Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:22, реферат
Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
В это время появилась необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.
Ввеедение
Глава I.I. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности
I.1.1 Область деятельности социального педагога
I.1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях
I.1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
I.2.3 Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
I.2.4 Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Вывод по первой части
2.Деятельность социального педагога в ДОУ.
Введение
Глава 2.I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ
2.1.1 Функции и роли социального педагога
2.1.2 Профессиональные обязанности социального педагога
2.1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
2.1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ
2.2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
2.2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ
2.2.3. Роль социального педагога в ДОУ в социализации личности ребёнка
Вывод по второй части
3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Список использованной литературы
Из этого следует, что сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.
В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:
– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;
– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;
– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;
– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.
Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок.
Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность, не системность, направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004. C. 82]. Отсюда, к слабым сторонам методической работы в ДОУ можно отнести следующие:
– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;
– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;
– наблюдается ее слабая, не эффективная организация;
– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;
– не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы;
– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;
– отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей ДОУ (заведующей, методиста) в вопросах организации методической работы;
– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;
– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.
Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.
Из этого следует, что условия организации методической работы в ДОУ на современном уровне не решают основных задач, поставленных государством и конкретно системой образования в вопросах непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ. В период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности такая организация методической работы в ДОУ не в состоянии реагировать на быстро изменяющиеся положения в системе образования, в том числе и дошкольного образования.
Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Профессиональная деятельность социального
педагога может быть реализована только
в рамках государственной социальной
политики. Социальный педагог обеспечивает
условия для практического осуществления
прав ребенка в образовательном учреждении.
В его компетенцию входит разработка,
формирование механизма и осуществление
мер в отношении защиты социального и
образовательного права ребенка. Он способствует
развитию социальной политики государственных
и общественных структур в области детства,
информирует население, обеспечивает
признание и приоритетное удовлетворение
интересов детей как особой социально-демографической
группы общества. Для более точного определения
границ профессиональной компетентности,
более полного осуществления своих прав
и обязанностей социальный педагог изучает
и использует нормативно-правовые основы
должностного самоопределения.
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка — международный
закон, имеющий высокое социально-нравственное,
правовое, педагогическое значение для
развития человеческого сообщества.
Из истории
В рамках Лиги Наций в 1924 году была принята
Женевская декларация прав ребенка.
В 1945 году образован Детский фонд Организации
Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) — главный
механизм международной помощи детям.
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает
Всеобщую Декларацию прав человека, которая
провозглашает: "Дети должны быть объектом
особой заботы и помощи".
В 1959 году Генеральная Ассамблея принимает
Декларацию прав ребенка.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея
Объединенных Наций принимает Конвенцию
о правах ребенка. Журналисты провозгласили
ее "великой хартией вольности для детей,
мировой конституцией прав ребенка".
Главная цель и назначение
Это документ высокого социально-нравственного
звучания провозглашает новую этику, основанную
на признании ребенка частью общества,
имеющего приоритет интересов над интересами
общества. Объектом особого внимания,
заботы общества называются проблемы
социально депривилегированных групп
детей: сирот, беженцев, инвалидов, правонарушителей
и т. п.
Этот правовой документ высокого международного
стандарта провозглашает ребенка субъектом
права, гражданином с момента его рождения;
обязует каждое государство, ратифицирующие
Конвенцию, привести национальную законодательную
базу в соответствие с этим международным
актом; определяет правовые нормы ответственности
государства за ее осуществление; вводит
механизм контроля.
Это педагогический документ, осуждающий
сущность авторитаризма как наднационального
явления, недопустимость его существования
в современном обществе как источника
многих катастроф человечества.
Конвенция помогает утверждать в педагогике
гуманно-демократические отношения, когда
дети и взрослые — равные субъекты социальной
жизни; отношения, которые строятся на
основе уважения прав, ответственности
каждого перед законом и правами других
людей.
Цель и содержание
Главная цель Конвенции состоит в максимальной
защите интересов ребенка. Ее положения
можно свести к основным требованиям,
которые должны обеспечивать права детей
на выживание, развитие, защиту и активное
участия в жизни общества. Здесь приводится
примерный указатель содержания статей.
Часть I.
Ст. 1-4 — понятие «ребенок»;
ст. 5-11 — право на жизнь, имя, гражданство,
сохранение индивидуальности, право на
воспитание в семье;
ст. 12-17 — право на защиту личной жизни,
выражение собственных взглядов, своего
мнения, свободы совести, мысли, религии,
на создание детских сообществ, на доступ
к информации;
ст. 18-19 — право на исполнение ответственности
родителей за воспитание и развитие ребенка;
ст. 20-26 -— права, депривилегированных
детей;
ст. 27 — право на уровень жизни, необходимый
для развития;
ст. 28-31 — право на образование, на отдых
и досуг;
ст. 32-36 — право на защиту от эксплуатации,
наркомании, сексуального совращения,
похищений;
ст. 37-40 — права тех, кто нарушил закон;
права во время вооруженных конфликтов,
войн.
Часть II.
Ст. 41-45 — механизм контроля за выполнением
обязательств государствами.
Часть III.
Ст. 46-54 — процедурно-правовые меры осуществления
Конвенции.
Конвенция лишь предлагает некие минимальные
стандарты — общую этическую и юридическую
схему. Делом каждого конкретного государства
было ратифицировать Конвенцию, создать
национальные Программы действий до 2000
года, подготовить собственную законодательную
базу для ее реализации и один раз в два
года готовить объективные отчеты в Комитет
ООН.
24 июля 1998 года в России принят Федеральный
Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка
с учетом условий и традиций нашей страны.
Федеральный Закон
"Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон устанавливает
основные гарантии прав и законных интересов
ребенка. Наше государство утверждает
этим законом признание детства важным
этапом в жизни человека. Выделяются следующие
приоритеты: - подготовка детей к полноценной
жизни в обществе;
Документ содержит пять глав:
При изучении и
использовании текста Закона на практике
желательно обратить внимание прежде
всего на основные понятия, которые определяют
смысл социальной политики государства.
Ребенок — лицо до достижения
им возраста 18 лет (совершеннолетия), в
наших документах может быть назван несовершеннолетним,
привлекает внимание социального педагога
прежде всего потому, что он находится
в проблемной жизненной ситуации. Направления
работы в плане социального педагога могут
быть определены в соответствии с тем,
проблемы какой социальной группы детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
становятся объектом его внимания. Фактически
каждый ребенок может попасть в такую
группу, если его жизнедеятельность нарушена
в результате сложившихся обстоятельств
и он не может преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи.
Социальному педагогу необходимо знать,
кто по закону обеспечивает социальное
обслуживание и жизнеобеспечение детей?
Чем занимаются социальные службы и социальная инфраструктура? Какое
место здесь занимает система образования?
Все правовые документы социального педагога
должны быть ориентированы на цели государственной
политики в интересах детей (ст. 4). Мотивация
обращения в те или иные органы власти
социального педагога может быть подкреплена
материалами Закона (ст. 5).
Статья 7 поможет социальному педагогу
в решении вопроса о полномочиях и ответственности
различных общественных структур за содействие
в реализации, защите прав и законных интересов
детей.
Далее социальный
педагог может ознакомиться с тем, какие
устанавливаются минимальные стандарты
и меры по осуществлению гарантий прав
ребенка (ст. 8-14); изучить, какие особые
меры гарантирует государство для детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
(ст. 15), сроки вступления в силу действия
тех или иных органов местного самоуправления
(ст. 17); какова государственная поддержка
общественных организаций (ст. 18), государственный
заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20),
а также порядок финансирования мероприятий
по реализации государственной политики
в интересах детей (ст. 21).
Для успешной реализации данного Закона
необходимо сделать его достоянием педагогов,
детей, родителей, специалистов других
государственных учреждений и общественных
деятелей.
На основе текста Закона можно корректировать
"Устав образовательного учреждения",
планы социально-педагогической работы,
формулировать обращения в органы исполнительной власти,
регулировать отношения между семьей
и школой. Закон о гарантиях прав ребенка
в будущем должен быть соотнесен Законодательными
органами с текстом Закона РФ "Об образовании."
с другими Законами и подзаконными актами.
Закон РФ "Об образовании"
Данный Закон является ведущим нормативным
документом государственной политики
в области образования, гарантом осуществления
права ребенка на образование.
Социальному педагогу
важно подробно ознакомиться со всеми
статьями Закона. Наиболее значимой в
конкретный период может оказаться любая
из них. Но прежде всего социальному педагогу
надо знать, что государственный заказ
к образовательному учреждению выражен
в "государственном образовательном
стандарте" (ст. 7), и изучить государственные
гарантии прав граждан РФ в области образования
(ст. 5), которые обеспечивают на разных
уровнях (ст. 18—24) учреждения разного типа
(ст. 12). Каждое ОУ отражает основы и особенности
своей деятельности в Уставе (ст. 13), и все
последующие локальные акты, нормативно-правовые
документы не могут противоречить Уставу.
Содержание социально-педагогической
работы определяется прежде всего на основе
определения социальных гарантий права
граждан на образование (ст. 50-51).
Заслуживает внимания ст. 51 "Права и
обязанности родителей, законных представителей".
Перед подписанием должностной инструкции
и трудового договора следует ознакомиться
со ст. 53-56.
Таким образом, Закон "Об образовании"
является наиболее общей мерой в процессе
регулирования отношений между образовательными
учреждениями и органами государственной
исполнительной власти, между отдельными
образовательными учреждениями, между
работниками ОУ и родителями при решении
проблем осуществления прав ребенка на
образование.
Более конкретно государственный заказ,
права и обязанности субъектов образовательного
процесса представлены в "Типовом положении об образовательном
учреждении", которое утверждено
Правительством Российской Федерации
и в соответствии с которым созданУстав любого образовательного учреждения.
Федеральный Закон
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет
Данный Закон принят 24 июня 1999 года и является
шагом в разработке мер по осуществлению
прав детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, а именно: устанавливает основы
правового регулирования отношений, возникающих
в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся
в социально опасном положении. Поскольку
в деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
участвует большая сеть социальных служб,
государственных учреждений и общественных
организаций, данный Закон уточняет задачи
государственных структур по управлению
этой деятельностью и контролю.
Информация о работе Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ