Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:22, реферат

Описание

Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
В это время появилась необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.

Содержание

Ввеедение
Глава I.I. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности
I.1.1 Область деятельности социального педагога
I.1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях
I.1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
I.2.3 Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
I.2.4 Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Вывод по первой части
2.Деятельность социального педагога в ДОУ.
Введение
Глава 2.I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ
2.1.1 Функции и роли социального педагога
2.1.2 Профессиональные обязанности социального педагога
2.1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
2.1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ
2.2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
2.2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ
2.2.3. Роль социального педагога в ДОУ в социализации личности ребёнка
Вывод по второй части
3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Легнчук.Д.В.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

Для социального педагога ОУ важно осознать особенные черты той группы детей, которая оказалась в особо опасном положении, и те меры по профилактике, которые входят в его компетенцию как педагога — работника образовательного учреждения. Определение понятий(ст. 1) позволяет более точно оформлять документы, составлять характеристику сложившейся ситуации в соответствии с Законом, что должно способствовать установлению общего языка и смысла профилактической работы сотрудников различных ведомств. 
Очевидно, что в компетенцию социального педагога ОУ прежде всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогическая реабилитация, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Кроме того, он может стать координатором в работе других специалистов по профилактике безнадзорности и правонарушений как явлений общественной жизни. Основные задачи и принципы (ст. 2) профилактической работы могут лечь в основу деятельности социального педагога в ОУ, а знание органов и учреждений системы профилактики (ст. 4) будет способствовать совершенствованию системы социальных связей образовательного учреждения. 
Социальный педагог в своей работе опирается на гражданское, семейное, трудовое и жилищное право. Незнание закона, как известно, не ограждает граждан от ответственности, но правовая некомпетентность населения — типичное явление в нашей жизни, и она очень усложняет социально-педагогическую работу. Поэтому правовое образование детей, правовое просвещение педагогов и родителей может стать одним из направлений в деятельности социального педагога. 
Кроме основных Федеральных Законов и Программ, руководящими документами являются региональные законы, например, Закон Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике", городские целевые программы: "Молодежь Санкт-Петербурга", "Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге". 
В настоящее время идет формирование правовой базы профессиональной деятельности социального педагога, которая складывается как отражение реального профессионального опыта социально-педагогической работы. 
Началом этого процесса явились решения Коллегии Госкомитета СССР по народному образованию "О введении института социальных педагогов" от 13.07.90 г. № 14/4, "Об организации социальной службы помощи детям и молодежи", от 22.04.91 г. № 8/10, решение Коллегии МО РФ "Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая помощь детям и подросткам" от 14.04.93 г. № 6/1. 
В Санкт-Петербурге источником формирования современной нормативно-правовой базы специальности «социальный педагог» можно считать Постановление 
Правительства Санкт-Петербурга "О мерах по обеспечению всеобщего основного, 9-летнего и развитию среднего образования" от 27.10.93 г. № 23, где указано на необходимость организации достоверного учета детей школьного возраста, движения учащихся, подлежащих обязательному обучению, относящихся к "группе риска", и на введение в образовательных учреждениях специалиста — социального педагога. За ним последовал Приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга "О мерах по развитию социально-педагогической службы в образовательных учреждениях города" № 507 от 04.11.95 г. и Приложение "Положение о социальном педагоге образовательного учреждения Санкт-Петербурга". 
Данный документ подготовлен на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной Приказом МО РФ от 10.11.92 г. № 405. 
Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" от 31 июля 1998 г. № 867. Ранее же были приняты Приказы Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, например, "Об уточнении штатных расписаний территориальных психолого-педагогических медико-социальных служб Санкт-Петербурга"   от 20.03.98 г. № 175. 
Все эти документы ложатся в основу решений районных органов управления и руководителей учреждений о введении должности социального педагога в штатное расписание образовательных учреждений и о возложении на них обязанностей в соответствии с вышеназванными характеристиками. 
При приеме на работу социальный педагог проходит тарификацию, для определения разряда оплаты труда необходимы сведения об уровне образования и педагогическом стаже. "Положение о социальном педагоге" в совокупности с Тарифно-квалификационной характеристикой дают исходный материал для определения должностной инструкции социального педагога 
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МИКРОРАЙОНА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (надо упомянуть, взято с сайта) 
Как показывает опыт, социальный педагог становится хорошим специалистом только в том случае, если неустанно изучает нормативно-правовые основы своей профессиональной деятельности.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 
(Структура с первыми пунктами для ознакомления)

  • Общие положения 
    Общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования, дополнительные образовательные программы, руководствуется в своей деятельности также Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 
    На основе настоящего Типового положения общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем. Для негосударственных общеобразовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
  • Организация деятельности общеобразовательного учреждения 
    13. Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
    Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией).
  • Образовательный процесс 
    32. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
    • Первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
    • Вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 - 6 лет);
    • Третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
  • Участники образовательного процесса 
    44. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
  • Управление общеобразовательным учреждением 
    68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
  • Имущество и средства общеобразовательного учреждения 
    73. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за общеобразовательным учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 
(Все тоже самое) 
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 
Учреждение может быть открытого или закрытого типа. 
13. Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:

  • С устойчивым противоправным поведением;
  • Подвергшихся любым формам психологического насилия;
  • Отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

В учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. 
В случае если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители (законные представители) имеют право отказаться от услуг данного учреждения. 
Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Для негосударственного учреждения открытого типа настоящее Типовое положение является примерным. 
14. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. 
В учреждении закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников. 
Специальные условия содержания предусматривают:

  • Охрану территории учреждения и материальных ценностей;
  • Организацию безопасных условий содержания воспитанников;
  • Временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;
  • Круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе вовремя, отведенное для сна;
  • Проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.

Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается в зависимости от вида учреждения, количества охраняемых объектов на его территории, планировки помещений, размеров территории. 
Учреждение закрытого типа может быть только государственным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Василькова Т.А., Василькова  Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.:КНОРУС. 2010. 240 с.

2. Должностная инструкция  социального педагога.[schools.pp.ru]

3. Егорова М. Социальный  педагог в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование.-2009.-№16.-[электронный  ресурс]

4. Из опыта работы социального  педагога с семьёй в условиях детского сада компенсирующего вида [festival.1september.ru]

5. Кузнецова Л.П. Основные  технологии социальной работы: Учебное  пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ. 2002. 92 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы  развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 496 с.

7. Мардахаев А.В. Социальная  педагогика. Учебник. М.: Гардарики. 2005. 269с.

8. Мудрик А.В. Социальная  педагогика. М.: АСБГА. 1999. 198с.

9. Соловцова И.А., Борытко  Н.М. Социальная педагогика: учебник  для студентов педагогических  вузов. (под редакцией Борытко Н.М.) Волгоград: ВГИПКРО. 2006. 40с.

10. Справочное пособие  по социальной работе отв. ред. Панов А.М., Холостова Е.И. М.: Юристъ, 1997. 168 с.

11. Теория и практика  социальной работы: Методические  материалы Отв. ред.Попов А.М., Холостова Е.И. М.: Ин-т соц. работы, 1997. 113 с.

12. Штинова Г. Н. Социальная  педагогика. Учебник. М.: Валдос. 2008. 447с

Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании -- М„ 2001.

Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: «Академия», 2006. -- 256 с.

Василькова Ю. В. Опыт и методика работы социального педагога. -- М., 2001.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. --М.: «Академия», 2001. -- 440 с.

Галагузова М.А. Социальная педагогика. 1999.

Галагузова М.А., Г.В.Сорвачёва, Г.Н.Штинова. Социальная педагогика. - Москва, Владос, 2001.

Гаршенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006.

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. -- М., 1991.

Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество Россиян. Москва, 2006.

Данилина Т.А., Н.М.Стёпина. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. Айрис Пресс Айрис дидактика. Москва, 2004г.

Детское движение: Словарь-справочник / Сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - М., 1998.

Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. -- М., 2001.

Куницына В. П., Казаринова И. В., Погольша В.М. Межличностное общение. -- СПб., 2002.

Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: «Академия», 2007. -- 208 с.

Мардахаев JI.B. Социальная педагогика. -- М., 2002.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. -- 4.1. -- Орел, 1994.

Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. -- М., 2002.

Мигелёва П. В. Содержание и методы работы социального педагога.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 3. 2001.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. -- М., 1997.

Мудрик А. В. Социализация человека. -- М., 2004.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. 2001.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. -- М, 2001.

Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. -- Норильск, 1996.

Рожков М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. - М., 1996.

Селевко Г. К., Тихомирова Н. К., Закатова И. Я. Положение о социально-педагогической службе образовательного учреждения. -- Ярославль,

Сластенин В.А., Грачев В. В. Социальный педагог: учебно-методические материалы. -- М., 1991.

Социальная педагогика, социальная работа. Социально-юридический словарь / Под ред. Г. В. Мухамедзяновой. -- М., 1995.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. -- М., 2000.

Социально-педагогическая служба в школе / Под ред. Л. Е Никити-ной. -- М., 1997.

Социальный педагог и социальный работник в России: Профессио-нальные и этические стандарты // Социальная защита человека: регио-нальные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. -- М., 1995.

Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. -- М., 1996.

Технологии социальной работы / Под ред. Е. И.Холостовой. -- М., 2001. Шептенко П. А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога. -- Барнаул, 2004.

Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.

Харчева В. Г. Основы социологии. -- М., 1999.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. 2002.

Шептенко П.А. Введение в специальность социального педагога. -- М.; Барнаул, 2004.

Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. -- М., 2004.

Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 c.

Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.

Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебн.-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. И.И. Кобина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. И.И. Кобина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.

Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.

Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003 .- 95 с.

Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образованием. / Т.П. Колодяжная. - Ростов- н/Дону: «Учитель» 2002. - 190 с.

Информация о работе Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ