Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать совокупность средств и методических условий, позволяющих успешно проводить уроки физической культуры с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа физиолого-педагогической и методической литературы выявить влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем.
2. Определить содержание занятий физической культурой в специальных медицинских группах.
3. Представить методику проведения занятий при распространенных заболеваниях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Влияние физических упражнений на организм учащихся
с ослабленным здоровьем…………………………………………….6
1.1. Двигательный режим как фактор укрепления здоровья……….......6
1.2. Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий
организм………………………………………………………….......10 2. Организация физического воспитания школьников
с ослабленным здоровьем……………………………………………...15
2.1. Врачебно-педагогическая характеристика учащихся……………...15
2.2. Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой………………………………………………….………….19
2.3. Урок - основная форма организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе………………..…... 20
3. Исследование…………………………… .……………….…………………..27
Заключение………………….…………………………………………………...31
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности занитий физической культуры школьников с ослабленным здоровьем..rtf

— 501.29 Кб (Скачать документ)

д) пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры, бассейн;

е)  походы выходного дня;

ж) дни здоровья;

з) закаливающие процедуры.

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Рассмотрим занятия физической культуры для детей с ослабленным здоровьем на примере одного урока.

План-конспект урока в специальной медицинской группе (6-8 класс)

Тема: Выявление индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку. Формирование правильной осанки.

Задачи:

Разучивание комплекса упражнений, направленных на формирование правильной осанки.

Освоение основных двигательных навыков и качеств.

Улучшение физического состояния, укрепление здоровья.

Количество занимающихся - 12 чел.

Место: спортзал.

Время: 40 мин.

Инвентарь: гимнастические скакалки, гимнастические маты, отягощения, обручи.

Диагноз: нарушение осанки.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть 8 мин.

Построение, сдача рапорта.

 

Врачебно-педагогический контроль.

Подсчет пульса за 1 мин.

Строевые упражнения.

Дыхательные упражнения.

 

Выполняются команды: «В одну шеренгу становись!», «Равняйсь!», «Смирно!».

2. Основная часть 25 мин.

- ходьба,

1 круг

Следить за сохранением осанки, правильным дыханием.

- ходьба на внешнем и внутреннем сводах стопы.

1 круг

Ходьба сопровождается подниманием рук через стороны вверх и вниз.

Медленный бег (трусцой).

2 круга

Индивидуально работают дети с повышенным первоначальным пульсом.

Бег приставным шагом вправо-влево.

 

Руки согнуты в локтях, из строя не выходить.

Бег с высоким подниманием бедра. Переход на ходьбу.

 

Сопровождается движением рук, колено поднимается высоко. Руки за голову. Выполнять не резко. Измерение пульса.

ОРУ в колонне по четыре (дозировка индивидуальная).Музыкальное сопровождение 120-128 уд. в мин.

Индивидуальная нагрузка в зависимости от заболевания. Пульс не более 130 уд./мин.

И.п. Свободная стойка.

Вращение головой на четыре счета влево, вправо.

 

Плечи неподвижны.

И.п. О.с., руки на пояс.

1- Наклоны головы в правую сторону.

2 - то же - влево.

3-4 - то же - назад-вперед.

 

Выполняется плавно, с максимальной растяжкой мышц.

И.п. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

1-2 - отведение согнутых рук назад.

3-4 - то же с поворотом туловища в правую, затем в левую сторону.

 

Упражнения выполняются с максимальной амплитудой.

Руки на уровне плеч.

И.п. Ноги на ширине плеч, правая - вверх.

1-2 - отведение прямых рук назад.

3-4 - смена положения рук.

 

Выполнять резко, с максимально возможной амплитудой.

И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-2 - наклоны туловища влево.

3-4 - вправо.

5-7 - вперед.

 

Наклоны ниже, таз на месте.

И.п. О.с. Круговые движения тазом в правую и левую сторону.

 

Стопы прижаты к полу, ноги согнуты в коленях.

Комплекс ОРУ с гимнастическими палками (повторить).

Музыкальное сопровождение 124-132 уд. в мин.

7 мин.

Следить за правильностью выполнения упражнений, за дыханием, контролировать индивидуальный пульс.

Приседания, руки на поясе.

Индиви-

дуально

Спина прямая. Приседания должны быть максимальными.

Отжимания в упоре лежа.

Индиви-

дуально

Не прогибаться. Приблизиться к полу насколько возможно.

Ходьба медленным шагом.

1 круг

Согласовать ритм дыхания с ритмом выполняемых упражнений.

Измерение пульса.

3. Заключительная часть 7 мин.

Упражнения на растягивание…

2,5 мин.

…мышц спины, живота, плечевого пояса, ног.

Упражнения на расслабление.

2,5 мин.

В положении стоя, сидя, лежа.

Игра «Минутка».

2 мин.

Контроль пульса.


Вывод: Исходя из данного занятия, в основе которого лежит выявление индивидуальной реакции организма на физические нагрузки и формирование правильной осанки, мы выявили такие особенности:

Амплитуда выполнения движений - максимальная,

Регулярное исследование пульса,

Регулярно следить за самочувствием занимавшегося,

Следить за сохранением правильной осанки, правильного дыхания

Движения выполняются плавно, без резких движений,

Индивидуальная нагрузка зависит от заболевания.

Тем самым, регулярные, без напряжения занятия физической культуры в небольшом объёме, систематическое осуществление контроля уровня физической подготовки учащихся позволит уже через 1,5-2 месяца увидеть положительную динамику в физическом состоянии детей и их общем самочувствии.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья школьников, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера.

При длительном ограничении двигательной активности у детей наблюдается снижение уровня всех жизненных функций, ухудшение или извращение пластических процессов, сопровождающихся развитием атрофии и дегенеративных изменений в тканях и органах, ухудшение гомеостаза и реактивности, снижение сопротивляемости и неспецифической устойчивости организма.

2. В последнее время наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств школьников, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению и наркомании. Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами.

3. Изучение научно-методической литературы, анализ практического опыта использования средств физической культуры в занятиях с детьми с отклонениями в состоянии здоровья позволили установить, что двигательная активность для больных детей и подростков крайне необходима, но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок.

Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.

 

Список литературы

 

1. Аухадеев  Э.И.,  Галеев  С.С.,  Сафин М.Р.   Уроки  физического  воспитания  в специальной и подготовительной медицинских группах: Метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1986

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208с

3.   Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - М.: 1987

4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М: Высшая школаД986г-255с

5. Бурухин С.Ф.Гимнастика - это очень важно//Физическая культура в школе.  2000г, №8. - с.10-12

6.  Вайнбаун Я.С.и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для   студ. высш. пед. учеб. заведений//Я.С. Вайнбаум,   В.И. Коваль, Т.А.Родионова - М: Издательский центр «Академия»,2002г-240с

7. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.60-66

8. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989

9. Детская спортивная медицина / Под ред.С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева - руководство для врачей, 2-е изд.перераб.и доп. - М: Медицина, 1991г - 50-60с

10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985

11. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов - М.: Высш.шк., 1985

13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений - М: Издательский центр «Академия»,2002г,264с

14.Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами //Физическая культура в школе-2000-№6-с22-25

15. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Советский спорт, 1989

16. Луткова И.Н. Лечебная физическая культура для студентов специальных медицинских групп: Учеб.пособие (ПГПУ им. В.Г.Белинского) - Пенза, 998г -39с.

17. Лечебная физическая культура. Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. С.Н. Попова. -М: Физкультура и спорт, 1988,-271с.

18. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1984

19. Полтырев С.С., Русин В.Я. Внутренние органы при физических нагрузках. - М.: Медицина, 1987

20. Попов СВ. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии

школьников). - СПб.: Союз, 1997

21. Рипа М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова; Под ред. М.Д. Рипы - М.: Просвещение, 1988,-175с.

22. Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. - М.:, 1979

23. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1982

24. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. -М.: Медицина, 1982 .

25. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.

26. Тихвинский С.П. Роль физического воспитания в здоровье подростка. -Л.: Знание, 1988

27. Туманова А. Будут ли от «Покемона» здоровые дети? (Любимая газета. Пенза. 16 мая 2001г., №20/107).

28. Тамбиан Н.Б. Распределение школьников на медицинские группы //Настольная  книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана, - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.47-54.

29. Тамбиан Н.Б. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний//Настольная  книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана, - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.55-60.

30. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. Метод указания - М.: 1982.

31. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях - Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1981.

32. Цвек С.Ф., Язловецкий В.С. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. - К.: Здоровье, 1983, - 152с.

33. Чумаков П.Н. Валеология. - М.: Медицина, 1997.

 


Информация о работе Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем