Обобщение опыта социального педагога по работе с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:02, реферат

Описание

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обуслов ленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействи ем многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека

Содержание

Девиация. Причины девиантного поведения подростка
Классификация групп подростков правонарушителей.
Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.91 Кб (Скачать документ)

      Обобщение опыта социального  педагога по работе

      с несовершеннолетними  правонарушителями.

Социальный  педагог 1 категории МОБУ «СОШ № 71»  г. Оренбурга

Тутыхина Мария Викторовна

  1. Девиация. Причины девиантного поведения подростка
  2. Классификация групп подростков правонарушителей.
  3. Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними                        правонарушителями

      Девиация. Причины девиантного  поведения подростков.

      Девиация  – отклонение от нормы.

      Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обуслов ленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействи ем многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

      Можно выделить основные факторы, обусловливающие  деви антное поведение несовершеннолетних.

      1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап тацию. К ним относятся:

      1- генетические, которые передаются по наследству. Это мо гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Дан ные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; за болеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные за болевания, черепно-мозговые и психические травмы, венери ческие заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

      2- психофизиологические, связанные с  влиянием на орга низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых ви дов энергии, приводящих к различным соматическим, аллер гическим, токсическим заболеваниям;

      3- физиологические, включающие в  себя дефекты речи, вне шнюю непривлекательность, недостатки конституционно-сома тического склада человека, которые в большинстве случае вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

      2. Психологические факторы, в которые включаются нали чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая яв ляется отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

      В каждый период развития ребенка, формируются  некоторые психические качества, черты личности и характера. У  подро стка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуж дение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае бу дет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с ок ружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболе ваниями выраженного или пограничного характера, отставани ем или задержкой психического развития, разными психичес кими патологиями.

      Характерологические подростковые реакции, такие как  отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмо ционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

      В случае не сформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать пре имущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преоб ладание развлекательных интересов.

      Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией  пре небрежительного отношения к существующим нормам и пра вам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправды ванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

      3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефек тах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат поло возрастные и индивидуальные осо бенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив ного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с раз рывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

      Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

      учебной декомпенсации - состояния ребенка, характери зующееся возникновением затруднений в изучении одного или: нескольких предметов при сохранении общего интереса к шко ле;

      - школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наря ду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конф ликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

      - социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда от мечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школь ном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

      криминализации среды свободного времяпрепровожде ния. основные и реальные способы добывания средств существова ния у них будут носить криминальный характер.

      Важным  фактором отклонений в психосоциальном  развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить оп ределенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к фор мированию асоциального поведения несовершеннолетних:

      - дисгармоничный стиль воспитательных  и внутрисемей ных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потвор ство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоциро вание ребенка на конфликтные ситуации; или характеризую щийся утверждением в семье двойной морали: для семьи  одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

      - нестабильный, конфликтный стиль  воспитательных вли яний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;

      - асоциальный стиль отношений  в дезорганизованной семье с  систематическим употреблением  алкоголя, наркотиков, а моральным  образом жизни, криминальным поведением  родите лей, проявлениями маломотивированной (семейной жестокости  и насилия.

      Жестоким  обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны  людей, которые его опекают или  заботятся о нём. Эти Действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся  неоправданные или ограничения, влекущие физический ущерб для ребёнка

      Жестокому обращению дети подвергаются в семье, в школе, детских домах, больницах  и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это  приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям; но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

      Анализ  семьи и ее воздействий на психосоциальное  развитие ребенка показывает, у большой  группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них  пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или  психического насилия, ведущих к  различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения.

      4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обещание значительной массы населения, ограничение приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность

      5. Морально-этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с дру гой - в нейтральном отношении общества к проявлениям де виантного поведения.

      Таким образом, девиантное поведение предстает как нор мальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в ко торых они оказались, и в то же время как язык общения с со циумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. 

      Классификация групп подростков-правонарушителей (по Д.И. Фепьдштейну).

      Неформальные  подростковые группы не являются некими статич ными, неменяющимися социальными образованиями. Им свойствен на своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы. Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.

      Представители первой группы характеризуются наличием ряда при митивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноцен ности.

      Ко второй группе относятся подростки с деформированными пот ребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевос питания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.

      У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали  регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

      111

      К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.

      Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы:

  • постоянная коллективная работа в должном темпе;
  • систематический контроль и оценка их деятельности;
  • личная ответственность;

      -  активное участие в соревновании.

Основные  виды работы социального  педагога

с несовершеннолетними  правонарушителями.

      В работе с детьми реализовываются следующие на правления:

      - перевод социальной ситуации  в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при ко торых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

      - воспитание нравственно-правовой  убежденности;

      - формирование адекватной самооценки, способности критичес ки относиться к самому себе;        

Информация о работе Обобщение опыта социального педагога по работе с несовершеннолетними правонарушителями