Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать совокупность средств и методических условий, позволяющих успешно проводить уроки физической культуры с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа физиолого-педагогической и методической литературы выявить влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем.
2. Определить содержание занятий физической культурой в специальных медицинских группах.
3. Представить методику проведения занятий при распространенных заболеваниях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Влияние физических упражнений на организм учащихся
с ослабленным здоровьем…………………………………………….6
1.1. Двигательный режим как фактор укрепления здоровья……….......6
1.2. Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий
организм………………………………………………………….......10 2. Организация физического воспитания школьников
с ослабленным здоровьем……………………………………………...15
2.1. Врачебно-педагогическая характеристика учащихся……………...15
2.2. Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой………………………………………………….………….19
2.3. Урок - основная форма организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе………………..…... 20
3. Исследование…………………………… .……………….…………………..27
Заключение………………….…………………………………………………...31
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности занитий физической культуры школьников с ослабленным здоровьем..rtf

— 501.29 Кб (Скачать документ)

Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний; особенно отрицательно она сказывается на растущем организме. У детей и подростков в условиях их роста и развития она приводит к отставанию в физическом развитии, гипоэволюции всех органов и систем (сердца, печени и др.). У хронически больных детей и подростков встречается недостаточное развитие сердца: его объема, мышечной массы, клапанного аппарата (капельное сердце). Недостаточно развиваются центральные и периферические сосуды. Состояние организма, препятствующее широкой двигательной активности, оказывает и отрицательный психологический эффект. Подросток с ослабленной физической подготовкой ограничивается в одной из главных форм общения между людьми и сфер воспитания - в физической культуре. Поэтому у физически ослабленных подростков часто наблюдаются   отрицательные свойства характера  и  личностные  особенности.  Низкая  двигательная  активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогической характеристики учащихся, а именно:

1.  Отставание в биологическом развитии, половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии.  Оно бывает выражено в той или иной мере в зависимости от степени общего снижения двигательной активности и конкретной формы  заболевания.   Отставание   психического   развития   проявляется   в   трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.

2.   Недостаточное   развитие  двигательных  качеств.   При  отклонениях  в состоянии  здоровья   страдают  все  физические   качества,   но   в   большей   мере   -выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и сила сокращения отдельных мышечных групп при отставании общих скоростных и силовых качеств.

3.      Снижение     общих     адаптивных     свойств     организма,     высокая предрасположенность   к   заболеваниям.   Это   выражается   главным   образом   в предрасположенности   к   простудным  заболеваниям   и   к   обострению   хронически текущих болезней.

При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным. У таких школьников, как правило, имеются хронически инфекционные очаги, образующиеся по причине ослабления защитных сил, наблюдается плохая заживаемость ран.

4.    Ослабление   общей    работоспособности,    проявляющееся,  в    низких показателях учебной деятельности. Ученики быстро утомляются во время занятий. Срыв   адаптационных   и   компенсаторных   механизмов   ослабленного   организма, приводящий к обострению заболевания,  может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так   и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно   высокие   требования   к   организации   труда   и   отдыха,    соблюдению оптимальных   гигиенических   условий.   Кроме   того,   требуются   дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.

5.  Нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий    характер.    Одним    из    нарушений    такого    рода    является    ослабление функционального   состояния   центральной   нервной   системы.   При   гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечнососудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы.

Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце.

Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.

В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие в дыхании, недостаточна диффузия газов в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.

6.    Неблагоприятное   состояние   опорно-двигательного   аппарата.   Общая мышечная слабость, гипотомия и гипотрофия приводят часто к нарушению осанки различного   характера,   к   уменьшенной   или   чрезмерной   подвижности   суставов, деформации стоп.

7.   Неблагоприятные особенности  личности.   Ослабленные ученики часто отличаются   необщительностью,   порок   скрытностью   характера,   отрицательным отношением к занятиям физической культурой.  Они  представляют определенные трудности для педагога рядом особенностей характера: неуверенностью в себе, боязливостью или, наоборот, капризностью, агрессивностью, требованием повышенного внимания к себе. Часто у таких учеников наблюдается повышенная эмоциональность, сексуальность (Э.Ш. Натанзон, 1984).

8. Вредные привычки. Отсутствие приобщенности к систематическим занятиям физкультурой и спортом способствуют формированию таких вредных привычек, как курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и т.п. У ослабленных учеников заметно пристрастие к пассивному времяпрепровождению, к занятиям, не требующим физических нагрузок, но эмоционально окрашенным (азартные игры, просиживание у телевизора, у компьютера или у магнитофона и т.п.). Необходимо учитывать, что такие привычки, как курение, употребление   алкоголя   и   наркотичес-ких   веществ   способствуют   возникновению функциональных изменений различных органов и заболеваний. При попытке отказаться от курения, употребления алкоголя и, тем более, употребления наркотических веществ появляются субъективные болезненные ощущения и объективные изменения в органах - воспалительные изменения в бронхах, желудке, печени и др. (Э.И. Аухадеев, С.С. Голеев, М.Р. Сафин, 1986).

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

 

2.1. Врачебно-педагогическая характеристика школьников

с ослабленным здоровьем

 

Основным  критерием отбора в различные группы является  состояние здоровья учеников.  Определяет соответствующую  группу врач  при  обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы:  детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе (Н.Б.Тамбиан, 1988).

Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.

Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).

При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (паралич парезы и пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.

При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. Примерные показания приведены в таблице 2.1.

В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.

При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.

Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем -- при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

Примерные показания для назначения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Примерные      показания      для      определения медицинской   группы   при   некоторых   отклонениях   в   состоянии здоровья у детей и подростков

Заболевания, его

форма и стадия

Медицинские группы

Занятия ЛФК

Основная

Подготовительная

Специальная

1.

2.

3.

4.

5.

Поражение Миокарда, выздоравлива-

ющие после

перенесенного

ревм. миокардита

при хорошем

состоянии здоровья

через два года после

приступа

не ранее, чем через

год, при отсутствии

клинических

признаков болезни

не ранее, чем через 8-

10 мес. по окончанию

приступа

назначается в остром

периоде и в первые

месяцы после

окончания острого

приступа

Врожденные

пороки сердца

без цианоза

-

-

при отсутствии

гемодинамических

расстройств

в ранние сроки

Послеоперацион

ный период

-

-

при успешном занятии ЛФК в течение года

до и после операции

Хроническая

пневмания

при ремиссии более 1 года

через 1-2 мес. после

лечения

через 1-2 мес. после

обострения

в течение 1-2 мес.

после заболевания

Бронхиальная

астма

через 2 года после

последнего приступа, при хорошем состоянии

не раньше, чем через

год после приступа

если приступы не

чаще 1-2 раз в год

при частых

приступах

Операция на

легких

-

через год после

операции при

нормальном течении

послеоперационного

периода

через 4-6 мес.

после операции при

нормальном течении

послеоперационного периода

в раннем

послеоперационном

периоде

Хронический

гастрит, колит

-

при общем хорошем

состоянии

при отсутствии

обострений в течении

6 мес.

при не резко выраженной интоксикации и

признаках истощен.

ЯБЖ и 12-ти перстной

кишки

-

-

не ранее, чем через

год после окончания

лечения

вне обострения при

отсутствии

кровотечения, болей

Гемофилия,

болезнь

Вельгофа

-

-

-

может быть

назначена в очень

легкой форме

Хронический

пиелонефрит

-

-

Период ремиссии, при

отсутствии изменений

в сердце

при компенсаторной

почечной

недостаточности

Эндокринные

заболевания

(диабет,

ожирение)

-

назначается при

легких и

незначительных

нарушениях

при умеренно выра-женных нарушениях         при недостаточной   массе тела

при резких

нарушениях с первых

дней

Грыжа паховая,

бедренная,

аппендицит

не ранее, чем через 6

мес. после лечения

в течение 6 мес. после

возобновления

занятий

в течение 6 мес.

после операции

в раннем

послеоперационном

периоде

Переломы

костей

не ранее, чем через 6

мес.

через 6 мес. после

операции

в течении 6 мес.

после операции

с 1-х дней после

операции(наложения

гипсовой повязки)

Сколиозы и

нарушения

осанки

при нарушениях

осанки

-

-

при сколиозе

Врожденные и

приобретенные деформации

ОДА

при отсутствии

нарушения

двигательных

функций

при не резко

вырожденных

нарушениях

двиг. функции, не ранее,чем через год занятий в спец. группе

решается

индивидуально

при существенных

нарушениях

двигательных

функций

Хронические болезни дыхания

при отсутствии существенных нарушений носового дыхания

при умеренных нарушениях носового дыхания

при частых обострениях хронических заболеваний

в стационаре

Хронический отите перфорацией барабанной перепонки

противопоказано плавание, прыжки в воду

при отсутствии нарушений функций слуха

при гнойных процессах

после операции

Близорукость

менее +3 или -3 без коррекции зрения

менее + 3 или -3 с коррекцией зрения

+7 и более

-

Информация о работе Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем