Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:25, контрольная работа
Цель исследования - определить роль, которая играет педагогика в подготовке личного состава ОВД, изучить основные функции профессиональной педагогики, установить, как управление процессом обучения влияет на подготовку сотрудников правоохранительных органов.
Введение
1. Место и роль педагогики в системе МВД.
2. Основные функции профессиональной педагогики.
3. Управление процессом обучения, воспитания, развития, формирования личности сотрудника.
План
Введение
3. Управление
процессом обучения, воспитания, развития,
формирования личности
Введение
Выбранная тема контрольной работы - основные функции профессиональной педагогики в ОВД в настоящее время актуальна, так как от подготовки кадров ОВД зависит будущее страны, ее безопасность, а также безопасность каждого человека.
Цель исследования - определить роль, которая играет педагогика в подготовке личного состава ОВД, изучить основные функции профессиональной педагогики, установить, как управление процессом обучения влияет на подготовку сотрудников правоохранительных органов.
В ходе выполнения контрольной работы необходимо решить следующие задачи - определить место педагогики в системе подготовки сотрудников ОВД, выделить функции профессиональной педагогики, дать их краткую характеристику.
Предмет исследования - анализ функций профессиональной педагогики. Объект исследования - функции педагогики .
При изучении
материала и решении
Структура
работы - работа состоит из введения,
трех глав, заключения, приложения (схемы).
Педагогическая деятельность, как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Эти противоречия обусловлены подвижностью, изменчивостью содержания основных функций педагогической деятельности.
Развитие жизни общества, накопление новых знаний, совершенствование процессов производства, социальный прогресс - все это требует изменения содержания педагогических функций. «Педагогическая деятельность обладает известной консервативностью. Она обусловлена необходимостью устойчивости стабильности содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы».1 Указанные изменения рождают потребность в специалистах высокой квалификации, и, прежде всего в сфере управления коллективами и группами. Усложнение науки, техники, психологии людей, включенных в социальное взаимодействие приводит к тому, что знания, получаемые в учебных заведениях, быстро устаревают. Соответствовать требованиям в сфере «человек-человек» можно лишь имея развитое мышление. Это достигается за счет увеличения срока образования, идентификации его методов, повышения качества знаний. Вышеописанное в полной мере относится к развитию теории и практики работы правоохранительных органов, которая, конечно же, относится к профессиям типа «человек-человек».
Педагогика, как наука, позволяющая наиболее эффективно строить воздействие на людей, постепенно приобретает особое значение в подготовке кадров для системы МВД и деятельности правоохранительных органов. «До 80-х годов педагогика в системе Министерства внутренних дел носила подражательно-иллюстрированный характер, была общей педагогикой для юристов и строилась под влиянием военной педагогики».2 Необходимо отметить, что главное различие между подходами авторов, которые отстаивают разные точки зрения «Педагогика в деятельности ОВД» и «Юридическая педагогика, заключается в том, что первая из них рассматривает, как действуют общие педагогические закономерности, принципы, формы и методы в процессе обучения, воспитания управления в ОВД. Другая же пытается выделять те специфические педагогические проблемы, которые решает юридическая практика - правовая пропаганда, работа с несовершеннолетними, работа в пенитенциарной системе и так далее. Следует отметить, что разработка и конкретизация проблем юридической педагогики находится в начальной стадии формирования. Педагогика в системе МВД призвана решать следующие задачи3:
Педагогические
знания и умения позволят сотрудникам,
руководителям коллективов в
ОВД опираться на научные достижения,
опыт в области обучения и воспитания.
Овладение принципами и методами обучения
и воспитания личного состава позволяет
обеспечить успех в работе с подчиненными,
в профессиональной подготовке сотрудников
к действиям в сложной, экстремальной
обстановке. Педагогические знания
позволяют сотруднику ОВД совершенствовать
свое педагогическое мастерство, мышление,
стиль деятельности, повышать культурный
уровень.
«Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную, и развивающую функции».4
Образовательная функция - усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная функция - формирование системы ценносто - эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.
Развивающая функция - развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Данные функции процесса обучения недопустимо рассматривать, как и изолируемо реализуемые. Они находятся в сложном переплетенных причинно - следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А, обучение в свою очередь способствует воспитанию этих качеств.
«Процесс обучения многофункционален. Основной его функцией является образовательная, то есть достижение глубокого прочного усвоения системы профессиональных знаний, навыков, умений, соответствующий качеств, социальной активности слушателей».5
Реализуются также воспитательная и организационная функции, формирующие личностные, главным образом, профессионально - этические и волевые качества личности слушателя. Одной из главных функций педагогического процесса является развивающая функция, совершенствующая все психические процессы в ходе проведения разнообразных видов учебно-познавательной и практической деятельности. Находит реализацию и психологическая функция, то есть функция адаптации и привыкания к определенному ритму работы, рабочему месту, условиям. Осуществляется стимулирующая функция, активизирующая учебный процесс, побуждающая слушателей к самообразованию и самосовершенствованию. Необходимо отметить, что все функции взаимосвязаны и реализуются комплексно. Степень их реализации определяется преподавателем.
В процессе обучения можно выделить два вида функций: функции обучающего и функции обучаемого.6 Данные функции реализуются применением системы методов обучения.
1. Функции обучающего:
2.Функции обучаемого:
3. Управление процессом обучения, воспитания, развития, формирования личности сотрудника.
«Педагогика - наука воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания. Его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и обучения».7
Педагогическая функция - предписанное педагогу применение профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий является обучение, образование, воспитание, развитие, формирование обучаемых. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит главная функция преподавателя - управление процессом обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять процесс обучения, не воспитывать, а руководить течением воспитательного процесса, призван учитель. Чем отчетливее педагог осознает свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. «Настоящий мастер своего дела остается в учебном воспитательном процессе как бы за кадром, за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора».8 Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родится мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, что сердцевина педагогического труда состоит в управлении всеми процессами, которые сопровождают становление личности. Для того чтобы выяснить, что же на самом деле делает учитель, в чем характерная особенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Предлагаю рассмотреть одну из них, основанную на признании педагогического управления главной функцией преподавателя. Для конкретизации функции управления используем понятие «педагогический проект», под которым будем понимать любое задуманное и доведенное до конца дело: лекция, изучение темы, организация семинара. Перечисленными мероприятиями педагог обязан управлять, и чем больше тонкого, вдумчивого, грамотного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффективность.
Первая функция преподавателя, возникающая уже на стадии замысла проекта - целеполагание. Цель, ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда педагога и его слушателей к их общему результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения «цель - результат», сводя к минимуму неизбежные согласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитания, развития. Это достигается диагностированием. Без признания особенностей физического и психического развития обучаемых, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий полученного образования и воспитания, нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Для того, чтобы педагогика смогла воспитать личность во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях. Поэтому педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Данные методы, в большинстве случаев повторяют методы научного исследования.
В неразрывные связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении преподавателя предвидеть результаты своей деятельности, в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения «педагогического продукта заданного количества и качества». Педагог, не умеющий «заглядывать вперед», не понимает, к чему стремиться, уподобляется бредущему наугад путнику, который может достичь цели только случайно.
Получив анализ и опираясь на прогноз профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проектировочная функция преподавателя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе средств, способов позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения поставленной цели, формировании для каждого обучаемого частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.
Анализ, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса. Педагог - профессионал не позволит себе войти в аудиторию без детально продуманного, обеспеченного ресурсами плана. И не важно, каков объем этого плана, как он выглядит, держит ли его педагог перед собой или помнит наизусть, главное, он обязательно есть. Необходимо указать, что чаще всего педагоги составляют несколько вариантов плана, опасаясь, что не все существенные факторов были ими учтены при диагностировании, прогнозировании и проектировании процесса, что развитие последнего может внезапно пойти по непросчитанному пути.
Информация о работе Основные функции профессиональной педагогики в ОВД