Опыт использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:35, реферат

Описание

Понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса стало ключевой проблемой современной школы.

При этом, важно вести речь не только о сохранении и укреплении здоровья учащихся, но и ставить вопрос о сохранении и укреплении здоровья педагогов, о гармонизации взаимоотношений семьи и школы. Кроме того, необходимо определиться в понятиях такой полинаучной категории, как здоровье.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.14 Кб (Скачать документ)

 

Работа с родителями

 

Поскольку семья является основополагающим институтом социализации человека, работа с семьей занимает важное место в нашей инновационной деятельности. Родители приглашаются на педсоветы по вопросам обучения и воспитания мальчиков и девочек, проводятся семинары для родителей по гендерному воспитанию.

 

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного  процесса

 

В рамках психологического сопровождения образовательно–воспитательного процесса осуществляются следующие виды деятельности:

- диагностическая: мониторинг процесса адаптации и развития,

- научно- методическая,

- просветительская,

- консультативная;

 

Мониторинг. Результаты работы, полученные на аналитико- диагностическом этапе

 

Согласно  исследованиям адаптации, проведенным  в нашей школе за период с 2000 по 2006 год, мы имеем следующую картину  по ряду показателей.

На момент начала обучения в школе около 30 % первоклассников лишь частично адаптированы к школе, 11% проявляют признаки дизадаптации, до 45 % учащихся находятся в состоянии психологического дискомфорта.

Во втором полугодии у 45 % учащихся отмечено состояние  адекватного мироощущения (29% - среднегородской  показатель), преобладание положительных эмоций и нормальное эмоциональное состояние – у 92 % учащихся, у 8 % - отмечено преобладание отрицательных эмоций (26 % в среднем по городу). Учеников, находящихся в состоянии психологического напряжения в процессе обучения становится 10 % (23 %- в среднем по городу), в состоянии срыва адаптации - не выявлено (в среднем по городу - около 7 %).

При этом, оптимальная работоспособность к концу учебного года отмечается у 59% учащихся (в среднем по городу- 33%), утомление и периодическое снижение умственной активности отмечено у 24 % учащихся (40 % - в среднем по городу).

Аналогичная картина наблюдается  в результате анализа процесса адаптации  учащихся 5-х классов. У 63% учащихся отмечено состояние адекватного мироощущения, свидетельствующее об оптимальном  функционировании организма (в среднем  по городу- 32%), в состоянии психологического дискомфорта в процессе обучения находились 26% учащихся (37%- средне городской  показатель), состояние психологического напряжения – у 9,8% (около 23 % - по городу). Учащихся в состоянии срыва адаптации  не выявлено (средние данные по городу- 7,3%).

У большинства детей (88%), преобладают  положительные эмоции и нормальное эмоциональное состояние (в среднем по городу таких детей отмечается 74%). Отрицательные эмоции преобладали у 12 % детей (26% - по городу). Оптимальная работоспособность отмечена у 32% учащихся (в среднем по городу - 54%), состояние усталости, компенсируемое за счет периодического снижения умственной активности отмечается у 58% учащихся (в среднем по городу- 24%), на пределе своих возможностей работают 2,4 % детей (по городу- 11 %), хроническое переутомление отмечено у 7% детей (по городу- 10,3%). Данные приведены выборочно по аналитическому отчету городского психологического центра «Преображение» о прохождении процесса адаптации учащихся к 1-му и 5-му классу, отражают основные тенденции с 2000 по 2006 год.

Анализируя  полученные результаты, мы можем сделать  следующие выводы:

-По совокупности  выполнения тестовых заданий,  направленных на изучение уровня  развития познавательных способностей, мы наблюдаем большую динамику  роста результатов у мальчиков  экспериментальных классов.

-Результаты  диагностики развития памяти, внимания  на момент окончания учебного  года оказываются выше в экспериментальном  классе по сравнению с контрольным.

-По данным, полученным в ходе анализа  оценок учителей, даваемых личностным  качествам учащихся, раздельное  обучение в начальных классах  положительно сказывается на  оценке личностных качеств учащихся, особенно мальчиков. Наши данные  полностью подтверждают выводы, сделанные В.Д. Еремеевой, ведущей аналогичную исследовательскую работу в классах раздельного обучения г. Санкт-Петербурга. Этот факт обусловлен большей комфортностью обучения, отсутствием сравнения с девочками и тем, что учитель класса мальчиков лучше их понимает, чем учитель смешанного класса.

-Исследование  уровня и качества взаимоотношений  учащихся экспериментальных и контрольных классов, показало, что количество учащихся, имеющих высокий личностный статус в своем классе возрастает в классах раздельного обучения по сравнению со смешанными классами. Соответственно, уменьшается в экспериментальных классах количество учащихся, имеющих низкий статус в своей группе, увеличивается количество межличностных связей как в группах мальчиков и девочек так и между ними. Опираясь на полученные данные, мы можем сделать предположение о том, что разделение при обучении не повлияло негативным образом на качество взаимоотношений мальчиков и девочек друг с другом, скорее наоборот, более комфортные условия обучения, большая уверенность в своих силах, успешность в обучении создают предпосылки для повышения качества общения мальчиков и девочек друг с другом.

-Индивидуальное  обследование учащихся экспериментальных  и смешанных классов на предмет  половозрастной идентификации показало  абсолютную норму для всех  учащихся.

-Уровень тревожности в классах раздельного обучения оказался ниже по сравнению с контрольным в нашей же школе. Особенно ярко эта тенденция прослеживается у мальчиков. Хорошая адаптация к школе положительный эмоциональный фон, состояние психологического комфорта с большей частотой отмечается в классах раздельного обучения.

-Исследование мотивации в 3-х классах показало, что высокий уровень мотивации содержанием имеют 15 человек из 21 учащихся экспериментального раздельного класса и 13 человек из 25 контрольного гимназического класса, мотивацию избегания неудач в обучении имеет только один человек из 21 человек экспериментального класса и 5 человек из 25 контрольного гимназического класса, а также в экспериментальном классе наблюдается меньшее количество учащихся с низкой школьной мотивацией и большее количество с мотивацией содержания и процессом деятельности.

-Особенно  показательными оказались результаты  исследования самооценки учащихся и в частности данные диагностики в 3-х экспериментальном (раздельном) и контрольном (совместном) гимназическом классе. 27 человек из 28 учащихся экспериментального класса имеют высокую и среднюю самооценку и 1 человек низкую; тогда как среди учащихся контрольного совместного класса у 10 человек из 25 отмечается низкая самооценка и у 15 человек средняя и высокая.

-Уровень эмоциональной напряженности в экспериментальном классе у 14 человек из 28 низкий и ниже среднего, у 7 человек средний и у 5 человек выше среднего, из них 4 человека мальчики и 1 девочка. В гимназическом смешанном классе у 16 человек из 25 уровень ниже среднего и низкий, 6 человек – средний уровень и 3 человека – выше среднего уровня, все мальчики.

-Диагностика уровня умственного развития в 2005 году в 3-х классах (экспериментальном и контрольном) по методике Векслера показала, что в экспериментальном классе отмечается высокий уровень общей осведомленности (100% учащихся), высокий уровень логического мышления (90%), высокий уровень пространственного мышления (95%) и более высокий уровень синтетического мышления (23%). Соответствующие данные контрольного смешанного гимназического класса выглядит следующим образом: 56% учащихся – с высоким уровнем общей осведомленности, 88% - с высоким уровнем логического мышления, 84 % - с высоким уровнем пространственного мышления и 0% - с высоким уровнем синтетического мышления. Все результаты, обозначенные выше, получены на выборках школьников с 2000 по 2006 год с 1 по 3 класс в количестве от 100 до 25 человек и требуют дальнейшей статистической проверки.

 

Академическая успеваемость учащихся

 

По прошествии 9 лет работы в инновационном режиме в области академической успеваемости учащихся мы видим следующее: при  традиционном смешанном обучении уровень  качества образования у девочек  выше по сравнению с мальчиками в начальной школе. На сегодняшний день, по данным срезовых контрольных работ 2005/2006 г. академическая успеваемость и мальчиков и девочек, а также уровень качества знаний учащихся экспериментальных классов выше по сравнению с контрольными классами, при этом у мальчиков наблюдается большая динамика повышения уровня качества знаний с 38 до 65%. По итогам контрольных работ по математике и русскому языку за 1 полугодие 2005/2006 уч. года отмечается процент качества знаний 81% - у учащихся в экспериментальном классе и 72% - в гимназическом контрольном классе.

Описанные результаты представлены в таблице 1

 

Таблица 1. Процентное содержание состояния отдельных психических функций, психического здоровья и школьных успехов обследованных учащихся.

Тестированные психические функции

Пол %

Экспериментальные классы

 

девочки мальчики

Смешанные классы

экспериментальной

школы

Смешанные классы

другой школы

Познавательное развитие

Высокий и средний ур-нь по возрасту

96 100

56

40

Память, внимание,

мышление - не нарушены

90 85

70

63

Эмоциональное благополуч., низкий уровень тревоги

90 87

56

48

Мотивация к учебе

высокий и средний ур-нь

90 96

52

43

Самооценка высокая и средняя

80 96

60

55

Коммуникации- не нарушены

92 90

60

52

Половая идентификация (норма)

95 90

80

80

Психологический комфорт в школе, положительная оценка учителя

83 92

74

60

Оптимальная работоспособность

80 92

50

43

Стрессовая толерантность

высокая и средняя

82 88

76

62

Академическая успеваемость

высокая и средняя

95 100

84

70

Психическое здоровье

(не нарушено)

92 90

87

83

Состояние риска

психической болезненности

30 32

38

45


 

Перспективы развития инновационной деятельности мы видим в следующем:

- в продлении  сроков раздельного обучения  до 9-го класса включительно, не  разделяя учащихся во внеклассной  и общественной деятельности;

- в совершенствовании  процедуры отбора учителей и  классных наставников для классов  раздельного обучения, в разработке  модели личности педагогов, работающих  в экспериментальных классах. - в совершенствовании деятельности школьного научно-методического совета по раздельному обучению, включающего в себя учителей, воспитателей, членов администрации, психолога, в систематической регулярной работе по обмену опытом, организация повышения квалификации педагогов по проблемам гендерного образования;

- в расширении  и совершенствовании научно-методических  связей с институтами, исследовательскими  центрами и учебными заведениями  страны, работающими в рамках  гендерного образования;

- в расширении  эстетического блока вариативной  части учебного плана в экспериментальных  классах;

- в рассмотрении  возможностей изменения учебных  планов в классах мальчиков  и девочек в зависимости от  динамики обучения и разнообразия  интересов учащихся;

- в совершенствовании  системы психологического сопровождения  экспериментальной работы, в организации психологических тренингов для учителей и учащихся с акцентом на гендерную проблематику и системы соответствующей психологической помощи учителям и учащимся;

- в тщательной  диагностике нейропсихологических  особенностей учащихся экспериментальных  классов и соотнесение их с  нейропсихологическим портретом  педагогов с целью более точного  подбора педагогических кадров.

Наглядные результаты эксперимента в  силу длительности процесса формирования личностных качеств учащихся, сложности  и неоднородности их познавательного  развития оказываются отсроченными на длительное время, но по прошествии почти 4 лет работы мы видим многие положительные тенденции в личностном и познавательном развитии учащихся экспериментальных классов и некоторые косвенные данные по контрольным классам, которые позволяют нам надеяться на то, что мы остаемся верны главной заповеди «не навреди!».

1 Базарный В. Ф. Нервно- психическое утомление учащихся в традиционной школьной  

    среде.- Сергиев  Посад, 1995.- С.5

2 Козловская Г. В. Состояние психического здоровья детского населения.//М.: Журн. социальной  

   психиатрии, №2 , 2002. -С.10

Информация о работе Опыт использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном процессе