Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель данного исследования:
1) Изучение проблемы развития творческих способностей и развитие самостоятельности у учащихся, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности
в этом направлении педагога дополнительного образования.
2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей и самостоятельности
Введение………………………………………………………………………
Глава I.Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы.
1.1 Самостоятельность и творчество учащихся, и ее развитие в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема……………………………
1.2 Содержание и структура самостоятельности и творчества детей в учебном процессе………………………………………………………………………….
Глава II.Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.
2.1Пути формирование самостоятельности учащихся в учебном – воспитательном процессе…………………………………………………………
2.2Методы, приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников………………………………………………………
Заключение
Список источников и литературы
3. Основной тип занятий
– практикум. Каждый урок тема
начинается с постановки
4. Проверочные задания
обеспечивают эффективную
5. Систематическое повторение
способствует более целостному
осмыслению изученного
6. Индивидуальная учебная
деятельность сочетается с
Самостоятельность учащихся
в процессе обучения должна быть внешне
стимулирована. Задача учителя состоит
в том, чтобы мотивировать учащихся
на изучение темы. Один из путей –
привлечь их к процессу планирования
своей образовательной
Локальному проявлению самостоятельности учащихся способствует продуманная система домашних заданий. Они состоят из двух частей: обязательной для исполнения и выполняемой по желанию. Задания должны быть подобраны таким образом, что результаты их выполнения можно использовать на уроках. С целью осознанного развития самостоятельности учащимся должно быть предложено включиться в проектную деятельность, которая может быть организована в рамках темы, на другом предмете, во внеурочной деятельности. Для самореализации также необходима определенная система конкурсов и выставок на школьном и других уровнях.
Представляется, что разработанные
рекомендации по развитию самостоятельности
учащихся в процессе обучения являются
актуальными для применения в
условиях современной школы, так
как основываются на опыте передовых
педагогов и анализе
2.2 методы,приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников.
Методы обучения — это
упорядоченные способы
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку
в разной форме, и таким
3. Задачи расположены
примерно в порядке
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития
творческих способностей у
- развитие способностей
нужно начинать с самого
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
практические
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное
повторение ребенком
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-
исполнительские, творческие.
Игровой метод
предполагает использование
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на
эффективность развития творческих способностей у детей.
Заключение.
Воспитание активности, развития творчества и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
При этом самостоятельная
работа учащихся является важной составляющей
учебно-воспитательного
Творчество является также является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной.
1 Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006.
2 Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с.
3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
4 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.
5.. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа,2008
6. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / М., 1961. – Вып.115. – 231с.
7 Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975. – 379 с.
8.. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 127с.
9. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение /В. А. Козаков. - Киев: Высшая школа, 1990. – 94с.
10. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения /Я. А. Коменский. Т.1. – М, 1939. - 656с.
11. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология: Пособие для институтов /Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1960. - 478с.
12. Лемберг, Р. Г. О самостоятельной работе учащихся /Р. Г. Лемберг //«Советская педагогика». – 1962. - №2. – с. 54.
13 Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2005.
14 Орловский, В. Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: Автореферат кандидата педагогических наук /В. Г. Орловский. - М.: 1996. - 18с.
15. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
16. Пономарева, З. Ф. Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности /З. Ф. Пономарева. //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Выпуск 6. Научные труды. Том 212. – Куйбышев, 1978. – 86с.
17. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский. Т.6. – М., 1949. – 447 с.
18 Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Просвещение, 2002.
19 Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.Ф. Смирнова. Т.3. – М, 1953. – 549 с.