность саморефлексии, самоконтроля и самоуправления; 8) личность обучающего как носителя гуманитарной культуры и автора профессиональной деятельности.

    По  своей природе педагогические технологии гуманитарны. Для расширения границ педагогической технологии представляет интерес развития различных компетенций: компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять ответственность за выполняемую работу. Результаты, которые воспроизводимо достигаются и диагностируются в этих видах компетенций — саморазвитие, самосознание, саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е. самосовершенствование личности. Содержание обучения включает целостный опыт студентов (не только знания или умения), порождение смыслов, управление психофизическими состояниями, саморефлексию действий, способов получения нового опыта, процесс коммуникации и саморазвитие личности, что очень важно в профессиональной деятельности человека. Для «технологического» анализа интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который позволяет получать личностные учебные результаты.

    Гуманитарные  технологии — особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией.

    Учить ребенка учиться – это значит, помогать ему исследовать себя как  «аппарат» учения, вставать на позицию  автора своего образования и осваивать  опыт управления собой. Нельзя «за ученика» решать его ценностно-смысловые  вопросы и задачи, навязывать ему тот или иной выбор, «прививать» ответственность, нравственность – можно, следуя принципу гуманитарности, давать ему инструменты самопознания и создавать образовательную среду, в которой естественным образом развивается его самосознание. Здесь и нужны гуманитарные образовательные технологии. Такие технологии призваны, говоря словами Б.А. Астафьева, «помочь человеку найти самого себя». И прежде всего, необходимо чтобы педагог «нашёл самого себя» - научился включать в содержание урока субъектный опыт ученика, уделял внимание переживаниям студента или ученика, рассматривал его как многомерную целостную уникальную личность. Для реализации гуманитарных технологий в своей практической деятельности педагогу необходимо уметь выстраивать позитивные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, содействовать развитию личности, участвовать в организации коллективной деятельности, соблюдать этические нормы.

    В связи с этим мы делаем вывод о  том, что реализовывать на практике данные технологии может лишь тот педагог, который не просто может воспроизвести заданный алгоритм, а может выстроить свою авторскую систему деятельности на основе выявленных принципов и являться «технологическим инструментом». Это значит, что он выражает собой пример диалогических отношений, культуротворчества и высокого уровня самосознания.

    В контексте гуманитарных технологий и компетентностного подхода ведущей функцией профессионально-педагогической деятельности преподавателя становится создание педагогических условий формирования профессиональной и общекультурной культурной компетентности  студента.

    С функцией содействия становлению профессиональной  компетентности неразрывно связана  функция проектирования - совместное со студентом проектирование индивидуального профессионального  образовательного маршрута (3). Отдельно выделяется управленческая функция преподавателя, которая реализуется в координации деятельности субъектов образовательного процесса. Функция содействия становлению профессиональной и культурной компетентности требует:

      во-первых, установления отношений  сотрудничества с коллегами внутри  учебного заведения, в междисциплинарных  связях, сетевых моделей взаимодействия  с другими уровнями образования  в различных моделях (модели  «профессиональное училище- колледж», «школа-колледж», «колледж-учреждение дополнительного образования», « колледж-вуз»);

      во-вторых, расширения деловых   связей с профессиональными организациями  и предприятиями-базами  прохождения  студентами производственных практик;

      в-третьих, - расширения контактов с социальными партнерами образования: родителями, представителями  общественных организаций, учреждений науки и культуры и др.

    В этом случае изменяется и функция  преподавателя - педагог-консультант, педагог-модератор,  педагог-тьютор.  Педагог главным образом сопровождает и поддерживает деятельность студентов, способствующую эффективной реализации, оценке и корректировке формирующихся профессиональных компетенций студентов.

      Педагог-консультант -  строит обучение на основе замены обучающей функции  консультированием, как в реальном, так и в дистанционном режиме. Сущность  состоит в том, что консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения — научить студента  учиться.

    Педагог-модератор строит педагогическую деятельность на основе  создания условий для раскрытия потенциальных возможностей  и способностей студентов. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями  и суждениями и подводящих студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организовывают процесс участия в дискуссии, устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который эффективно формирует коммуникативные и социальные компетенции студента.

Информация о работе Обновление педагогического образования на основе гуманитарных технологий