Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:19, методичка
Определение мотивации школьников очень актуально, тем более в наше время, когда у детей появляется предрасположенность к «улице». Сейчас современному педагогу требуется привлекать детей к учебе всеми способами, поэтому он должен знать, какие мотивы в учении преобладают у его учеников, чтобы особенно грамотно составить учебный процесс.
К тому же в различные возрастные периоды мотивация у школьников меняется, причём она может варьироваться достаточно сильно.
Министерство образования и науки РФ
Агентство по управлению имуществом Пермского края
ГОУ СПО
«Пермский краевой колледж «Оникс»»
Тема: Определение
доминирующих мотивов учения школьников
Выполнила:
студентка IV курса
7- ОИ группы
специальность 050202
«Информатика»
Проверила:
Красносельских Р. А.
Введение......................
Заключение....................
Список
литературы....................
Определение мотивации школьников очень актуально, тем более в наше время, когда у детей появляется предрасположенность к «улице». Сейчас современному педагогу требуется привлекать детей к учебе всеми способами, поэтому он должен знать, какие мотивы в учении преобладают у его учеников, чтобы особенно грамотно составить учебный процесс.
К
тому же в различные возрастные периоды
мотивация у школьников меняется,
причём она может варьироваться
достаточно сильно.
1. Основная часть
Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом все то, в чем нашла воплощение потребность.
Понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, идеалы и т.д., которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. В структуре мотивации можно выделить четыре компонента: удовольствие от самой деятельности; значимость для личности непосредственного результата деятельности; мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; принуждающее давление на личность.
Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры, удовлетворения честолюбия). Сама цель – учение – при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер.
К внутренним мотивам
Развитее познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т. д.; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Как весьма эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся следует особо отметить новизну методов обучения, вовлеченность студентов в ее экспериментальную форму.
Познавательная мотивация выступает не сколько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможности для её формирования посредством специально организованных дидактических воздействий. Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает её не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность, поэтому для активации познавательной мотивации полезно применение подготовке специалистов форм и методов активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.
Возникновение и развитие познавательной мотивации во многом обусловлено типом взаимодействия и общения преподавателя и учащихся, а также учащихся между собой.
Развитие познавательной мотивации учащихся во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовать деятельность учащихся, побуждать их к развитию познавательной мотивации. [4]
Цель исследования: Выявление наиболее (наименее) осознаваемых мотивов учебной деятельности.
Материал и оборудование: бланк ответа, ручка.
Процедура исследования:
Исследование можно проводить с группой школьников 7-9 классов. Учащиеся ставят плюс или минус на бланке или, если задание выполняется на листочке, то напротив номера перечня мотива.
Исследование проведено в Нытвенской средне образовательной школе №2 в 8 «В» классе, во второй половине дня, 25 октября 2011 года в 20 кабинете.
Количество тестируемых: 20 человек (14 мальчиков, 6 девочек)
Возраст тестируемых: 13- 14 лет
Ход исследования:
Участникам предлагается бланк ответа, на котором нужно отметить важность мотивов.
Обработка результатов:
Полученные данные заносятся в таблицу, используя шифр:
1-3 – мотива долга и ответственности.
4-6 – самоопределение и самосовершенствование.
7-9 – мотивы благополучия.
10-12 – престижность.
13-15 – избежание неприятностей.
16-18 – мотивация содержанием.
19-21 – мотивация процессом учения.
В целом:
1-15 – социальные мотивы.
16-21 – выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
3. Обобщение результатов
Сводная таблица результатов
Фамилия Имя | Социальные мотивы | Познавательные мотивы | ||||||||
1- 3-мотивы долга и ответственности | 4- 6-самоопределение и самосовершенствование | 7- 9-мотивы благополучия | 10-12 – престижность | 13-15 – избежание неприятностей | средний балл (социальные мотивы) | 16-18 – мотивация содержанием | 19-21 – мотивация процессом учения | средний балл (познавательные мотивы) | ||
№ | Мальчики | |||||||||
1 | Власов Павел | 1,7 | 3,0 | 1,7 | 2,0 | 3,3 | 2,3 | 3,0 | 2,7 | 2,8 |
2 | Мирошин Кирилл | 2,3 | 2,0 | 3,3 | 1,7 | 3,7 | 2,6 | 2,0 | 0,3 | 1,2 |
3 | Мирошин Владимир | 3,0 | 3,0 | 3,3 | 3,0 | 2,3 | 2,9 | 4,0 | 1,3 | 2,7 |
4 | Киров Илья | 2,0 | 2,7 | 3,0 | 4,3 | 2,7 | 2,9 | 2,0 | 0,3 | 1,2 |
5 | Губин Сергей | 4,3 | 5,0 | 4,3 | 3,7 | 3,3 | 4,1 | 3,7 | 0,3 | 2,0 |
6 | Олейник Макс | 3,7 | 3,3 | 3,0 | 3,3 | 3,7 | 3,4 | 3,7 | 3,3 | 3,5 |
7 | Афанасьев Александр | 2,3 | 2,0 | 1,7 | 1,3 | 3,0 | 2,1 | 1,3 | 0,3 | 0,8 |
8 | Боталов Лев | 2,3 | 3,3 | 4,0 | 3,0 | 3,3 | 3,2 | 3,7 | 2,3 | 3,0 |
9 | Попов Сергей | 3,7 | 4,3 | 4,7 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,7 | 4,3 | 4,5 |
10 | Кудряшов Илья | 2,7 | 3,0 | 2,7 | 4,3 | 2,7 | 3,1 | 2,7 | 3,3 | 3,0 |
11 | Тугумов Данис | 2,3 | 2,3 | 3,0 | 5,0 | 2,0 | 2,9 | 4,3 | 1,7 | 3,0 |
12 | Федюков Данил | 4,0 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 5,0 | 4,4 | 4,3 | 4,0 | 4,2 |
13 | Котельников Максим | 3,7 | 4,0 | 4,3 | 3,3 | 3,7 | 3,8 | 3,7 | 3,0 | 3,3 |
14 | Макаров Василий | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,7 | 3,1 | 3,0 | 2,0 | 2,5 |
Средний показатель у мальчиков | 2,9 | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,2 | 3,3 | 2,1 | 2,7 | |
Девочки | ||||||||||
1 | Прохорик Анна | 3,3 | 3,3 | 4,3 | 3,3 | 4,0 | 3,7 | 2,7 | 0,7 | 1,7 |
2 | Томилова Онисья | 3,0 | 4,0 | 3,7 | 3,3 | 3,7 | 3,5 | 2,7 | 0,7 | 1,7 |
3 | Пепеляева Наталья | 3,3 | 4,0 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,1 | 2,0 | 0,7 | 1,3 |
4 | Кузнецова Альбина | 3,3 | 3,0 | 3,7 | 3,0 | 4,0 | 3,4 | 3,7 | 3,7 | 3,7 |
5 | Оленина Анастасия | 3,7 | 5,0 | 4,0 | 3,3 | 3,7 | 3,9 | 3,0 | 2,3 | 2,7 |
6 | Федосеева Анастасия | 3,7 | 4,0 | 4,0 | 3,3 | 4,0 | 3,8 | 4,3 | 3,3 | 3,8 |
Средний показатель у девочек | 3,4 | 3,9 | 4,0 | 3,4 | 3,9 | 3,7 | 3,1 | 1,9 | 2,5 | |
Средний показатель | 3,2 | 3,6 | 3,7 | 3,4 | 3,6 | 3,5 | 3,2 | 2,0 | 2,6 |
Результаты представлены в таблице.
Подсчет
результатов осуществлялся с
помощью математических расчетов.
Данная таблица показывает, что:
У мальчиков и у девочек наиболее развиты социальные мотивы, что свидетельствует данной обстановке в России.
Между средними показателями групп мотивов у мальчиков и девочек сильного различия не наблюдается, но у девочек мотивация к учению ниже. Возможно, это зависит от развития девочек, ведь они как правило созревают быстрее, чем мальчики, уделяют большое внимание внешности, особенно в подростковом возрасте.
Как у мальчиков, так и у девочек преобладающим мотивом оказался мотивация благополучия и престижа, отсюда следует, что уже в возрасте 13-14-ти лет дети осознают, что в обществе существует расслоение, важнейшие мотивационные типы и ценности. Соответственно, этот же мотив является преобладающим во всём классе.
Самым низким оказалась мотивация процессом учения, как у мальчиков и девочек, так и во всём классе в целом.
Следует отметить, что средний показатель социальных мотивов в 6 «В» классе выше, чем средний показатель познавательных мотивов.
У девочек, по сравнению с мальчиками, показатель социальных мотивов выше, но, тем не менее, уровень познавательных мотивов меньше, чем у мальчиков.
Следует отметить, что дети в этом возрасте не имеют чётко выраженных мотивов в учении, все примерно на одном уровне.
4. Анализ полученных данных
Показатель
мотивации у мальчиков
По диаграмме видно, что у мальчиков преобладают социальные мотивы (54 %).
По диаграмме видно, что у девочек, как и у мальчиков, преобладает социальная мотивация (60 %), разница лишь в количественном показателе.
Показатель мотивации
8“В” класса, школы
№ 2
По
диаграмме видно, что у 8 “В” класса,
школы № 2 преобладает социальная мотивация.
Информация о работе Определение доминирующих мотивов учения школьников