Образовательная услуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Понятие об образовательной услуге.
2. Классификация образовательных услуг.

Особенности продвижения образовательных услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реклама.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

    Согласно  Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются  в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого  уровня профессионального образования  основной задачей дополнительного  образования является непрерывное  повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных  стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

    Дополнительное  образование осуществляется посредством  ряда образовательных программ, выходящих  за пределы основных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого  из четырех уровней профессионального  образования. По существу, это «надбазовое», а зачастую и последипломное образование.

    Услуги  дополнительного образования различной  направленности могут предоставляться:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования:
  • в учреждениях повышения квалификации,
  • в институтах усовершенствования специалистов,
  • в центрах повышения квалификации,
  • на курсах различной направленности,
  • в центрах профессиональной ориентации,
  • в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,
  • в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

    Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Особенности продвижения образовательных  услуг.

    Как уже было сказано выше, образовательные  услуги на современном рынке являются товаром, для сохранения конкурентоспособности которого образовательному учреждению необходимо владеть методикой комплексного маркетинга.

    Комплекс  маркетинга (marketing mix) – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга, помимо товара, цены и места сбыта, входит такой элемент, как продвижение товара. В свою очередь комплекс продвижения (promotional mix), называемый также комплексом маркетинговых коммуникаций, – это комплекс действий, предпринимаемых фирмой для доведения информации о товаре до целевых потребителей и убеждения их покупать этот товар.

    Согласно  классической теории маркетинга комплекс маркетинговых коммуникаций состоит  из четырех основных средств воздействия:

  • стимулирование сбыта,
  • формирование благоприятного общественного мнения, связи с общественностью (public relations),
  • личные продажи,
  • реклама.

    Несомненно, что первые три элемента обладают чрезвычайно высокой значимостью. Однако вместе с тем в отношении  образовательных услуг сохраняет  силу основной, наиболее массовый вид  коммуникаций – реклама. Реклама  представляет собой неличные формы  обращения определенного спонсора, касающиеся организации, товара или  услуги и осуществляемые через посредство платных средств распространения  информации. Рассмотрим особенности рекламной политики в отношении образовательных услуг.

    Разработка  управленческого решения в области  рекламы начинается с выбора, определения ее целей. В целом можно выделить три основных типа рекламных целей: увещевание, информирование и напоминание (в т.ч. поддержание спроса).

    Для большинства «молодых» образовательных  учреждений, недавно вышедших на рынок, рекомендуется начинать с увещевательной рекламы, убеждающей потенциальных потребителей в серьезности своих намерений и потенциала, качестве предлагаемых услуг и т. п. При этом возможны такие аргументы, как размеры вложенного капитала, материально-технической базы, уже заключенные соглашения, полученные и исполненные заказы. Увещевательная реклама формирует расположение к данному учреждению, к его продукции, марке, убеждает немедленно обратиться за дополнительной информацией или просто совершить покупку. Здесь также часто используется сравнительная реклама, когда образовательное учреждение, утверждая свои преимущества, сопоставляет предлагаемые им услуги с продукцией конкурентов.

    Целью информативной рекламы чаще всего является облегчение выведения на рынок новой модификации образовательной услуги, сопровождение обновленного ассортимента. Она обычно информирует о содержании программ обучения, его технологиях, методиках, об изменении цены, предлагаемом дополнительном сервисе. Кроме того, информативная реклама может быть направлена на исправление уже сложившихся неблагоприятных представлений о фирме, ее услугах, на устранение различных опасений потребителей, неоправданных негативных слухов и т. п.

    Малоизвестные образовательные организации могут  начинать свою рекламную деятельность с данного типа рекламы только, если они уверены, что новые образовательные услуги чрезвычайно важны в данном рыночном сегменте, что они уникальны и не имеют конкурентов. В противном случае реклама не приведет к нужному эффекту.

    Напоминающая реклама на образовательном рынке используется уже известными, признанными образовательными учреждениями или теми, кто уже провел увещевательную и информационную рекламную компанию. Особенно данный вид рекламы уместен в период абитуриентского межсезонья (обычно – зимой, ранней весной), напоминая потребителям о том, что предлагаемые услуги могут им понадобиться в ближайшее время и поэтому важно заранее устанавливать контакты. Поддерживающая реклама (как разновидность напоминающей) обычно реализуется в стенах образовательного учреждения и имеет целью убедить обучающихся в правильности сделанного выбора, в открывающихся перед ними перспективах, чтобы предотвратить возможный отток слушателей. Наиболее часто в качестве средства поддерживающей рекламы используется демонстрация довольных, преуспевающих выпускников, а также рекламные щиты, информационные материалы, фотографии и отчеты в здании образовательного учреждения.

    Более конкретные цели рекламы (например, стимулирование, расширение, поддержание спроса, прекращение  его снижения, ликвидация негативного  спроса и др.) выбираются исходя из специфики  образовательного учреждения и предлагаемых им образовательных услуг (программ).

    Следующий этап в разработке управленческого  решения в области рекламы  – разработка вариантов рекламного аргумента и выбор из них оптимального. Чтобы наиболее эффективно составить рекламный аргумент необходимо, прежде всего, изучить запросы целевой аудитории. Для решения каких проблем, удовлетворения каких потребностей конкретный человек или организация обращаются к предложению образовательных услуг? А. Панкрухин предлагает следующую модель иерархии потребностей клиентов рынка образовательных услуг, базирующуюся на структуре, предложенной А. Маслоу.

    Прежде  всего, образование может быть необходимо для выживания – чтобы получить профессию, с помощью которой  можно заработать, получить необходимые  средства для удовлетворения физиологических  потребностей личности. Следующая ступень  иерархии потребностей – получение  гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в  будущем. Безусловно важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности (референтной) группы, круга людей - например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности. Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетенции со стороны окружающих, самоуважении. И наконец, на вершине иерархии – группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.

    Аналогично  выстраивается иерархия потребностей предприятий и организаций как  представителей спроса на рынке образовательных  услуг. Это – потребности в  кадрах, которые будут способны:

  • выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму;
  • самостоятельно решать поставленные задачи;
  • находить «узкие места» в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы;
  • работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы;
  • обеспечивать возможности для саморазвития коллектива организации и др.

    Учитывая  вышеизложенную иерархическую структуру  потребностей потенциальных клиентов образовательных услуг, рассмотрим основные рекламные аргументы, действующие в отношении конечного потребителя образовательных услуг – личности обучающегося.

  1. Экономические:
  • уровень будущей заработной платы,
  • уровень стипендии в процессе обучения,
  • возможность снижения оплаты (например, в зависимости от результатов обучения),
  • бесплатность или льготный порядок приобретения различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.).
  1. Социальные:
  • будущее высокое профессиональное и социальное положение,
  • общественное признание,
  • престижность образовательного учреждения,
  • известность научно-педагогических кадров.
  1. Перспективы международных интеллектуальных связей6:
  • возможности общения с иностранными студентами и преподавателями,
  • обучения и прохождения практики за рубежом,
  • международного признания диплома образовательного учреждения или получение сразу двух дипломов (отечественного и иностранного),
  • соответствующие возможности трудоустройства.
  1. Организация образовательного процесса и его обеспечение:
  • высокий уровень занятий,
  • приоритет активных методов обучения,
  • индивидуальный подход к обучающимся,
  • возможности личного выбора программ, изучаемых курсов и участие в их формировании,
  • уровень кадрового, учебно-методического, библиотечного, программного, технического, коммуникационного обеспечения.

              5.         Соответствие требованиям предпочитаемого стиля жизни:

  • самостоятельность, независимость,
  • уверенность в завтрашнем дне,
  • интересное окружение,
  • возможности культурного и профессионального роста, самовыражения в научном творчестве, досуга и отдыха, разрешения других проблем личности.

    Таким образом, очевидно, что при разработке рекламного аргумента может быть выбран один из нескольких видов полезности. Рациональная полезность, как правило, связана с экономическими факторами; социально-престижная – с социальными; самоутверждающая – с повышением уровня самооценки вследствие роста профессионального и культурного уровня, квалификации и т.п. В качестве источников сенсорной полезности могут выступать нетрадиционные формы и методы обучения, интересный круг общения, новые друзья, возможности организации досуга и отдыха, заграничных поездок и т.д.; Акцент на менталитентную полезность привлекает возможностью клиента ассоциировать себя с определенной референтной группой лиц (например, бизнес-элитой, обладателями диплома MBA).

    Отметим, что особенность рекламы образовательных  услуг заключается еще и в  том, что здесь используются оба  способа реализации полезности во времени: как в период потребления, так  и после него. Можно даже сказать, что полезность образовательной  услуги реализуется на протяжении всей жизни человека.Специфика рекламного аргумента образовательной услуги заключается в том, что он должен характеризоваться резким преобладанием информативности над эмоциональностью. Однако и в этом правиле есть исключения. Например, в этом отношении важно учитывать целевую аудиторию, на которую направлена реклама, - для большей части молодежи эмоции в личностном отношении значат ничуть не меньше, чем содержательная информация. Такому клиенту, помимо перечня программ и курсов, немаловажно узнать о людях, с которыми ему предстоит общаться, об атмосфере учебного заведения, возможностях проведения досуга и т.д. Вместе с тем, не стоит забывать, что в тех случаях, когда конечным потребителем образовательной услуги является ребенок или подросток, окончательное решение о приобретении, как правило, принимается родителями. Кроме того, неинформативная реклама часто преследует имиджевые цели, т.е. направлена на создание соответствующего благоприятного образа фирмы в глазах обществаЭффективность рекламного аргумента в значительной степени определяет выбор носителей рекламы, ее формы.

Информация о работе Образовательная услуга