Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи, с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
Со временем, когда темпы развития общества увеличились, потребовалось большее количество образованных людей соответствующих достигнутому социальному уровню. Однако образование, основанное на методе копирования деятельности, уже не успевало давать обществу необходимое количество образованных людей требуемого уровня. В обществе возникло противоречие между потребностью общества сохранять и повышать достигнутый жизненный уровень и отсутствием образованных людей, способных обеспечить эту потребность. Разрешением этого противоречия является создание современной системы образования с конкретными функциями.
Главная функция системы образования:
сохранять и повышать жизненный уровень общества через образование (воспитание и обучение) его членов.
Рабочая функция системы образования:
готовить образованных (воспитанных и компетентных) членов общества соответствующего уровня развития .
На начальном этапе своего становления система образования успешно справлялась с поставленной перед ней задачей. Для этого ей было достаточно выполнять свою рабочую функцию: готовить образованных членов общества соответствующего уровня. Главная функция системы образования — сохранять и повышать жизненный уровень общества, выполнялась автоматически т.к. предлагаемое образование было актуальным для членов общества. Полученное ими образование было востребовано и приветствовалось обществом.
В последующий период темпы развития общества были таковы, что система образования успевала изменять содержание образования и обеспечивать новые требования общества к образованию своих членов. Со временем, под воздействием различных факторов вновь возникло рассогласование между быстрым темпом развитием общества и темпами развития системы образования.
Эра
опережающего образования еще не
наступила, но признаки ее появления уже
имеются. Модель перспективного образования
«ЗУН+ПТД» постепенно начинает наполняться
конкретными образовательными механизмами.
В прогрессивных образовательных учреждениях
системы образования разрабатываются,
проверяются и внедряются новые образовательные
технологии, в основе которых познавательная
и творческая деятельность всех участников
образования.
Литература
1. Бабанский
Ю.К. Педагогика. Просвещение. - М., 1983г.
2. .Лихачев
Б.Т. Воспитательные аспекты обучения.
- М., 1979г.
3. Лихачев
Б.Т. Педагогика. Курс лекций. –
М., 1998г.
4 .Подласый
И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник
для студ. педвузов. М., 2002г.
5. Радугин
А.А. Психология и педагогика.
- М., 1996г.
6.Радугин А.А.
Психология и педагогика. Центр. – М., 1999г.
– 256с.
7.Харламов
И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.
- М., 1997г.