Организационные формы внеклассной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:28, доклад

Описание

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основные вида внеклассной работы.
1. Индивидуальная работа
2. Групповая работа
3. Массовая работа
На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, олимпиады, недели (декады) математики, стенная печат.
Более подробно рассмотрим каждую из форм внеклассной работы.

Работа состоит из  1 файл

внекл работа.docx

— 27.97 Кб (Скачать документ)

Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс

Пасекский детский сад-средняя школа»

 

 

 

 

Организационные

формы

внеклассной работы

 

 

 

 

 

 

 

Учитель математики

и информатики 

Дорошко И. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасека, 2010г.

Внеклассная работа может  осуществляться в самых разнообразных  видах и формах. Условно можно  выделить следующие три основные вида внеклассной работы.

  1. Индивидуальная работа — работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в городской (районной) или областной олимпиаде.
  2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы.
  3. Массовая работа — эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т. п.

На практике все эти  три вида внеклассной работы тесно  связаны друг с другом.

На сегодня наиболее распространенными  формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, олимпиады, недели (декады) математики, стенная печать.

Более подробно рассмотрим каждую из форм внеклассной работы.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Заслушивание докладов и рефератов учащихся.

Учащиеся должны знать  разницу между сочинением, рефератом  и докладом.

Сочинение — это изложение результата осмысления материала, обобщение его и краткое изложение выделенного содержания.

Реферат — краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме с подборкой самостоятельно решенных задач.

Доклад — краткое изложение некоторой рассмотренной теории с полученными выводами и обобщениями.

На подготовку сочинения  учащимся обычно дается 3-4 недели, на доклад 1-2 месяца, а на реферат — 1-2 четверти.

Работы учащихся на занятии  оцениваются по типу работы, наличию собственной оригинальной идеи, анализу литературы, освоению новых методов, приемов, исследованию проблемы, качества исследования, практической значимости, оригинальности подхода и качества оформления, качества доклада и ответов на вопросы.

Так как наиболее подходящим самостоятельным делом для большинства  учащихся является подготовка докладов, то рассмотрим основные методические рекомендации по под готовке доклада  учащимся.

1. Перед тем как предложить подготовку доклада ученику, учитель сам должен показать образец выступления с докладом учащимся и продумать темы докладов.

2. Начинать подготовку докладов учащимися надо с небольших выступлений, например:

  • изложение решения некоторых задач;
  • сообщение условия некоторых задач;
  • подготовка краткой справки об ученом-математике; о термине;

• показ математического фокуса; софизма; правил счета.

И только после того, как  данное выступление было грамотно и  интересно подготовлено учащимся, ему  можно поручить более серьезное  задание: подготовку сообщения или  доклада.

  1. Давать задание необходимо не менее чем за месяц до проведения занятия.
  2. Порекомендовать учащемуся литературу; дать указания по плану и узловым моментам выступления.
  3. Определить время для выступления. Пусть ученик напишет доклад, прослушает свое сообщение (для этой цели можно порекомендовать записать свое сообщение на магнитофон).
  4. Через 2 недели проверить, что сделано, оказать помощь.
  5. За неделю до выступления просмотреть конспект, послушать доклад, проверить наглядность.
  6. После окончания выступления докладчика учителю необходимо отметить его достоинства и недостатки.

Основными требованиями к  докладу являются:

  • текст доклада ученику лучше излагать своими словами;
  • все новые термины должны быть разъяснены;
  • в начале доклада объяснить значение темы, чем она может быть интересна для присутствующих;
  • выделить основные понятия, основную идею в докладе;
  • продолжительность доклада должна быть от 5 до 15 минут.

 

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Факультативы.

Основным назначением  факультативных занятий является развитие способностей и интересов учащихся в сочетании с общеобразовательной подготовкой по математике и на ее основе.

Целями организации  факультативных занятий являются:

• расширение кругозора  учащихся;

• развитие математического  мышления и способностей;

• формирование активного  познавательного интереса к предмету;

• углубленное изучение математики;

• содействие профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

• «обкатка» нового школьного  содержания, новых методов обучения.

Все факультативы по математике условно можно разделить на три вида:

1) факультативы, предназначенные  для повышения математического  уровня учащихся, они тесно связаны  с основными курсами математики. Их главная задача — углубить  знания, полученные учащимися на  уроках. На таких факультативах  уделяется больше внимания вопросам  школьной программы;

2) факультативы, которые  дополняют знания учащихся, полученные  ими на уроках. Основная цель  таких факультативов — расширение  знаний учащихся. На таких факультативах  основное внимание уделяется  темам, которые обычно не входят  в школьную программу, в том  числе рассматриваются и методы  решения олимпиадных задач;

3) спецкурсы. 

Спецкурсы.

Их основная цель: рассмотрение некоторых важных тем, отсутствующих в основном курсе математики. Задачи спецкурсов те же, что и факультативов, но они имеют и некоторые отличия. Основные отличия школьных спецкурсов от факультативов:

• продолжаются они один триместр или семестр (полугодие);

• часов для спецкурса  выделяется меньше: от 16 до 32 ч;

• тема предлагается для  рассмотрения одна (например: элементы логики, задачи с параметрами, уравнения, олимпиадные задачи, комплексные числа, элементы теории вероятностей и статистики и т. п.);

Кружки.

Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися  в 5-6 классах, с 7 класса их заменяют факультативы, но кружки также могут проводиться.

Основными задачами проведения кружковых занятий являются:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Частично эти задачи реализуются на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия, в первую очередь на кружки.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружки могут быть организованы как для  хорошо успевающих учащихся, так и  для всех желающих. Также могут  быть кружки с секциями (если много  желающих заниматься математикой вне  уроков); кружки с уровнями: для более  сильных учащихся и средних учащихся. В кружок могут объединяться как  учащиеся одного класса, так и параллельных классов; также кружок может быть организован и для учащихся двух-трех классов, например, 5-6 или 7-9 классов. В таком случае учителю будет просто труднее продумать содержание занятий.

На одном из первых уроков математики в классе (в сентябре) надо рассказать учащимся о том, что  для желающих будет организован  кружок, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного  узнают ребята на кружке, в чем польза кружковых занятий, как они будут  проходить, выявить желающих. Кружок может проводиться при любом  числе желающих; лучше, если учащихся в нем не менее 5 человек, но и не больше 15.

Занятия кружка обычно проводятся 1 раз в 1-2 недели. Продолжительность  занятия кружка для учащихся 5-7 кл. — 45 мин, для учащихся 8-10 классов (в 11 классе кружков обычно не бывает) — до 1,5 ч. Для более сильных учащихся время занятия можно в 5-7 классах увеличить до 80-90 мин.

Начинать работу кружка лучше  с середины сентября или с 1 октября, а завершать в конце апреля (начале мая). В течение года кружковые занятия должны увязываться с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка. В каникулы предметные кружки проводить не рекомендуется.

 

 

 

МАССОВАЯ РАБОТА

Научно-практические конференции.

Научно-практические конференции  по математике являются своеобразным итогом научно-исследовательской работы учащихся школы (города). Чаще проводятся для учащихся 10-11 классов, как правило, весной. Если учащихся данных классов  в школе мало, то можно пригласить учащихся из соседних школ. На конференции  выступают учащиеся с докладами, над которыми они работали в течение  года под руководством учителя математики. Это и своеобразная предзащита тех  рефератов, которые готовили некоторые  учащиеся для итоговой аттестации. В качестве тем докладов могут  быть предложены вопросы по истории  математики, приложениям математики, занимательные, логические задачи, математические софизмы и т. п. Тематика докладов подбирается таким образом, чтобы в дальнейшем можно было продолжить работу в том же направлении. Работа конференции может быть проведена по секциям (если много докладчиков), секции алгебры и начал анализа, геометрии, истории математики, приложений математики, дополнительные разделы и темы и др. В оргкомитет конференции, наряду с директором, учителями математики, входят ученые и самые активные учащиеся. Лучшие доклады отмечаются грамотами, сувенирами, книгами. При оценке докладов учитываются их глубина, продуманность, осознанность и доступность изложения материала.

Недели (декады) математики.

Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике в последние годы, по-прежнему, является неделя (декада, месячник) математики.

Цели подобного  мероприятия:

  • повышение интереса учащихся к математике;
  • выявление наиболее способных учащихся по математике. Для подготовки данного мероприятия необходимо создание совета учителей математики школы, представителей из математических кружков. Данный совет обсуждает содержание недели математики, распределяет обязанности между классами. В план проведения недели могут быть включены викторины, конкурсы, олимпиады, бои, КВН, вечер, научно-практические конференции, выпуски стенгазет и т. п.

После составления плана  и распределения обязанностей начинается непосредственная подготовка ко всем включенным в план мероприятиям. При этом проведение викторин, различных соревнований в младших классах можно поручить старшеклассникам.

За несколько дней до проведения недели математики, утвержденный и  скорректированный план красочно оформляется  и вывешивается в школе на доске  объявлений.

Олимпиады.

Математические олимпиады  в школе, как правило, проводятся отдельно для каждой параллели классов, начиная с 5 класса.

Основными целями школьной олимпиады являются:

• расширение кругозора учащихся;

• развитие интереса учащихся к изучению математики;

• выявление учащихся, проявивших себя по математике, для участия  их в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними.

Школьные математические олимпиады проходят в несколько  туров. Сначала можно провести внутриклассную олимпиаду, затем внутришкольную. Иногда проводят подготовительный тур, чтобы отобрать участников школьной олимпиады. Но считаю более правильным, если в школьной олимпиаде примет участие каждый желающий ученик. Все эти вопросы прорабатывает оргкомитет школы, в который, как правило, входят: заместитель директора — председатель оргкомитета, председатель школьного методического объединения учителей математики — заместитель председателя оргкомитета, а также члены оргкомитета: учителя математики представители старшеклассников.

Для составления, проверки и  оценки работ участников олимпиады  создается жюри, в состав которого входят председатель и члены жюри. Председателем жюри чаще всего является руководитель школьного методического  объединения учителей математики (заведующий кафедрой). Членами жюри могут быть учителя математики и преподаватели  вузов, работающие в данной школе; старшеклассники (для проведения олимпиад в младших  классах) и студенты педвузов, проходящие педпрактику в школе.

Состав оргкомитета, жюри, порядок проведения олимп ад в  школе утверждается директором школы.

Председатель оргкомитета  собирает оргкомитет и распределяет обязанности для всех членов:

• подготовка текстов олимпиады;

• разработка положения  о проведении олимпиады, поощрение  победителей;

• подготовка помещений  для проведения олимпиад;

• подготовка объявления и  т. д.

 

Математические  соревнования.

Математическое соревнование — это форма учебной деятельности учащихся, при которой участники  стремятся превзойти друг друга в решении математических задач.

Информация о работе Организационные формы внеклассной работы