Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать совокупность средств и методических условий, позволяющих успешно проводить уроки физической культуры с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа физиолого-педагогической и методической литературы выявить влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем.
2. Определить содержание занятий физической культурой в специальных медицинских группах.
3. Представить методику проведения занятий при распространенных заболеваниях.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Влияние физических упражнений на организм учащихся
с ослабленным здоровьем…………………………………………….6
1.1. Двигательный режим как фактор укрепления здоровья……….......6
1.2. Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий
организм………………………………………………………….......10 2. Организация физического воспитания школьников
с ослабленным здоровьем……………………………………………...15
2.1. Врачебно-педагогическая характеристика учащихся……………...15
2.2. Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой………………………………………………….………….19
2.3. Урок - основная форма организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе………………..…... 20
3. Исследование…………………………… .……………….…………………..27
Заключение………………….…………………………………………………...31
Список литературы……………………………
Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний; особенно отрицательно она сказывается на растущем организме. У детей и подростков в условиях их роста и развития она приводит к отставанию в физическом развитии, гипоэволюции всех органов и систем (сердца, печени и др.). У хронически больных детей и подростков встречается недостаточное развитие сердца: его объема, мышечной массы, клапанного аппарата (капельное сердце). Недостаточно развиваются центральные и периферические сосуды. Состояние организма, препятствующее широкой двигательной активности, оказывает и отрицательный психологический эффект. Подросток с ослабленной физической подготовкой ограничивается в одной из главных форм общения между людьми и сфер воспитания - в физической культуре. Поэтому у физически ослабленных подростков часто наблюдаются отрицательные свойства характера и личностные особенности. Низкая двигательная активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогической характеристики учащихся, а именно:
1. Отставание в биологическом развитии, половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии. Оно бывает выражено в той или иной мере в зависимости от степени общего снижения двигательной активности и конкретной формы заболевания. Отставание психического развития проявляется в трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.
2. Недостаточное развитие двигательных качеств. При отклонениях в состоянии здоровья страдают все физические качества, но в большей мере -выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и сила сокращения отдельных мышечных групп при отставании общих скоростных и силовых качеств.
3. Снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям. Это выражается главным образом в предрасположенности к простудным заболеваниям и к обострению хронически текущих болезней.
При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным. У таких школьников, как правило, имеются хронически инфекционные очаги, образующиеся по причине ослабления защитных сил, наблюдается плохая заживаемость ран.
4. Ослабление общей работоспособности, проявляющееся, в низких показателях учебной деятельности. Ученики быстро утомляются во время занятий. Срыв адаптационных и компенсаторных механизмов ослабленного организма, приводящий к обострению заболевания, может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно высокие требования к организации труда и отдыха, соблюдению оптимальных гигиенических условий. Кроме того, требуются дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.
5. Нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер. Одним из нарушений такого рода является ослабление функционального состояния центральной нервной системы. При гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечнососудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы.
Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце.
Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.
В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие в дыхании, недостаточна диффузия газов в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.
6. Неблагоприятное состояние опорно-двигательного аппарата. Общая мышечная слабость, гипотомия и гипотрофия приводят часто к нарушению осанки различного характера, к уменьшенной или чрезмерной подвижности суставов, деформации стоп.
7. Неблагоприятные особенности личности. Ослабленные ученики часто отличаются необщительностью, порок скрытностью характера, отрицательным отношением к занятиям физической культурой. Они представляют определенные трудности для педагога рядом особенностей характера: неуверенностью в себе, боязливостью или, наоборот, капризностью, агрессивностью, требованием повышенного внимания к себе. Часто у таких учеников наблюдается повышенная эмоциональность, сексуальность (Э.Ш. Натанзон, 1984).
8. Вредные привычки. Отсутствие приобщенности к систематическим занятиям физкультурой и спортом способствуют формированию таких вредных привычек, как курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и т.п. У ослабленных учеников заметно пристрастие к пассивному времяпрепровождению, к занятиям, не требующим физических нагрузок, но эмоционально окрашенным (азартные игры, просиживание у телевизора, у компьютера или у магнитофона и т.п.). Необходимо учитывать, что такие привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотичес-ких веществ способствуют возникновению функциональных изменений различных органов и заболеваний. При попытке отказаться от курения, употребления алкоголя и, тем более, употребления наркотических веществ появляются субъективные болезненные ощущения и объективные изменения в органах - воспалительные изменения в бронхах, желудке, печени и др. (Э.И. Аухадеев, С.С. Голеев, М.Р. Сафин, 1986).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
2.1. Врачебно-педагогическая характеристика школьников
с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы: детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе (Н.Б.Тамбиан, 1988).
Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.
Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).
При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (паралич парезы и пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.
При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. Примерные показания приведены в таблице 2.1.
В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.
При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.
Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем -- при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
Примерные показания для назначения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков
Заболевания, его форма и стадия |
Медицинские группы |
Занятия ЛФК | ||||
Основная |
Подготовительная |
Специальная | ||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. | ||
Поражение Миокарда, выздоравлива- ющие после перенесенного ревм. миокардита |
при хорошем состоянии здоровья через два года после приступа |
не ранее, чем через год, при отсутствии клинических признаков болезни |
не ранее, чем через 8- 10 мес. по окончанию приступа |
назначается в остром периоде и в первые месяцы после окончания острого приступа | ||
Врожденные пороки сердца без цианоза |
- |
- |
при отсутствии гемодинамических расстройств |
в ранние сроки | ||
Послеоперацион ный период |
- |
- |
при успешном занятии ЛФК в течение года |
до и после операции | ||
Хроническая пневмания |
при ремиссии более 1 года |
через 1-2 мес. после лечения |
через 1-2 мес. после обострения |
в течение 1-2 мес. после заболевания | ||
Бронхиальная астма |
через 2 года после последнего приступа, при хорошем состоянии |
не раньше, чем через год после приступа |
если приступы не чаще 1-2 раз в год |
при частых приступах | ||
Операция на легких |
- |
через год после операции при нормальном течении послеоперационного периода |
через 4-6 мес. после операции при нормальном течении послеоперационного периода |
в раннем послеоперационном периоде | ||
Хронический гастрит, колит |
- |
при общем хорошем состоянии |
при отсутствии обострений в течении 6 мес. |
при не резко выраженной интоксикации и признаках истощен. | ||
ЯБЖ и 12-ти перстной кишки |
- |
- |
не ранее, чем через год после окончания лечения |
вне обострения при отсутствии кровотечения, болей | ||
Гемофилия, болезнь Вельгофа |
- |
- |
- |
может быть назначена в очень легкой форме | ||
Хронический пиелонефрит |
- |
- |
Период ремиссии, при отсутствии изменений в сердце |
при компенсаторной почечной недостаточности | ||
Эндокринные заболевания (диабет, ожирение) |
- |
назначается при легких и незначительных нарушениях |
при умеренно выра-женных нарушениях при недостаточной массе тела |
при резких нарушениях с первых дней | ||
Грыжа паховая, бедренная, аппендицит |
не ранее, чем через 6 мес. после лечения |
в течение 6 мес. после возобновления занятий |
в течение 6 мес. после операции |
в раннем послеоперационном периоде | ||
Переломы костей |
не ранее, чем через 6 мес. |
через 6 мес. после операции |
в течении 6 мес. после операции |
с 1-х дней после операции(наложения гипсовой повязки) | ||
Сколиозы и нарушения осанки |
при нарушениях осанки |
- |
- |
при сколиозе | ||
Врожденные и приобретенные деформации ОДА |
при отсутствии нарушения двигательных функций |
при не резко вырожденных нарушениях двиг. функции, не ранее,чем через год занятий в спец. группе |
решается индивидуально |
при существенных нарушениях двигательных функций | ||
Хронические болезни дыхания |
при отсутствии существенных нарушений носового дыхания |
при умеренных нарушениях носового дыхания |
при частых обострениях хронических заболеваний |
в стационаре | ||
Хронический отите перфорацией барабанной перепонки |
противопоказано плавание, прыжки в воду |
при отсутствии нарушений функций слуха |
при гнойных процессах |
после операции | ||
Близорукость |
менее +3 или -3 без коррекции зрения |
менее + 3 или -3 с коррекцией зрения |
+7 и более |
- |
Информация о работе Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем