Основные направления развития правового образования в педагогических вузах Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:05, статья

Описание

В статье рассматриваются вопросы реализации правового образования в педагогических вузах Республике Казахстан. Раскрыты структура и содержание дисциплины «Основы права», что изучается студентами неюридических факультетов вузов страны. Уделено внимание методическим особенностям преподавания данной дисциплины в педвузах республики. Рассмотрены интегративный и информационный подходы к процессу правового обучения и воспитания.

Работа состоит из  1 файл

muk.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

Основные  направления развития правового образования  в педагогических вузах Республики Казахстан 
 

   В статье рассматриваются вопросы  реализации правового образования  в педагогических вузах Республике Казахстан. Раскрыты структура и содержание дисциплины «Основы права», что изучается студентами неюридических факультетов вузов страны. Уделено внимание методическим особенностям преподавания данной дисциплины в педвузах республики. Рассмотрены интегративный и информационный подходы к процессу правового обучения и воспитания. 

   Ключевые  слова: правовое образование, правовая подготовка, дисциплина «Основы права», междисциплинарный подход, информатизация. 

   В настоящее время  правовое просвещение  населения занимает центральное  место в процессе становления  и укрепления государственности Республики Казахстана, которое служить важным условием не только  личностного развития граждан, но и гарантом политической стабильности и экономического роста страны. С другой стороны, благополучность общества всегда выступает главным фактором полноценного осуществления правового образования и воспитания. Итак, «чем прогрессивнее общество, тем на более высоком уровне реализуется правовое образование и воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества»[1,с.39]. Очевидно, что в решении этих проблем государственного масштаба важное место занимает образование, один из главных социальных институтов государства, призванное реализовывать общеправовую  подготовку учащейся молодежи.

   В условиях развития демократии в суверенном государстве Казахстана, укрепления политических, правовых и экономических институтов страны и последовательного реформирования структур власти с целью повышения их действенности стала актуальной реализация правового всеобуча населения. Поскольку к активной части населения относится и учащаяся молодежь, правовая готовность которой является необходимым условием их учебной и трудовой деятельностей.  В казахстанских вузах на неюридических факультетах преподается общеобразовательная дисциплина «Основы права», основными целями которой «являются воспитание казахстанского патриотизма, формирование мировоззрения обучающихся, повышение общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры, выступающими в качестве необходимых условий совершенствования правовой государственности в Республике Казахстан»[2, с.285].

   Данная  дисциплина позволяет будущим специалистам в комплексной форме усвоить  юридические знания, которые в  дальнейшей учебной и трудовой деятельности составят базу для успешного осуществления своих гражданских прав и обязанностей, эффективной реализации права на труд и  активного участия в общественно-политической жизни страны и общества. В процессе преподавания дисциплины «Основы права» должны формироваться у студентов умения применять полученные знания на практике, экстраполировать абстрактные нормы права на складывающиеся правоотношения, объяснять сущность социально-правовых явлений путем проведения аналогий и параллелей, анализировать законодательную базу с последующим правильным определением отраслевой принадлежности тех или иных правовых явлений и актов, оперировать нормами права при конструировании логической взаимосвязи научно-обоснованных аргументов в пользу теоретико-правовой точки зрения в пределах неюридической проблемы.  

     «Целостность и полноту преподавания  права во всех неюридических  учебных заведениях предлагается обеспечить самостоятельными курсами учебной дисциплины. Предлагается именовать эту дисциплину «Основы права». Указанная дисциплина преследует триединую задачу:

   - формирование высокой гражданственности  человека, его общей правовой  культуры и социальной активности;

   - получение учащейся молодежью  специальных правовых знаний  в процессе подготовки к избранной  трудовой деятельности;

   - ранняя профилактика правонарушений» [3].

   Общеизвестно, что педагогическое образование  в педвузах нацелено готовить учителей  не только с глубокими  предметными  знаниями, но и устойчивым правосознанием, высокой правовой культурой, способных  творчески решать сложные воспитательные и социальные вопросы, быть грамотным в правовом отношении организатором производства и научно-технического прогресса, руководителем трудового коллектива. В условиях построения правового государства в Республике Казахстан многократно повысится планка требования со стороны общественности к системе высшего педагогического образования страны. Педвузы и педагогические факультеты университетов должны уделить больше внимания к повышению правовой подготовки будущих педагогов. Действительно, сегодняшний студент в педагогическом вузе через некоторое время уже становится учителем-предметником, педагогом, воспитателем и наставником учащихся общеобразовательных школ и колледжей. Он практически участвует в правовом воспитании учащихся, помогает семье, школе, правоохранительным органам, общественности предупреждает правонарушения несовершеннолетних, работает с подростками девиантного поведения.

   Главным направлением правового просвещения  будущего учителя в педвузе помимо преподавания дисциплины «Основы права»  выступает изучение элективных курсов «Основы государственного законодательства Республики Казахстан», «Нормативные документы реализации образовательной политики РК» и др., в которым отражены вопросы образования государственно-правового, гражданского, уголовно-правового характера. 

   Опыт  преподавания дисциплины «Основы права» в педагогических высших учебных заведениях или педагогических факультетах свидетельствует о необходимости более тесно связывать вопросы права с задачами обучения и воспитания  школьников. Преподавателям нужно активно участвовать в педагогической и производственной практике, анализировать проводимые студентами уроки и внеклассные мероприятия. На заседаниях кафедры и на итоговых конференциях педагогической кафедры  следует регулярно обсуждать актуальные проблемы школьных курсов, методику их преподавания. Большего внимания требуют вопросы, связанные профессиональными задачами: нравственно-правовое воспитание студентов и учащихся, взаимодействие школы, семьи, общественности, акимата (исполнительной власти области, района и населенного пункта), маслихатов (представительного органа депутатов области, района и населенного пункта), правоохранительных органов в профилактике негативного поведения несовершеннолетних и т.д.

   В разделе «Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях» преподавателю следует более подробно и конкретно осветить деятельности местных акиматов и маслихата в сфере образования, рассказать о формах привлечения молодежи к участию в пропаганде соблюдения законности государства.  В разделе «Основы административного права Республики Казахстан» важно выделить особенности административно-правовой ответственности несовершеннолетних и их родителей, а также руководителей  школы, подчеркнуть специфику государственной службы работников отдела образования. Раскрывая проблемы управления в области внутренних дел, следует внимание на формы и методы работы инспекций по делам несовершеннолетних.

   Изучение  Конституции страны осуществляется в разделе «Основы конституционного права Республики Казахстан», где разносторонне рассматриваются устройство Казахстана и его общества. Здесь более детально следует проанализировать 30-статью второго раздела (Человек и гражданин), где изложены  образовательные права граждан страны [4].

   В процессе изучения вопросов раздела «Трудовое право и право социального обеспечения Республики Казахстан» необходимо акцентировать внимание студентов на процедурах заключения, изменения и расторжения трудового договора между рабочими и работодателями, режим рабочего времени рабочих и их времени отдыха и заработная плата, особенности трудовых прав, относящихся к несовершеннолетней работающей молодежи. Также подробно нужно изучать правовые вопросы социального обеспечения применительно к детям-сирот и  - инвалидов.

   Полезно использовать на лекциях и семинарских  занятиях материалы практической работы отделов и управлений образования  и школ. Преподавателям-правоведам следует учитывать особенности изучения гражданского и семейного права в педвузе. Здесь требуется показ полномочий государственных органов и общественности в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения и культуры. Большое значение имеет анализ таких важных институтов семейного права, как усыновление, опека и т.д. Будущим педагогам важно показать роль государства в охране интересов семьи и нравственно-правовом воспитании молодежи.

   При преподавании уголовно-правовых вопросов следует подробно рассматривать  деятельность правоохранительных органов  по обеспечению государственной  законности, что заложит основы подготовки будущих педагогов к профилактической работе с учащимися. Преподавателям вуза следует в полной мере использовать воспитывающий потенциал юридических дисциплин, разоблачать различные псевдогуманистические идеологии.

   В системе подготовки учителя значительно  возрастает роль элективных курсов и спецсеминаров, основными целями которых выступает формирование у студентов умения реализации правового воспитания, знания о правовом положении несовершеннолетних и способов предупреждения правонарушений. Актуальные проблемы государства и права, истории правовых идей, правового положения учителя и других работников структуры образования должны изучаться в системе блоке учебных дисциплин, относящихся к категории элективных курсов и спецсеминаров. Например, практическую значимость в улучшении подготовки учителя биологии и экологии имеют элективные курсы «Правовые проблемы охраны природы» или «Основы экологического права».

   Трудно  переоценить обучающую и развивающую  функцию курсовых и выпускных работ, тематика которых связана с правовым воспитанием и правовым сознанием учащихся и посвящена развитию государственности и политической системы Республики Казахстан, конституционному строительству, взаимоотношениям личности и государства, проблемам правового характера. Студенты могут работать над такими проблемами, как «Взаимодействие образовательных структур и правоохранительных органов в предупреждении правонарушений несовершеннолетних», «Правовое наследие казахских бйиев (народных судьей)», «Взаимосвязь между правовым и экологическим сознаниями» и т.п.

   Правовое  образование может успешно реализовываться  и в период практики. При прохождении  практики будущий педагог приобретет не только профессиональные умения и  навыки, но и он может постигнуть азы право-воспитательной работы, заключающейся  в координации усилия школы, семьи, общественности, правоохранительных органов. Активное участие будущих педагогов в работе комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних во время практики полезно не только студентам, но и учреждениям, в которых проводится данный вид практики. Для успешного проведения таких практики следует обеспечить студентов необходимыми методическими рекомендациями, заданиями литературами.

   При прохождении непрерывной педагогической практики создаются условия для  формирования у будущих учителей-предметников системы правовых знаний практического характера. Студенты I-III курсов овладевают методикой разных форм воспитательной работы, выполняют практические задания, связанные с правовым воспитанием учащихся общеобразовательных школ и колледжей. В курсах, посвященных проведению воспитательных работ с учащимися, и в процессе практики предполагается шире знакомить студентов с юридическими актами, регулирующими деятельность системы образования, права и обязанности работников учебно-воспитательных учреждений.

   Право-ориентированная  учебно-методическая работа могут способствовать правовой подготовке будущего учителя. Учебно-методические кабинеты педвузов или педагогических факультетов  должны быть оснащенными программами  и учебными пособиями по всем правовым курсам, методике преподавания основ государства права, методике воспитания учащихся. Здесь студент должен иметь возможность ознакомиться с планами семинарских занятий, тематикой курсовых и выпускных работ, студенческих рефератов и учебно-методическими материалами в помощь студентам: рекомендациями, указаниями, советами, сборниками заданий, памятками и т.д. Здесь накапливается фонд методических разработок и текстов лекций по узловым темам различных отраслей права, и также наглядности, видеофильмы и компьютерные продукты.

     Научно-исследовательская работа  в педвузе является одним из  важных факторов повышения качества правовой подготовки будущего педагога. В этой важной работе кафедра, ведущая дисциплины государственно-правового цикла, должна координировать научно-исследовательскую работу правового характера преподавателей других кафедр и студентов. Тематика работ может иметь интегративное содержание. Например, преподаватели или студенты кафедр права и экологии могут совместно работать над темой «Роль правового регулирования в охране ленточного бора прииртышья», или «Проблемы соблюдения авторских прав на программы для ЭВМ в условиях рыночной экономики». Последняя работа может выполняться на базе трех кафедр: права, информатики и теории экономики.

   Важную  роль играет  профессиональная направленность будущего учителя-предметника при реализации правового образования в педвузе. В содержании учебного курса, в отборе материала должны быть учтены особенности будущей специальности студента и специфика факультета. В процессе обучения студентов специальности «биология» больше внимания следует уделять вопросам охраны природы, взаимосвязи правового и экологического воспитания. Для студентов факультета профессионального образования практическую значимость имеют проблемы трудового воспитания, охраны труда молодежи, производительного труда учащихся в школе и профессиональном среднем учебном заведении, на базовых предприятиях. Для будущих филологов, студентов музыкально-педагогического, художественно-графического факультетов актуальны лекции по основам авторского права. Вопросы правового регулирования труда учителя всегда интересны для педагогов всех профилей.  

Информация о работе Основные направления развития правового образования в педагогических вузах Республики Казахстан