Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:42, реферат
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Введение 2
Образование, формы образования 3
Обучение и воспитание 6
Образовательные среды 10
Модели образования в истории 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика»
Направление «Химия» 020100.62
на тему «Образование и воспитание для развития личности»
Выполнила студентка гр. Б8207А
____________О.Н. Бузмакова
г. Владивосток
2013
Оглавление
Введение 2
Образование, формы образования 3
Обучение и воспитание 6
Образовательные среды 10
Модели образования в истории 18
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Для начала разберём, что же такое
личность. Сегодня данное понятие
подразумевает социально-
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
1 глава
Образование – это процесс развития и саморазвития личности, связанный совладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.
Формы образования.
Самообразование - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием.
Вопрос о включении самообразования в категорию учебной деятельности является спорным.
Слабые стороны
1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил;
2) решаются (или не приобретают
остроты) проблемы
Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей, способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста самообразование может быть систематическим и очень результативным. Ещё Джон Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн). Таким образом, самообразование - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое самообразование становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)
Непрерывное образование
Самообразование можно рассматривать,
как способ непрерывного образования.
В данном случае рассмотрим непрерывное
образование, как образование в
течение всей жизни человека. Непрерывное
образование осуществляется на уровне
индивидуальности, педагогической системы,
образовательной системы и
1) происходит последовательное
усвоение определенной системы
ценностей, норм, знаний под
целенаправленным воздействием
воспитательных и обучающих
2) происходит постепенное
формирование оптимального
3) происходит становление
менталитета индивида, то есть
формируется образ мыслей, совокупность
мыслительных навыков,
Основными факторами, определяющими
непрерывность образования
Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то, что можно назвать «с широко закрытыми глазами».
2 глава
Обучение — конкретный путь
педагогического процесса, в ходе которого
под руководством специально подготовленного
лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются
общественно обусловленные задачи образования
личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием
и развитием. Обучение, как и воспитание —
процесс двусторонний, предполагающий
как организацию и руководство, так и собственную
активность личности. Однако, ведущая
роль в этом процессе принадлежит педагогу.
Очень тесно с этим понятием термин «воспитание».
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию
в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными
нормативными моделями. Прежде всего следует
отметить, что понятие «воспитание» употребляется
в самых различных значениях: подготовка
подрастающих поколение к жизни, организованная
воспитательная деятельность и т. п. Ясно,
что в разных случаях понятие «воспитание»
будет иметь различный смысл. Это различие
особенно четко выступает, когда говорят:
воспитывает социальная среда, бытовое
окружение и воспитывает школа. Когда
говорят, что «воспитывает среда» или
«воспитывает бытовое окружение», то имеют
в виду не специально организованную воспитательную
деятельность, а то повседневное влияние,
которое оказывают социально-экономические
и бытовые условия на развитие и формирование
личности. Воспитание может быть действенным,
если переходит в самовоспитание, пробуждает
собственную активность. Самовоспитание—
это деятельность человека с целью совершенствования
своих качеств и преодоления недостатков.
Иное значение имеет выражение «воспитывает
школа». Оно четко указывает на специально
организованную и сознательно осуществляемую
воспитательную деятельность. Еще К. Д.
Ушинский писал, что в отличие от влияний
среды и бытовых влияний, имеющих чаще
всего стихийный и непреднамеренный характер,
воспитание в педагогике рассматривается
как преднамеренный и специально организованный
педагогический процесс. Это отнюдь не
означает, что школьное воспитание отгораживается
от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот,
эти влияния оно должно максимально учитывать,
опираясь на их положительные моменты
и нейтрализуя отрицательные. Суть дела,
однако, состоит в том, что воспитание
как педагогическую категорию, как специально
организованную педагогическую деятельность
нельзя смешивать с разнообразными стихийными
влияниями и воздействиями, которые испытывает
личность в процессе своего развития.
Но в чем же состоит сущность воспитания,
если рассматривать его как специально
организуемую и сознательно осуществляемую
педагогическую деятельность?
Когда речь идет о специально организованной
воспитательной деятельности, то обычно
эта деятельность ассоциируется с определенным
воздействием, влиянием на формируемую
личность. Вот почему в некоторых пособиях
по педагогике воспитание традиционно
определяется как специально организованное
педагогическое воздействие на развивающуюся
личность с целью формирования у нее определяемых
обществом социальных свойств и качеств,
то есть ничто иное, как образование. В
других же работах слово «воздействие»
как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся
со словом «понуждение» опускается и воспитание
трактуется как руководство или управление
развитием личности.
Однако, как первое, так и второе определения
отражают только внешнюю сторону воспитательного
процесса, только деятельность воспитателя,
педагога. Между тем, само по себе внешнее
воспитательное воздействие не всегда
ведет к желаемому результату: оно может
вызывать у воспитуемого как положительную,
так и отрицательную реакцию ли же быть
нейтральным. Вполне понятно, что только
при условии, если воспитательное воздействие
вызывает у личности внутреннюю положительную
реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную
активность в работе над собой, оно оказывает
на нее эффективное развивающее и формирующее
влияние. Но как раз об этом в приведенных
определениях сущности воспитания умалчивается.
Не проясняется в нем и вопрос о том, каким
само по себе должно быть это педагогическое
воздействие, какой характер оно должно
иметь, что зачастую позволяет сводить
его к различным формам внешнего понуждения.
Различным проработкам и морализированию.
Пытаясь более конкретно
представить сущность воспитания, американский
педагог и психолог Эдвард Торндайк
писал: «Слову «воспитание» придают различное
значение, но всегда оно указывает, но
оно всегда указывает на изменение… Мы
не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем
в нем изменений». Спрашивается: каким
же образом производятся эти изменения
в развитии личности? Как отмечается в
философии, развитие и формирование человека,
как общественного существа, как личности
происходит путем «присвоения человеческой
действительности». В этом смысле воспитание
следует рассматривать как средство, призванное
способствовать присвоению растущей личностью
человеческой действительности.
Что же представляет собой эта действительность
и как осуществляется её присвоение личностью?
Человеческая действительность есть не
что иное, как порожденный трудом и творческими
усилиями многих поколений людей общественный
опыт. В этом опыте можно выделить следующие
структурные компоненты: всю совокупность
выработанных людьми знаний о природе
и обществе, практические умения и навыки
в разнообразных видах труда, способы
творческой деятельности, а также социальные
и духовные отношения.
Поскольку указанный опыт порожден трудом
и творческими усилиями многих поколений
людей, это означает, что в знаниях, практических
умениях и навыках, а также в способах
научного и художественного творчества,
социальных и духовных отношениях «опредмечены»
результаты их многообразной трудовой,
познавательной, духовной деятельности
и совместной жизни. Все это весьма важно
для воспитания. Чтобы подрастающие поколения
могли «присвоить» этот опыт и сделать
его своим достоянием, они должны «распредметить»
его, то есть по существу в той или иной
форме повторить, воспроизвести заключенную
в нем деятельность и, приложив творческие
усилия, обогатить его и уже в более развитом
виде передать своим потомкам. Только
через механизмы собственной деятельности,
собственных творческих усилий и отношений
человек овладевает общественным опытом
и его различными структурными компонентами.
Это легко показать на таком примере: чтобы
учащиеся усвоили закон Архимеда, который
изучается в курсе физики, им необходимо
в той или иной форме «распредметить»
совершенные когда-то великим ученым познавательные
действия, то есть воспроизвести, повторить,
пусть под руководством учителя, тот путь,
которым он шел к открытию этого закона.
Подобным же образом происходит овладение
общественным опытом (знаниями, практическими
умениями, способами творческой деятельности,
и т. д.) и в других сферах жизнедеятельности
человека. Отсюда следует, что основное
назначение воспитания состоит в том,
чтобы, включая растущего человека в деятельность
по «распредмечиванию» различных сторон
общественного опыта, помочь ему воспроизвести
этот опыт и таким образом вырабатывать
у себя общественные свойства и качества,
развивать себя как личность.
На этом основании воспитание в философии
определяется как воспроизводство социального
опыта в индивиде, как перевод человеческой
культуры в индивидуальную форму существования.
Это определение полезно и для педагогики.
Имея в виду деятельностный характер воспитания,
Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики)
правила вытекают посредственно или непосредственно
из основного положения: давайте душе
воспитанника правильную деятельность
и обогатите его средствами неограниченной,
поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако, весьма важным
является то, что мера личностного развития
человека зависит не только от самого
факта его участия в деятельности, но главным
образом от степени той активности, которую
он проявляет в этой деятельности, а также
от ее характера и направленности, что
в совокупности принято называть отношением
к деятельности. Обратимся к примерам.
В одном и том же классе или студенческой
группе обучающиеся изучают математику.
Естественно, что условия, в которых они
занимаются, примерно одинаковы. Однако
качество их успеваемости зачастую бывает
весьма различным. Конечно, в этом сказываются
различия в их способностях, уровень предшествующей
подготовки, но едва ли не решающую роль
играет их отношение к изучению данного
предмета. Даже при средних способностях
школьник или студент могут весьма успешно
учиться, если будут проявлять высокую
познавательную активность и упорство
в овладении изучаемым материалом. И наоборот,
отсутствие этой активности, пассивное
отношение к учебной работе, как правило,
ведут к отставанию.
Не менее существенными для развития личности
является также характер и направленность
той активности, которую проявляет личность
в организуемой деятельности. Можно, например,
проявлять активность и взаимопомощь
в труде, стремясь добиться общего успеха
класса и школы, а можно быть активным,
чтобы только показать себя, заслужить
похвалу и извлечь для себя личную выгоду.
В первом случае будет формироваться коллективист,
во втором – индивидуалист или даже карьерист.
Все это ставит перед каждым педагогом
задачу – постоянно стимулировать активность
учащихся в организуемой деятельности
и формировать к ней положительное и здоровое
отношение. Отсюда следует, что именно
деятельность и отношение к ней выступают
как определяющие факторы воспитания
и личностного развития учащегося.
Глава 3
Понятие образование достаточно ёмко и в мире существует достаточно большое количество определений к данному слову. Когда мы говорим об образовании, то будем иметь ввиду определение Богданова:
Дальнейшие разъяснения автора показывают, что под «подготовкой» он имеет в виду формирование человека по четко заданным параметрам, а под «образованием» — «создание особой образовательной среды с возможными различными траекториями людей в этой среде».
Ещё образование можно рассматривать как особый исторический тип культурного содержания.
Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.
Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Рассмотрим типы образовательной среды, которые вывел Я.Корчак в своей работе 1919 года. Важнейшей исследовательской задачей, в контексте построения своей педагогической системы, Корчак считал доскональное изучение условий и характера социальной среды, в которой воспитывается ребенок. На основе многолетнего опыта собственной практической воспитательной работы и педагогических исследований им была предложена типология «воспитывающей среды», которая носит, на наш взгляд, эвристический характер и может рассматриваться в качестве методологической основы для предполагаемого далее сравнительного анализа типов образовательной среды в исторко-педагогическом контексте.
Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог — Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь» (1990, с. 27—28).
Информация о работе Образование и воспитание для развития личности