Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:22, реферат
Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
В это время появилась необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.
Ввеедение
Глава I.I. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности
I.1.1 Область деятельности социального педагога
I.1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях
I.1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
I.2.3 Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
I.2.4 Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Вывод по первой части
2.Деятельность социального педагога в ДОУ.
Введение
Глава 2.I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ
2.1.1 Функции и роли социального педагога
2.1.2 Профессиональные обязанности социального педагога
2.1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
2.1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ
2.2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
2.2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ
2.2.3. Роль социального педагога в ДОУ в социализации личности ребёнка
Вывод по второй части
3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Список использованной литературы
Результаты деятельности социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита в и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.).
Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, каждая территория регламентирует отчетность в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью инфраструктуры, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.
Отчетность может включать следующие блоки информации:
· о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;
· о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;
· об успеваемости и здоровье подопечных детей;
· об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
· об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
· о продолжении обучения или выпуске из школы учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекуном (попечителей).
Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п.
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [6;5].
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Заключается эта перестройка в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение.
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность «быть как взрослый» удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка.
Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
1. Возникновение первого
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.
2. Возникновение первичных
3. Возникают новые мотивы
В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
4. Отмечается произвольное
На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.
5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.).
И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.
В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка: образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Являясь ведущим видом деятельности, игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
В отличие от школы, где социальный педагог, главным образом, решает проблемы отклоняющегося поведения детей и проблем в обучении, в детском саду он призван помогать социализации и адаптации ребёнка и созданию комфортных условий для него в семье и в детском саду.
Попова Любовь Ивановна, социальный педагог с 3-х летним стажем, в своей статье [11] выделяет следующие направления работы социального педагога ДОУ:
1. Работа с семьями
· педагогическое просвещение родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
· удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
· изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами детского сада:
· удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
· изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
3. Работа с воспитанниками
· организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
· коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
· организация досуга детей.
4. Работа с другими службами ДОУ: координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.
Если же заглянуть в должностную инструкцию, можно выделить следующие направления работы социального педагога в дошкольных учреждениях:
· осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
· изучает психолого-медико-
· выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
· определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
· способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде, созданию обстановки психологического комфорта и безопасности. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
· Анализирует: личностные проблемы воспитанников для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки в адаптации
· Прогнозирует последствия запланированных проектов и программ по адаптации воспитанников; тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития сада.
· Разрабатывает нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах сада по социальной адаптации детей.
· Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
Информация о работе Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ