Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи, с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

       Поэтому, рассматривая содержание воспитания, следует иметь в виду, что это - содержание всего педагогического  процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализации системы частных целей, тесно связанных между собой. Возможно, что четыре элемента содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творчества, отношения), дополненные еще одним - воспитательной работой по формированию характера, будут в достаточной мере отражать ту цель воспитания, которая соответствует современной социальной ситуации: воспитывать личность - индивидуальность с присущим ей характером, волевыми качествами, особенностями восприятия окружающей действительности и участия в ее преобразовании и в то же время воспитывать ответственного гражданина, отвечающего требованиям условий социальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Обучение как способ  организации педагогического процесса 
 

       Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

       Будучи  сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения  в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический  процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

       Познавательная  деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

       Обучение  всегда происходит в общении и  основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

       Обучение, как и всякий другой процесс, связано  с движением. Оно, как и целостный  педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний -- он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

       Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением  знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. ЗУН-модель образования  и развитие общества. 
 

       Традиционную  систему образования обычно представляют следующей моделью: 

       Знания  —> Умения —> Навыки («ЗУН»). 

       Образовательная модель «ЗУН» статична и линейна, т.к. находится в большой зависимости  от имеющихся в ее образовательном  арсенале накопленных знаний. Пополнение образовательного арсенала системы  образования исторически определяет надсистема — общество, создавшее систему образования. Такая технология обеспечения системы образования необходимыми знаниями была оправдана при незначительных темпах развития общества, требующего только воспроизводства образования ее членов. Образовательного ресурса, вложенного обществом в систему образования, было достаточно для обеспечения жизнедеятельности общества. В настоящее время темпы развития общества, как отмечалось ранее, резко возросли.

Если внимательно  посмотреть на ЗУН-технологию, то можно обнаружить, что образовательная модель «ЗУН» — это механизм обеспечения рабочей, но не главной функции системы образования, т.е. система образования, нацелена только на подготовку членов общества заданного уровня, но не ставит перед собой генеральной задачи: сохранять и повышать жизненный уровень общества.

Традиционная  система образования, работая по образовательной модели «ЗУН», естественно  отчитывается перед обществом только заданными обществом (государством) ЗУНами образованных (воспитанных и  обученных) ею членов общества. В качестве своих достижений система образования демонстрирует обществу отдельные прикладные результаты применения предоставленных ЗУНов. Ситуация подобна той, когда стрелок по мишеням, отчитывается перед членами команды многоборцев количеством сделанных выстрелов и изредка результатами попадания в цель. Обстоятельство, в котором система образования выполняет только свою рабочую функцию, постепенно отражается в виде проблем общества, а затем бумерангом еще больших проблем возвращается в саму систему образования. Возникает вопрос: «Какие же ЗУНы должны лежать в основе системы образования?». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Виды ЗУНов и  их влияние на  развитие общества. 

Говоря о  развитии, мы говорим о качественном изменении чего-либо во времени. В связи с этим, изучая проблему развития системы образования, мы должны учитывать временную характеристику ЗУНов и ее влияние на развитие общества. В качестве временных характеристик будем использовать: «прошлое», «настоящее», «будущее». 

       ЗУНы  прошлого.

       Если  система образования предлагает образование, в основе которого только ЗУНы прошлого этапа развития общества, то такая ситуация постепенно приведет общества к остановке и даже откату на ранее пройденный уровень развития. Однако члены общества, а затем и само общество, почувствовав рассогласование между предлагаемым и необходимым в новых условиях образованием, постепенно откажутся от системы образования, предлагающей морально устаревшее образование. Такая ситуация чревата серьезными проблемами для системы образования. Об этих проблемах было уже сказано выше. Процесс, при котором система образования предлагает обществу морально устаревшее образование, назовем «процесс отстающего образования». 

       ЗУНы  настоящего.

       Если  система образования предлагает современный уровень образования, в основе которого ЗУНы настоящего этапа развития общества, то при быстрых темпах развития общества, «ЗУНы настоящего» быстро перейдут в категорию «ЗУНы прошлого». Активно развивающемуся обществу уже завтра потребуется новое образование, в основе которого должны лежать будущие достижения общества. Даже если система образования будет идти в темпе развития общества, то существующий механизм образовательной модели «ЗУН» все равно будет работать с запозданием, т.к. для его запуска и работы требуется обновление образовательного арсенала, а он обновляется обществом (государством) и на это требуется время. Ситуация напоминает бег белки в колесе: движение белки есть, а поступательного перемещения колеса нет. Процесс, при котором система образования предлагает обществу современное образование, назовем «процесс сателлитного образования». 

       ЗУНы  будущего.

       Если  система образования предложит  необходимое обществу ее будущее  образование, т.е. ЗУНы ближайшего этапа  развития общества, то общество будет  иметь возможность ставить и успешно решать задачи

       будущего  дня. Для этой ситуации образовательная  модель «ЗУН» перестает работать, т.к. в ней неизвестны ЗУНы будущего. Возникает противоречие: нужны ЗУНы будущего (новые знания и умения), а объективно имеются только ЗУНы настоящего (известные знания и умения).

       Нужна другая, принципиально новая, модель образования, способная успешно  разрешить это противоречие. Процесс, при котором система образования  предлагает обществу будущее образование, назовем «процесс опережающего образования».

       Какой должна быть новая модель образования, способная иметь новые, еще неизвестные  знания? 

       ЗУН + ПТД — модель перспективного образования. 

       Статичная и линейная образовательная модель «ЗУН», не решающая своей задачи в  новых динамично меняющихся условиях жизни общества, в соответствии с законами развития систем, должна согласоваться с этими условиями и тоже стать динамичной. Для этого в технологию образования надо ввести процесс производства новых знаний. Как известно, новые знания появляются в результате познавательной и творческой деятельности. В процессе познавательной деятельности новые знания добываются, в процессе творческой деятельности новые знания создаются. Обе деятельности базируются на уже имеющихся знаниях. Отсюда следует новая образовательная модель. 

       ЗУН + ПТД => нЗУН

       где ЗУН — известные знания, умения, навыки,

       П — познавательная деятельность, Т  — творческая деятельность, Д —  деятельность; нЗУН — новые знания, умения, навыки.

В результате познавательно-творческой деятельности появляются новые знания, являющиеся основой для новых умений и навыков. Новая модель образования «ЗУН+ПТД» по сравнению с моделью «ЗУН» обладает качественно новыми свойствами: динамичностью и цикличностью (у «ЗУН» — статичность и линейность). Качественно новые свойства позволяют рассматривать систему образования как саморазвивающуюся систему.

       Образовательная модель «ЗУН+ПТД» — модель перспективного образования, т.к. дает системе образования  перспективные возможности: система  образования сама создает необходимый  обществу образовательный ресурс, сама активно влияет на сохранение и повышение жизненного уровня общества.

       Таким образом, модель перспективного образования  действительно позволяет системе  образования выполнять свою главную  функцию: сохранять и повышать жизненный  уровень общества через процесс опережающего образования (воспитания и обучения) его членов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 
 

Из определения  следует, что образование есть совокупность двух составляющих: воспитания и обучения. Тогда формулы процесса и результата образования могут быть представлены в следующем виде:

       Формула процесса образования. 

       Образование = воспитание + обучение 

       Образованность (воспитанность и компетентность) каждого члена общества в сумме  и определяют уровень образованности общества, а это качество является основой текущей и дальнейшей жизни общества.

       Новые задачи — условие развития общества.

       Одно  из условий развития общества —  это успешное решение новых, ранее  неизвестных задач.

       Образование далекого прошлого основывалось на процессе копирования деятельности: молодое поколение наблюдало и повторяло то, что делали взрослые. В прошлом темпы развития общества и темпы получения образования методом копирования были согласованы, поэтому новое поколение успевало пробрести образовательные навыки, соответствующее уровню развития общества.

Информация о работе Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства