Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:35, реферат
Понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса стало ключевой проблемой современной школы.
При этом, важно вести речь не только о сохранении и укреплении здоровья учащихся, но и ставить вопрос о сохранении и укреплении здоровья педагогов, о гармонизации взаимоотношений семьи и школы. Кроме того, необходимо определиться в понятиях такой полинаучной категории, как здоровье.
Работа с родителями
Поскольку семья является основополагающим институтом социализации человека, работа с семьей занимает важное место в нашей инновационной деятельности. Родители приглашаются на педсоветы по вопросам обучения и воспитания мальчиков и девочек, проводятся семинары для родителей по гендерному воспитанию.
Психологическое сопровождение учебно-
В рамках
психологического сопровождения образовательно–
- диагностическая: мониторинг процесса адаптации и развития,
- научно- методическая,
- просветительская,
- консультативная;
Мониторинг. Результаты работы, полученные на аналитико- диагностическом этапе
Согласно исследованиям адаптации, проведенным в нашей школе за период с 2000 по 2006 год, мы имеем следующую картину по ряду показателей.
На момент начала обучения в школе около 30 % первоклассников лишь частично адаптированы к школе, 11% проявляют признаки дизадаптации, до 45 % учащихся находятся в состоянии психологического дискомфорта.
Во втором полугодии у 45 % учащихся отмечено состояние адекватного мироощущения (29% - среднегородской показатель), преобладание положительных эмоций и нормальное эмоциональное состояние – у 92 % учащихся, у 8 % - отмечено преобладание отрицательных эмоций (26 % в среднем по городу). Учеников, находящихся в состоянии психологического напряжения в процессе обучения становится 10 % (23 %- в среднем по городу), в состоянии срыва адаптации - не выявлено (в среднем по городу - около 7 %).
При этом, оптимальная работоспособность к концу учебного года отмечается у 59% учащихся (в среднем по городу- 33%), утомление и периодическое снижение умственной активности отмечено у 24 % учащихся (40 % - в среднем по городу).
Аналогичная картина наблюдается
в результате анализа процесса адаптации
учащихся 5-х классов. У 63% учащихся отмечено
состояние адекватного
У большинства детей (88%), преобладают положительные эмоции и нормальное эмоциональное состояние (в среднем по городу таких детей отмечается 74%). Отрицательные эмоции преобладали у 12 % детей (26% - по городу). Оптимальная работоспособность отмечена у 32% учащихся (в среднем по городу - 54%), состояние усталости, компенсируемое за счет периодического снижения умственной активности отмечается у 58% учащихся (в среднем по городу- 24%), на пределе своих возможностей работают 2,4 % детей (по городу- 11 %), хроническое переутомление отмечено у 7% детей (по городу- 10,3%). Данные приведены выборочно по аналитическому отчету городского психологического центра «Преображение» о прохождении процесса адаптации учащихся к 1-му и 5-му классу, отражают основные тенденции с 2000 по 2006 год.
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы:
-По совокупности
выполнения тестовых заданий,
направленных на изучение
-Результаты
диагностики развития памяти, внимания
на момент окончания учебного
года оказываются выше в
-По данным,
полученным в ходе анализа
оценок учителей, даваемых личностным
качествам учащихся, раздельное
обучение в начальных классах
положительно сказывается на
оценке личностных качеств
-Исследование
уровня и качества
-Индивидуальное
обследование учащихся
-Уровень тревожности в классах раздельного обучения оказался ниже по сравнению с контрольным в нашей же школе. Особенно ярко эта тенденция прослеживается у мальчиков. Хорошая адаптация к школе положительный эмоциональный фон, состояние психологического комфорта с большей частотой отмечается в классах раздельного обучения.
-Исследование мотивации в 3-х классах показало, что высокий уровень мотивации содержанием имеют 15 человек из 21 учащихся экспериментального раздельного класса и 13 человек из 25 контрольного гимназического класса, мотивацию избегания неудач в обучении имеет только один человек из 21 человек экспериментального класса и 5 человек из 25 контрольного гимназического класса, а также в экспериментальном классе наблюдается меньшее количество учащихся с низкой школьной мотивацией и большее количество с мотивацией содержания и процессом деятельности.
-Особенно
показательными оказались
-Уровень эмоциональной напряженности в экспериментальном классе у 14 человек из 28 низкий и ниже среднего, у 7 человек средний и у 5 человек выше среднего, из них 4 человека мальчики и 1 девочка. В гимназическом смешанном классе у 16 человек из 25 уровень ниже среднего и низкий, 6 человек – средний уровень и 3 человека – выше среднего уровня, все мальчики.
-Диагностика уровня умственного развития в 2005 году в 3-х классах (экспериментальном и контрольном) по методике Векслера показала, что в экспериментальном классе отмечается высокий уровень общей осведомленности (100% учащихся), высокий уровень логического мышления (90%), высокий уровень пространственного мышления (95%) и более высокий уровень синтетического мышления (23%). Соответствующие данные контрольного смешанного гимназического класса выглядит следующим образом: 56% учащихся – с высоким уровнем общей осведомленности, 88% - с высоким уровнем логического мышления, 84 % - с высоким уровнем пространственного мышления и 0% - с высоким уровнем синтетического мышления. Все результаты, обозначенные выше, получены на выборках школьников с 2000 по 2006 год с 1 по 3 класс в количестве от 100 до 25 человек и требуют дальнейшей статистической проверки.
Академическая успеваемость учащихся
По прошествии
9 лет работы в инновационном режиме
в области академической
Описанные результаты представлены в таблице 1
Таблица 1. Процентное содержание состояния отдельных психических функций, психического здоровья и школьных успехов обследованных учащихся.
Тестированные психические функции Пол % |
Экспериментальные классы
девочки мальчики |
Смешанные классы экспериментальной школы |
Смешанные классы другой школы |
Познавательное развитие Высокий и средний ур-нь по возрасту |
96 100 |
56 |
40 |
Память, внимание, мышление - не нарушены |
90 85 |
70 |
63 |
Эмоциональное благополуч., низкий уровень тревоги |
90 87 |
56 |
48 |
Мотивация к учебе высокий и средний ур-нь |
90 96 |
52 |
43 |
Самооценка высокая и средняя |
80 96 |
60 |
55 |
Коммуникации- не нарушены |
92 90 |
60 |
52 |
Половая идентификация (норма) |
95 90 |
80 |
80 |
Психологический комфорт в школе, положительная оценка учителя |
83 92 |
74 |
60 |
Оптимальная работоспособность |
80 92 |
50 |
43 |
Стрессовая толерантность высокая и средняя |
82 88 |
76 |
62 |
Академическая успеваемость высокая и средняя |
95 100 |
84 |
70 |
Психическое здоровье (не нарушено) |
92 90 |
87 |
83 |
Состояние риска психической болезненности |
30 32 |
38 |
45 |
Перспективы развития инновационной деятельности мы видим в следующем:
- в продлении
сроков раздельного обучения
до 9-го класса включительно, не
разделяя учащихся во
- в совершенствовании
процедуры отбора учителей и
классных наставников для
- в расширении
и совершенствовании научно-
- в расширении
эстетического блока
- в рассмотрении
возможностей изменения
- в совершенствовании
системы психологического
- в тщательной
диагностике
Наглядные результаты эксперимента в силу длительности процесса формирования личностных качеств учащихся, сложности и неоднородности их познавательного развития оказываются отсроченными на длительное время, но по прошествии почти 4 лет работы мы видим многие положительные тенденции в личностном и познавательном развитии учащихся экспериментальных классов и некоторые косвенные данные по контрольным классам, которые позволяют нам надеяться на то, что мы остаемся верны главной заповеди «не навреди!».
1 Базарный В. Ф. Нервно- психическое утомление учащихся в традиционной школьной
среде.- Сергиев Посад, 1995.- С.5
2 Козловская Г. В. Состояние психического здоровья детского населения.//М.: Журн. социальной
психиатрии, №2 , 2002. -С.10