Образование воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования:
1) Изучение проблемы развития творческих способностей и развитие самостоятельности у учащихся, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности
в этом направлении педагога дополнительного образования.
2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей и самостоятельности

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава I.Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы.
1.1 Самостоятельность и творчество учащихся, и ее развитие в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема……………………………
1.2 Содержание и структура самостоятельности и творчества детей в учебном процессе………………………………………………………………………….
Глава II.Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.
2.1Пути формирование самостоятельности учащихся в учебном – воспитательном процессе…………………………………………………………
2.2Методы, приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников………………………………………………………
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава I.Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы.

1.1 Самостоятельность и творчество учащихся, и ее развитие в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема……………………………

1.2 Содержание и структура самостоятельности и творчества детей в учебном процессе………………………………………………………………………….

Глава II.Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.

2.1Пути формирование самостоятельности учащихся в учебном – воспитательном процессе…………………………………………………………

2.2Методы, приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников……………………………………………………

Заключение 

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Организация самостоятельной  работы, руководство ею — это  ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Актуальность. Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Самостоятельность является основой формирования творчества в  деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто  новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит  от усилий школы: насколько хорошо она  обеспечит развитие активности и  самостоятельности учащихся в обучении. Задача развития самостоятельности реализуется в практике воспитания, что отвечает общественной потребности в деятельных, целеустремленных, способных творчески преобразовывать свой опыт и опыт предшествующих поколений, людях, которые будут содействовать прогрессу экономики, науки, культуры нашего общества.

     Объектом исследования данной курсовой  работы  является  педагогический процесс, а именно процесс развития творческих  способностей  и развитие самостоятельности у детей.

 

Цель данного исследования:

   1) Изучение проблемы  развития творческих способностей  и развитие самостоятельности у учащихся, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности

      в этом  направлении педагога дополнительного  образования.

   2) Выявить эффективные  приемы развития творческих способностей и самостоятельности

   3) Использовать специальные  приемы для развития  творческих  способностей и самостоятельности детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать развитие  самостоятельности и творчества у учащихся;

- рассмотреть развитие  самостоятельности и творческого потенциала у учащихся;

Для реализации поставленных задач применялись следующие  методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся.

1.1 Самостоятельность и творчество учащихся в процессе обучения развития, как психолого-педагогическая проблема.

a)Характеристика понятия самостоятельность .

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности ученика в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Проблема самостоятельности учения волновала умы еще издревле. Анализ литературных источников показывает, что вопросы самостоятельности  учащихся уходят своими корнями вглубь античности.

Афинский философ Сократ пришел к мысли о необходимости специального руководства познавательной активностью  и самостоятельностью учеников в  процессе обучения. Он был убежден, что к такому руководству необходимо специально готовиться заранее, то есть предварительно готовить вопросы и  задания. Ему принадлежит первенство в разработке специального метода обучения, активизирующего самостоятельность  учения – эвристические беседы.

Понятие самостоятельности охватывает не только ту сторону непосредственной физической деятельности что-нибудь сделать  или изменить, но и умственную, интеллектуальную деятельность, способствующую правильному  достижению реальной цели.

Мысль о развитии самостоятельности  учеников родилась как отрицание  средневековых схоластических методов  обучения и оторванности от жизни  содержания образования.

Основы методики обучения, развивающей  самостоятельность учащихся, заложил  Я.А. Коменский. «У своих учеников, - отмечал он, - я всегда развиваю самостоятельность  в наблюдении, в речи, в практике» [10, 207].

В XIX в. в России проблему самостоятельности как одного из важнейших условий обучения и воспитания рассматривали демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев. Особенно хорошо понимал воспитательную и дидактическую ценность самостоятельности учащихся в обучении А.И. Герцен. Он считал необходимым возбуждать у них интерес к знаниям, любознательность, способность и готовность к самообразованию. «Истины, установленные наукой, - подчеркивал А.И. Герцен, - не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности».

Н.Г. Чернышевский высказывался о важности опоры на самостоятельность учения и познавательную самостоятельность  в учебном процессе. «Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, - утверждал он, - они должны приобретать образование самостоятельными знаниями»[19, 255].

В дело разработки методики обучения, активизирующей самостоятельность  детей, немало ценного и существенного  внес К.Д. Ушинский. Основываясь на закономерностях  мышления детей, он пришел к убеждению, что обучение должно обязательно  предусматривать труд школьников по усвоению знаний, так как «Самостоятельность мысли … вытекает из самостоятельно … приобретенных знаний». Дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал»[17, 256].

.  Такие авторы, как Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Л.М. Пименова, Я.А. Пономарев указывали, что  самостоятельность ребенка в  обучении выступает первоначально  как подражательная, воспроизводящая  деятельность, что ребенку в элементарном  плане свойственно и зарождение  идеи и творческой задачи, мысленное  ее решение и даже реализация  на практике.

Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

“Самостоятельность” – очень  много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. В связи, с чем в исследовании выделяются сопряжённые понятия с понятием «самостоятельность».

 “Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая  деятельность, с личностно обусловленными  компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно  использовать все свои возможности  для достижения промежуточных и  конечных целей, рационально используя  при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль” – необходимый  компонент самой деятельности, который  осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Несмотря на противоречивость в  определении сроков, ученые единодушны в одном: самостоятельность –  важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

По мнению специалистов, самостоятельность  и активность – это психическое  состояние личности, включающее в  себя: способность ставить перед  собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и  организовывать свои действия в русле  ее достижения; способность совершать  определенной степени сложности  действия без посторонней помощи, соотносить полученным результат с  исходным намерением.

Необходимость формирования самостоятельности  отмечает и В.Г. Орловский: «На современном этапе общая тенденция совершенствования методов и форм обучения состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развить самостоятельность учащихся, сформировать навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, научно-технической информацией, технической и технологической документацией, то есть развить стремление учиться самому, самостоятельно пополнять свои знания и творчески применять их в практической деятельности» [14, 4].

Уровень самостоятельности зависит  от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой учащимся без помощи других людей. Самостоятельность имеет  еще одну характеристику – степень  выраженности. Сравнивая действия двух учащихся, мы всегда можем выделить, кто из них наиболее самостоятелен, то есть более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У школьника это качество проявляется  чаще всего в учебной, интеллектуальной деятельности. Следовательно, содержательна любая деятельность, что она является самостоятельной только тогда, когда совершающий ее человек овладевает ею в полном объеме, то есть становится ее носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью. Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность обучаемого к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Наличие всех этих показателей позволяет быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти свое место и разумно применить свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны взрослого являются важными условиями развития самостоятельности.

Раскрывая  дидактические аспекты  рассматриваемой проблемы, стоит  помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами  приобретения знаний, ведь то, что достается  самостоятельно, с трудом, всегда самоценно. В связи с этим на плечи учителей, работников сферы образования ложится  следующая проблема – создание условий  в школе, классе, в группе, способствующих становлению этого качества личности, и уже в школе можно добиться гармоничного сочетания высокой успеваемости, мотивации и усердия.

Предпосылки развития самостоятельности  отнюдь не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого  качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности  в обучении. Вот почему важна полноценная  учебная деятельность, в которой  формируется система знаний и  комплекс разнообразных умений. Выделим  лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:

1.Общеучебные умения (находить  ответ на вопрос, составлять план  прочитанного, тезисы, конспект, таблицы,  планировать свою деятельность, контролировать выполняемые действия).

2.Общелогические умения (выделять  главное, проводить сравнение,  доказывать, делать выводы, формулировать  вопросы).

Информация о работе Образование воспитание