Основные категории дидактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:02, реферат

Описание

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с
термином «педагогика» в том же значении использовался и термин
«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование
немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий
отчёт из дидактики ».

Работа состоит из  1 файл

Дидактика.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

Основные  категории дидактики

Дидактика   как  теория  обучения . 

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с

термином  «педагогика» в том же значении использовался  и термин

«дидактика».Впервые  термин «дидактика» ввёл в научное  использование

немецкий педагог  В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий

отчёт из дидактики  ». 

           Предметом дидактики является  общая теория обучения всем

предметам. Чешский  педагог Я.А.Коменский  определил  дидактику как «

всеобщее искусство учить всех всему».В начале  XIX века  немецкий педагог

И.Ф.Гербарт   придал дидактике статус теории воспитывающего обучения. 

          В настоящее время   ДИДАКТИКА   рассматривается как часть

педагогики, исследующая  проблемы обучения и образования  ,  их

закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию ,

достигаемые результаты.

                            Функции  дидактики :

                              1- Теоретическая 

                          2 – практическая       . 
 
 

            Основные категории дидактики :

   Преподавание , обучение , образование , знания ,  умения  ,  навыки  ,  а

   также  цель , содержание , организация , виды , формы , методы ,  средства

   , результаты (продукты ) обучения. 

   (отсюда  получаем краткое определение :  дидактика- наука  об  обучении  и

   образовании  , их целях , содержании , методах  , средствах , организации ,

   достигаемых  результатов. ) 
 

       Преподавание -  упорядоченная   деятельность  педагога  по  реализации

   цели  обучения (образовательных задач )  ,  обеспечение  информирования  ,

   воспитания , осознания  и практического  применения знаний .

           Учение – процесс (точнее сопроцесс  ) , в ходе которого на  основе

   познания , упражнения и приобретённого  опыта  у ученика  возникают  новые

   формы  поведения и деятельности , изменяются  ранее приобретённые.

           Обучение – упорядоченное взаимодействие  учителя  с  учениками   ,

   направленное  на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их

   совместной  деятельности.  Обучение  –  это   специально   организованная

   познавательная  деятельность учеников ,  в   процессе  которой  формируются

   научные   знания  ,  необходимые  способы   деятельности  ,   эмоционально-

   ценностное  и  творческое  отношение  к  окружающей  действительности.  В

   обучении  осуществляется   развитие   ребёнка.   Основными   структурными

   элементами  обучения как системы  являются :  1) цели , 2) содержание , 3)

   методы , 4)организационные формы , 5) результаты.

            Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний ,

   умений , навыков , способов мышления.

           Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое  овладение

   предметом.  Отражение в сознании ученика  окружающей его действительности в

   виде  понятий , схем , конкретных образов.

           Умения – овладения способами  ( приёмами , действиями ) применение

   усвоенных  знаний на практике.

            Навыки – умения , доведённые  до автоматизма  ,  высокой   степени

   совершенства.

            Цель (учебная , образовательная  )   -  то  ,  к  чему  стремится

   обучение , будущее  , на которое направлены  его усилия.

            Содержание – (  обучения  ,  образования  )  –  система   научных

   знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления

   , которыми  ученики овладевают в процессе  обучения .

              Организация  –   упорядочение   дидактического   процесса   по

   определённым  критериям , придание ему  необходимой   формы  для  наилучшей

   реализации поставленной цели.

             Форма -  способ существования   учебного процесса , оболочка для

   его внутренней  сущности , логики  и содержания . Форма обучения  связанна

   с числом  учеников в классе , временем и  местом обучения  ,  порядком  его

   осуществления  и  т.п.

              Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

            Средство – предметная поддержка  учебного процесса  .  Средствами

   являются  голос (речь) педагога , его мастерство  ,  учебники  ,  классное

   оборудование   и т.д.

              Результаты –  то  ,  к   чему  приходит  обучение  ,  следствие

   учебного  процесса , степень реализации намеченной  цели. 

                       Предмет и задачи  дидактики : 

   термин  дидактика  происходит от греч. “didactikos” -  обучающий .

   В современном  понимании дидактика представляет  собой  важнейшую отрасль

   научного  знания , которая изучает и исследует  проблемы образования и

   обучения .

            Дидактика – теоретическая и  одновременно нормативно-прикладная

   наука.

   Дидактика  – отрасль педагогики , изучающая  вопросы теории образования и

   обучения .

   Обучение  – целенаправленный процесс взаимодействия  учителя и учащихся , в

   ходе  которого происходит усвоение  новых знаний , умений , навыков ,

   осуществляется воспитание и развитие   учащихся.

   Образование  - та сторона  воспитания , которая  включает в себя систему

   культурных  и научных ценностей , накопленных  человечеством.

           Дидактика отвечает на вопросы  :

               -  чему учить

               -  как учить

               -  где учить

               -  в каких организационных  формах

           Основные понятия  дидактики :

                Учебный процесс

                Принципы обучения

                Методы обучения

               Содержание образования

               Формы организации учебной работы   и др.

   Мысли  об обучении издавна высказывались  выдающимися учёными и философами

   прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем  )

   Впервые  в истории педагогической мысли теорию обучения  как систему

   научных  знаний , как педагогическую науку  , разработал  ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

   . На основе  философских размышлений , теоретического  анализа опыта

   работы  школ того времени он написал  свой знаменитый труд « Великая

   Дидактика » (1657). 

 

|    Я.А.     |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл   |

|Коменский    |2.Материнская школа  |принцип  наглядности ;               |

|1592-1670    |3.Мир  чувственных    |-Провозгласил  «золотое правило      |

|             |вещей в картинках    |дидактики»                          |

|             |4.Откратая дверь     |-Обосновал  и применил на практике   |

|             |языков и всех наук   |принципы  сознательности ,           |

|             |                     |систематичности , последовательности|

|             |                     |и прочности усвоения знаний.        |

|             |                     |-Стремился сильнее развивать        |

|             |                     |познавательные способности уч-ся,   |

|             |                     |«воспламенять жажду знаний и  пылкое |

|             |                     |усердие к учению»                   |

|             |                     |-Разработал классно-урочную систему  |

|             |                     |обучения                            |

|             |                     |-Выдвинул идею всеобщего образования|

|             |                     |: «учить всех всему»                |

|Жан Жак Руссо|Роман-трактат  «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику    |

|             |или о воспитании»    |возрастного  развития ребёнка :      |

|1712-1778    |                     |1-   от рождения до 2 лет           |

|             |                     |от 2 до 12 «сон разума»             |

|             |                     |от 12 до 15 умственное вос-ние      |

|             |                     |от 15 до совершеннолетия «период    |

|             |                     |бурь и страстей»                    |

|             |                     |-Предложил учебные занятия          |

|             |                     |проблемного , поискового характера  |

|             |                     |-Дал характеристику методам  обучения|

|             |                     |                                    |

|             |                     |-Выдвинул идею связи обучения  с     |

|             |                     |жизнью , с наблюдениями явлений     |

|             |                     |природы                             |

|Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного    |

|Песталоцци   |2.Как Гертруда учит  |образования  ;Считал что в основе    |

|1746-1827    |своих  детей          |познания  мира лежат 3 элемента :    |

|             |3.Азбука наглядности |форма , число , слово               |

|             |4.Наглядное учение о |-Разработал  принцип наглядности ,   |

|             |числе                |хотя чрезмерно усложнил и  довёл до  |

|             |                     |абсурда                             |

|Адольф       |Руководство к        |-Главной задачей обучения является  |

|Дистервег    |образованию немецких |развитие  умственных способностей    |

|1790-1866    |учителей             |детей                               |

|             |                     |-Создал дидактику развивающего      |

Информация о работе Основные категории дидактики