Опыт использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:35, реферат

Описание

Понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса стало ключевой проблемой современной школы.

При этом, важно вести речь не только о сохранении и укреплении здоровья учащихся, но и ставить вопрос о сохранении и укреплении здоровья педагогов, о гармонизации взаимоотношений семьи и школы. Кроме того, необходимо определиться в понятиях такой полинаучной категории, как здоровье.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.14 Кб (Скачать документ)

- развитие  системы внеурочной спортивно-  оздоровительной работы, определение комплекса мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни;

- реализацию активных оздоровительных  мероприятий: традиционные общешкольные «Дни здоровья», массовые спортивно- оздоровительные

мероприятия в школе: «Весёлые старты»  и др.,

- участие  в городских туристических слетах,

- организация  туристических походов,

- культурно-  просветительные поездки, экскурсии).

4. Дальнейшее  развитие системы психологического  сопровождения образовательно - воспитательного процесса, в частности:

  • развитие системы исследовательской и работы, дальнейшая отработка этических, юридических норм профессионально грамотного использования в работе данных, полученных в процессе работы;
  • научно- методическое сопровождение эксперимента по гендерному обучению;
  • совершенствование консультативной работы, ориентированной на образовательные и личностные потребности участников образовательного процесса: адаптация в школе, социально- психологические навыки, личностное развитие, самоопределение, профориентация, межличностные отношения и т. д.;
  • участие в работе школы по предпрофильному и профильному обучению (в рамках задач психологической службы);
  • систематический мониторинг психического и психологического состояния здоровья участников образовательного процесса, их психоэмоционального состояния, мотивации деятельности, умственной работоспособности, процесса адаптации, уровня тревожности; изучение индивидуальных и личностных особенностей всех участников учебного процесса, особенностей классных и педагогического коллективов,
  • участие в просветительской и профилактической деятельности школы через методические консультации, семинары, классные часы для учащихся, педагогов, родителей;
  • создание и развитие системы практической развивающей и коррекционной групповой и индивидуальной работы, ориентированной на потребности, возрастные особенности и направления деятельности участников образовательного процесса: начальная школа, младшие и средние подростки, юношеский возраст, педагоги, родители.

- организация тренинговой работы для различных возрастных и статусных категорий участников образовательного процесса, введение адаптационных психологических тренингов для всех участников образовательного процесса

5. Развитие и совершенствование работы с педагогическим коллективом, создание условий и помощь в профессиональном и личностном росте, стимулирование самообразования и повышение педагогического мастерства учителя через систему курирования, психолого-педагогический анализ работы, организацию профессионально ориентированных семинаров и тренингов;

6. Продолжение  сотрудничества с ведущими научными  учреждениями страны по вопросам образования и сохранения здоровья:

  • НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, г. Москва;
  • Российской медицинской академией последипломного образования, кафедрой детской и подростковой психологии, психиатрии и психотерапии, г. Москва;
  • Научной лабораторией физиолого- здравоохранительных проблем образования РАО, г. Сергиев Посад;
  • НИИ образования взрослых, кафедрой нейропсихологии и нейропедагогики детского возраста, г. Санкт- Петербург.

7. Совершенствование  работы с родительским контингентом  школы, расширение сфер деятельности, полномочий, ответственности и представительсва в жизни школы родительского комитета;

8 Совершенствование  системы классного наставничества, направленного на оптимизацию и координацию учебно- воспитательного процесса;

9. Создание  условий для систематического  медицинского мониторинга состояния здоровья.

10. Продолжение,  углубление и развитие эксперимента  по гендерному обучению.

 

Раздельное обучение – составная часть Программы сохранения здоровья в школе

 

В связи  с вышесказанным, в настоящее  время возрастает необходимость  более дифференцированных, индивидуализированных, природосообразных, научно обоснованных технологий обучения и подходов к воспитанию детей и более гибких форм организации учебного процесса. В этой связи начинает осознаваться как перспективный – подход дифференциации, индивидуализации обучения в связи с половой принадлежностью. Он приобрел новое звучание на стыке нейропсихологических и педологических подходов к обучению, ставших актуальными в связи с необходимостью оптимизации учебного процесса, сохранения психического здоровья ребенка и его личностного развития.

В организации  учебно-воспитательного процесса мы опираемся на научные разработки Научного центра психофизиологических и здравоохранительных проблем образования, руководитель - доктор медицинских наук В.Ф. Базарный, г. Сергиев Посад; Московского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра охраны здоровья РАМН, под руководством доктора медицинских наук профессора Куинджи Н.Н., лаборатории нейропсихологии и нейрофизиологии ребенка РАО под руководством доктора биологических наук Т.П. Хризман., г.Санкт-Петербург, и продолжаются в Санкт–Петербургской Академии постдипломного педагогического образования РАО на кафедре педагогики детства под руководством кандидата биологических наук, доцента Еремеевой В.Д.; Всесоюзного центра охраны психического здоровья РАМН, научный руководитель направления- ведущий специалист Центра Доктор медицинских наук, профессор Козловская Г.В.

На основе анализа работ В.А. Геодакяна, И.С. Кона, В.Е Кагана, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, В.Ф. Базарного, Г.В. Козловской, Н.Н. Куинджи могут быть выделены основные теоретические позиции для создания технологий обучения мальчиков и девочек. В самом общем виде они выглядят следующим образом. По данным нейрофизиологов, нейропсихологов:

-мужчины  и женщины призваны выполнять  различные роли в эволюции  человека как вида;

-мозг  мальчиков и девочек устроен  и работает по- разному;

отмечаются  различия:

-познавательных  стратегий и путей формирования  познавательных способностей;

-темпов, способов переработки усвоения  информации;

-в организации  внимания;

-в уровне  активации эмоций в процессе  обучения;

-в уровне  адаптивных возможности организма и психики;

-в отношении  положительной и отрицательной  оценки своей работы и др. (Еремеева В.Д.. 1998).

Данные  факты влияют на качество, стиль  учебы, эмоционально-волевую сферу  личности и могут быть учтены в  процессе обучения и воспитания. Основная задача в этой области может заключаться  в учете в процессе обучения основных психофизиологических особенностей мальчиков  и девочек и создании тем самым  условий для оптимального познавательного  развития учащихся в условиях комфортной, природосообразной, здоровье сберегающей учебной среды.

Полученные  данные позволяют выработать различные  методические приемы, соответствующие  принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек. Свою задачу в области образования мы видим в том, чтобы, учитывая в обучении основные психофизиологические особенности мальчиков и девочек, создать условия для комфортного, природосообразного обучения и оптимального интеллектуального и личностного развития учащихся.

В рамках решения данной задачи определены и  должны быть апробированы основные формы  и методы обучения мальчиков и  девочек.

Кроме физиологической основы развития и обучения существует социальный аспект развития, психологически ориентированный  с рождения ребёнка на его пол. Это социально, исторически обусловленные  представления о мужчине и  женщине, оказывающие мощнейшее  влияние на культурный и психологический  контекст развития личности мальчика и девочки.

В связи  с этим воспитательный процесс в  раздельных классах остаётся совместным, ориентированным на взаимодействие и сотрудничество учащихся, учителей и воспитателей раздельных классов.

В рамках осуществления проекта определены и апробируются формы воспитательной работы, свободные от сложившихся  стереотипных представлений о наиболее приемлемых и одобряемых формах поведения  и психологических качествах  мальчиков и девочек. Единая воспитательная программа призвана создать психологически комфортную, информационно и эмоционально насыщенную атмосферу пребывания ребёнка  в школе, оптимальным образом  влияющую на формирование личностных качеств мальчиков и девочек, а так же на выстраивание их взаимоотношений  на здоровой положительно эмоционально окрашенной основе.

Кроме основных тенденций  развития познавательных и личностных качеств учащихся разного пола, существует вариативность в индивидуальных особенностях. В условиях раздельного  обучения мы считаем возможным осуществление  углублённого индивидуального подхода  в процессе обучения и воспитания мальчиков и девочек. Кроме того, раздельное обучение может рассматриваться, как здоровье сберегающая технология, во всей полноте отвечающая требованиям  природосообразности в обучении.

 

Методические рекомендации

 

Приемы и методы работы на уроках различны в классах мальчиков и девочек, учитывают психофизиологические особенности мальчиков и девочек, строятся с учетом гендерных аспектов формирования и развития личности.

Организация работы

 

  • Первые классы комплектуются как классы раздельного обучения, классные комнаты

мальчиков и девочек располагаются  в соседних помещениях.

  • Основной была и остается классно-урочная форма преподавания.
  • Предметом инновационной деятельности являются приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей социализации и формирования личности.
  • Расписание первой половины дня в начальной школе включает основные учебные предметы: русский язык, чтение, окружающий мир, математику;
  • дополнительные: логику, риторику, искусство общения;
  • данные предметы ведутся раздельно у мальчиков и девочек;
  • раздельные уроки физкультуры: гимнастика у девочек, каратэ и общефизическая подготовка - у мальчиков;
  • занятия развивающего характера во второй половине дня: бассейн, шахматы, английский язык, бальные танцы, ритмика проводятся специалистами дополнительного образования;
  • самоподготовка (работа над домашними заданиями). Организует воспитатель ГПД.
  • ежедневная физическая нагрузка: два урока физкультуры, бассейн, ежедневно две прогулки на улице с подвижными играми, танцы. Ведут преподаватели- предметники;
  • расписание является гибким, допускает некоторые изменения в порядке проведения уроков по усмотрению учителя и по необходимости;
  • в случае утомления, необходимости усвоения трудного материала, контрольной работы и других психологических стрессов учитель может изменить время прогулки, самоподготовки.

 

Выбор учителя осуществляется:

  1. В соответствие с предпочтениями самих учителей;
  2. В соответствие с данными психологической диагностики;
  3. С учетом психологической совместимости педагогов – воспитателей и классных руководителей, работающих в парах в классах раздельного обучения.

Работа  с педагогами строится в соответствие с задачами:

  1. повышения качества образования,
  2. сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.

В рамках работы над выполнением первой задачи должны быть созданы и создаются  условия для повышения квалификации и роста педагогического мастерства педагогов. Это:

  • работа научно- методического совета школы по раздельному обучению, обмен опытом педагогов;
  • система научно- практических семинаров с приглашением ведущих специалистов в области гендерного образования, нейропсихологии, нейропедагогики сохранения и укрепления здоровья в образовательном процессе;

- психологический анализ работы, индивидуальные консультации для педагогов;

  • повышение квалификации на специализированных курсах по медицинской психологии, нейропсихологии, нейропедагогике, по здоровье сберегающим технологиям в образовании в ведущих научных учреждениях страны;
  • создание и развитие системы психолого - педагогических тренингов для учителей.

 

Внеурочная деятельность

 

Организуется педагогами – воспитателями  в начальной и классными наставниками в средней школе в рамках классов  и параллелей, педагогом организатором  в рамках школы и за её пределами.

Задачами  специалистов, работающих в рамках реализации воспитательной работы по проекту, являются:

  • создание максимально благоприятных условий для всех видов совместной деятельности мальчиков и девочек раздельных классов как в одной параллели, так и в соседних;
  • акцент в собственной работе на взаимодействие, сотрудничество, создание условий для воспитания и реализации этих навыков для учащихся раздельных классов;
  • создание условий и участие в реализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения;
  • повышение своей психолого - педагогической компетентности, профессионального мастерства; самосовершенствование;
  • участие в проведении мониторингов в учебно - воспитательном процессе;
  • постоянное самообразование и обмен опытом с коллегами.

Информация о работе Опыт использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном процессе