Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 10:10, статья

Описание

В статье анализируются общие характеристики, специфические черты и особенности образовательных услуг, которые кардинально отличают их от других товаров и услуг. Рассматриваются основные подходы к определению «образовательная услуга».
Ключевые слова: образовательная услуга, образовательный продукт, образовательная программа

Работа состоит из  1 файл

рынок оброзоват услуг.docx

— 21.05 Кб (Скачать документ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНКА  ОБРАЗОВАНИЯ                                                                              

     В статье анализируются  общие характеристики, специфические черты  и особенности  образовательных  услуг, которые кардинально  отличают их от других товаров и услуг. Рассматриваются  основные подходы  к определению  «образовательная услуга».

     Ключевые  слова: образовательная услуга, образовательный продукт, образовательная программа  

     Многие  исследователи сходятся на том, что  основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных  услуг, но не дают однозначного определения  в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром  или продуктом вуза. Так, А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [12, с.120-123]. Из определения видно, что образовательная услуга является результатом научно-педагогического труда, которая создается с целью удовлетворения потребностей потребителя. М.А. Лукашенко выделяет конечный образовательный продукт – образованность индивида, и промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах [6, с. 11]. 

     Существуют  и другие точки зрения о том, что  такое образовательная услуга. Так, например, А.М. Стрижов под образовательной  услугой понимает «целенаправленную  деятельность, характеризуемую взаимодействием  участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных  потребностей личности» [10, с. 48]. Р. Джапарова  под образовательной услугой  понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных  опытом практических навыков к определенному  виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [2, с. 55]. Следовательно, образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем, в процессе оказания и приобретения этого специфического блага.

     В ряде работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного  результата. С этой точки зрения образовательную услугу рассматривают  многие авторы. Е.Д. Липкина под образовательной  услугой понимает «совокупность  знаний, умений, навыков и определенного  объема информации, которые используются для удовлетворения специфической  потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [5, с. 10]. С.А. Зайчикова придерживается этой же точки зрения и  под образовательной услугой понимает «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала» [3, с. 12].

     Н.Н. Терещенко, определяя содержание образовательной  услуги, отмечает, что это целый  комплекс действий:  воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков [11, с. 21]. Автор рассматривает образовательную услугу, как комплекс знаний, направленный на развитие индивида (гражданина). Данной точки зрения придерживается и В.Н. Зотов, который дает следующее определение: «образовательная услуга – это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» [4, с. 13].

     Некоторые авторы рассматривают образовательную  услугу как деятельность образовательного учреждения направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств  реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации …» [9].

     И.Б. Романова под образовательной услугой  понимает «трудовую деятельность экономической  единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в  образовании (т.е. в приобретении систематизированных  знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного  субъекта» [7, с. 28]. Следует отметить что, в процессе потребления образовательная услуга включается в рабочую силу, качество которой зависит от затраченного труда преподавателей и обучающихся в процессе потребления образовательной услуги.

     Более широко потребителей образовательных  услуг определяет В.П. Щетинин. Под  образовательной услугой он понимает «систему знаний, информации, умений и  навыков, которые используются в  целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и  государства [13, с. 12-13]. На наш взгляд, в определении упущен важный момент, что образовательная услуга –  это взаимодействие сторон производителя  и потребителя.

     А.А. Браверманн рассматривает вузы как  производителей товара «молодые специалисты». Высшие учебные заведения должны «обеспечить оптимальное насыщение  рынка труда работниками нужной квалификации …». В конечном итоге  должен быть выпущен специалист, соответствующий  запросам потребителей и требованиям  научно-технического прогресса» [1, с. 539].

     С нашей точки зрения, следует согласиться  с О.В. Сагиновой, которая высказывает  противоположное мнение: «… нельзя принять однозначное утверждение  автора о вузе как производителе  товара в виде молодых специалистов. Ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно  назвать родителей, школу, среду  и окружение самого выпускника. Ведь даже в формировании профессионально  значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз. Самообразование в период обучения в вузе, параллельное обучение на различных  курсах, влияние семьи, окружающей среды  и т.п. приносит выпускникам знания, умения и навыки, востребуемые затем  рынком труда. Кроме этого профессиональные качества нельзя рассматривать в  отрыве от других характеристик личности, которые также значимы как  при трудоустройстве, так и во время профессиональной деятельности. Поэтому на рынке труда вуз  является производителем не выпускников, а образовательных программ в  том виде, в котором они освоены  его выпускниками. В результате освоения указанных образовательных программ выпускники приобрели нужные рынку  труда знания, умения и навыки». Под  образовательной программой автор  понимает «комплекс образовательных  услуг, направленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя, обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации» [8, с. 50-52] .          

Но образовательные  услуги специфичны. Их специфика проявляется  в сочетании традиционных характеристик  услуг (неосязаемость, неотделимость  от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущим только им чертам.            

Для образовательных  услуг характерна низкая степень  осязаемости. Потребитель образовательной  услуги, обратившись в вуз, не может  заранее знать результат своего обучения. Он имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей, с помощью рекламного обращения.             

Вторая  традиционная характеристика услуг  проявляется через неразрывную  связь образовательных услуг  от источника: образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его  профессорско-преподавательского состава.             

Качество  образовательной услуги изменяется в связи с изменением квалификации персонала, материально-технической  базы и других неотъемлемых от учебного процесса элементов. Кроме того, любая  замена преподавателя может изменить результат оказания образовательной  услуги, а также спрос. Один и тот  же преподаватель может провести занятия по-разному, в зависимости  от своего душевного и физического  состояния.            

Несохраняемость образовательных услуг обусловлена  тем, что человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать.

     Характерной чертой образовательных услуг является то, что они невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга  и интеллекта человека, а не сами эти действия. Например, потребляя  услуги в сфере профессионального  образования, человек может накопить определенные знания, умения, навыки, развить  свои интеллектуальные возможности. Но здесь есть тонкость: в этом случае накапливаются не сами услуги, не действия по формированию профессионального  образования, а результаты этих действий. 

     Производство  и потребление образовательных  услуг – это достаточно длительный процесс (полный цикл формирования специалиста  может занимать 20 и более лет: 4 года - начальная школа, 5 лет - основное общее образование; 2 года - среднее (полное) общее образование; 4-6 - бакалавриант, магистратура; 2-3 года - аспирантура, докторантура), а также в процессе трудовой деятельности работник может посещать курсы повышения  квалификации, получать второе высшее образования, т.е. потребление образовательных  услуг может осуществляться в  течение всей сознательной жизни.  

     Специфической чертой образовательных услуг является их оценка на протяжении всего периода  обучения (сессии, аттестация).

     Принятие  решения о покупке (приобретении) образовательной услуги может осуществляться не столько потенциальным потребителем, сколько его родителями или лицами старшего возраста. Как правило, в  приобретении среднего (полного) общего, начального профессионального, средне профессионального, высшего образования  решение принимают родители. А  на уровне дополнительного и послевузовского  образования такое решение принимает  сам потребитель, и то не всегда.            

Яркой специфической чертой образовательной  услуги является активное участие потребителя  в процессе предоставления образовательной  услуги. Без его активного интеллектуального  участия процесс теряет смысл.

     Еще одной специфической чертой образовательных  услуг является то, что потребитель, оплачивая (не оплачивая) получаемую образовательную  услугу, ожидает в дальнейшем от этой услуги возможности получения  дохода (в форме заработной платы).

     Образовательные услуги дополняются сопутствующими услугами (общежитие, медицинские услуги, спортивные центры, комбинат питания  и др.), которые сопровождают и  облагораживают процесс обучения, решают бытовые и культурные запросы  потребителей, придавая этим дополнительную ценность вузу.            

Особенностью  образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании.            

Чрезвычайно важной особенностью образовательных  услуг в сфере профессионального  образования выступает обязательный государственный контроль качества их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию выдается диплом установленного образца по определенной специальности с присвоением  квалификации.              

К особенностям образовательных услуг можно также отнести и то, что вузы действуют одновременно на двух взаимосвязанных рынках – рынке образовательных услуг и рынке труда.            

Таким образом, учитывая специфические черты  и особенности образовательных  услуг, можно дать следующее определение:образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.    
 

Литература

    1.      Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. – М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997. – 571 с.

    2.      Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55-65.

    3.      Зайчикова С.А., Маяцкая И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 115 с.

    4.      Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. – 21 с.

    5.      Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 136 с.

Информация о работе Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования