Обучение и психическое развитие. Основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 02:53, реферат

Описание

Целью данного реферата является определить, какие возникают проблемы в обучении, связанные с психическим развитием.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что обучение как категория педагогики играет большую роль в получении знаний, умений и навыков. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки.

Задачами данного реферата являются:

1) выделить особенности обучения как категория педагогики;

2) определить особенности процесса обучения;

3) рассмотреть психическое развитие личности и его стадии;

4) определить проблемы в обучении, связанные психическим развитием.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..…..….3

Раздел 1. Особенности обучения………………………………….....……. 4

1.1. Обучение как категория педагогики………………..…….…4

1.2. Процесс обучения…………………………………….…...….5

Раздел 2. Психическое развитие личности и его стадии………….………6

Раздел 3. Проблемы в обучении, связанные психическим развитием..….9

Заключение………………………………………………………………….12

Список использованной литературы………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

реферат по педагогике.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

   КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
 
 
 

   Реферат

по теме «Обучение и психическое развитие. Основные проблемы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Донецк 2010

 

   

   План 

   Введение…………………………………………………………..…..…..….3

    Раздел 1. Особенности  обучения………………………………….....……. 4

             1.1. Обучение как категория педагогики………………..…….…4

             1.2. Процесс обучения…………………………………….…...….5

    Раздел 2. Психическое развитие личности и его стадии………….………6

    Раздел 3. Проблемы в обучении, связанные психическим развитием..….9

    Заключение………………………………………………………………….12

    Список использованной литературы………………………………………13

 

    Введение 

       Целью данного реферата является определить, какие возникают проблемы в обучении, связанные с психическим развитием.

       Актуальность выбранной темы заключается в том, что обучение как категория педагогики играет большую роль в получении знаний, умений и навыков. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки.

       Задачами данного реферата являются:

      1) выделить  особенности обучения как категория педагогики;

      2) определить  особенности процесса обучения;

      3) рассмотреть психическое развитие личности и его стадии;

      4) определить проблемы в обучении, связанные психическим развитием.

       Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни  и труду. В процессе обучения реализуются  цели образования и воспитания.

       Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

       Развитие  человека представляет непрерывную  динамику изменений. Эти изменения  особенно очевидны при сравнении  младенца, школьника, взрослого человека и старика.

       Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось  уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени.  
 

 

       

    Раздел 1. Особенности обучения

    1.1. Обучение как категория  педагогики 

       Обучение  – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

       Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования — обучение в учебных заведениях различного типа, однако обучение осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого обучения, проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

       Основу  обучения составляют знания, умение, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

       Знания  – это отражение человеком  объективной действительности в  форме фактов, представлений, понятий  и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

       Умение  – это готовность сознательно  и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта  и приобретенных навыков.

       Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

       Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Как и воспитание всегда содержит элементы обучения.

       В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний  характер;

2) совместная  деятельность учителей и учащихся;

3) руководство  со стороны учителя; 

4) специальная,  планомерная организация и управление;

5) целостность  и единство;

6) соответствие  закономерностям возрастного разви-тия  учащихся;

7) управление  развитием и воспитанием учащихся. 

             1.2. Процесс обучения 

       Процесс обучения - это очень сложный процесс  объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.

       В сочинениях древних и средневековых  мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным  образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали  включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

       Развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.  

    Раздел 2. Психическое развитие личности и его стадии

       Психическое развитие - закономерное изменение  психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером.

       В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:

       1) усложнение форм поведения - форм  двигательной активности;

       2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

       3) усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.

       Развитие  человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие).

       Стадии  выделяются на основе качественных изменений. Они не связаны только с возможностью делать что-то лучше или больше, но, прежде всего, с тем, чтобы делать это по-другому. Например, ребенок  сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а лишь затем начинает ходить. Это качественно другой тип локомоции и поэтому этот аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития.

       Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных изменений  различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, то это предполагает понимание символического значения слов, и в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, что кубик - это машина, а кукла - это человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое распространение эффекта освоения символических функций.

       Многие  ученые - психологии следуют концепции  стадийного развития: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон  и другие. Однако, не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, существует почти полное согласие в том, что стадийность развитие совсем не исключает, а скорее предполагает непрерывность процесса. Переходы в развитии приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.

       Согласно  теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 - 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

       Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия.

       Стадия  дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2- 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.

       Стадия  формальных операций (11-15 лет). На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой-либо конкретной опоры, они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

Информация о работе Обучение и психическое развитие. Основные проблемы