Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:02, реферат
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обуслов ленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействи ем многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека
Девиация. Причины девиантного поведения подростка
Классификация групп подростков правонарушителей.
Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями
Обобщение опыта социального педагога по работе
с несовершеннолетними правонарушителями.
Социальный педагог 1 категории МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга
Тутыхина Мария Викторовна
Девиация. Причины девиантного поведения подростков.
Девиация – отклонение от нормы.
Отклоняющееся
поведение имеет сложную
Можно выделить основные факторы, обусловливающие деви антное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап тацию. К ним относятся:
1- генетические, которые передаются по наследству. Это мо гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Дан ные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; за болеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные за болевания, черепно-мозговые и психические травмы, венери ческие заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
2- психофизиологические, связанные с влиянием на орга низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых ви дов энергии, приводящих к различным соматическим, аллер гическим, токсическим заболеваниям;
3- физиологические, включающие в себя дефекты речи, вне шнюю непривлекательность, недостатки конституционно-сома тического склада человека, которые в большинстве случае вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются нали чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая яв ляется отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
В
каждый период развития ребенка, формируются
некоторые психические
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмо ционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае не сформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать пре имущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преоб ладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая
позиция подростка с
3. Социально-
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации - состояния ребенка, характери зующееся возникновением затруднений в изучении одного или: нескольких предметов при сохранении общего интереса к шко ле;
- школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наря ду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конф ликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда от мечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школь ном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализации среды свободного времяпрепровожде ния. основные и реальные способы добывания средств существова ния у них будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить оп ределенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к фор мированию асоциального поведения несовершеннолетних:
-
дисгармоничный стиль
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных вли яний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
-
асоциальный стиль отношений
в дезорганизованной семье с
систематическим употреблением
алкоголя, наркотиков, а моральным
образом жизни, криминальным
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нём. Эти Действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные или ограничения, влекущие физический ущерб для ребёнка
Жестокому
обращению дети подвергаются в семье,
в школе, детских домах, больницах
и других детских учреждениях. Дети,
которые подверглись таким
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения.
4. Социально-
5. Морально-этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с дру гой - в нейтральном отношении общества к проявлениям де виантного поведения.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нор мальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в ко торых они оказались, и в то же время как язык общения с со циумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Классификация
групп подростков-
Неформальные подростковые группы не являются некими статич ными, неменяющимися социальными образованиями. Им свойствен на своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы. Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда при митивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноцен ности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными пот ребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевос питания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
111
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы:
- постоянная коллективная работа в должном темпе;
- систематический контроль и оценка их деятельности;
- личная ответственность;
- активное участие в соревновании.
Основные виды работы социального педагога
с несовершеннолетними правонарушителями.
В работе с детьми реализовываются следующие на правления:
-
перевод социальной ситуации
в педагогическую (организация нравственной,
воспитывающей среды в
-
воспитание нравственно-
-
формирование адекватной