Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:54, реферат
На современном этапе развития общества перед учебными заведениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
1. Введение
2. Понятие о личностно-ориентированной педагогике
3. Модели личностно-ориентированной педагогики
4. Принципы педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Основные параметры личностно-
План
1. Введение
2. Понятие о личностно-
3. Модели личностно-
4. Принципы педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике
5. Заключение
6. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества перед учебными заведениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности ученика и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.
Среди большого числа новаций, применяемых
в системе образования, особое внимание
уделяется таким технологиям, где
учитель выступает не источником
учебной информации, а является организатором
творческого учебного процесса, направляет
деятельность учеников в нужное русло,
при этом учитывая индивидуальные способности
каждого ученика. Среди подобных
технологий наиболее известна технология
личностно-ориентированной
Понятие о
личностно-ориентированной
Личностно-ориентированная
Концепция личностно-ориентированной педагогики возникла как альтернатива традиционной педагогике и включает в себя две взаимосвязанные позиции:
1) подготовка будущего педагога осуществляется с акцентом на развитие его индивидуально-личностных черт и свойств через самопознание и самосовершенствование в процессе освоения теории и практики педагогической деятельности;
2) профессиональная деятельность педагога осуществляется с акцентом на развитие индивидуально-личностных черт и свойств каждого учащегося через самопознание и самосовершенствование их в процессе педагогического взаимодействия с учителем, причем одновременно с этим постоянно происходит и процесс самопознания и самосовершенствования педагогом самого себя.
Обе позиции в их теснейшей взаимосвязи основаны на гуманистической направленности всего процесса педагогического взаимодействия - свободное развитие задатков и способностей каждого человека. [1]
Большую роль в становлении личностно-ориентированной педагогике сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося. [2]
Популярность личностно-ориентированной педагогики в обучении обусловлена:
1. требованием в формировании человека ярко-индивидуальных черт, способствующих сохранить свою неповторимость в быстроменяющемся мире;
2. характерной прагматичностью мыслей и действий у обучающихся, раскрепощенностью и независимостью;
3. современная научная школа остро нуждается в гуманизации отношений учащегося и преподавателя, демократизации их жизнедеятельности.
Аспекты личностно-ориентированной педагогики:
1. личностно-ориентированная педагогика является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
2. представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
3.подход связан с
Цель личностно-
Сущность личностно-
Модели
личностно-ориентированной
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы:
- социально-педагогическая;
- предметно-дидактическая;
- психологическая.
Социально-педагогическая модель реализовала
требования общества, которое формулировало
социальный заказ образованию: воспитать
личность с заранее заданными
свойствами. Общество через все имеющиеся
образовательные институты
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов.
Предметно-дидактическая модель личностно–ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связана с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель – развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровня их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности ее переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:
1) предпочтений ученика к работе
с материалом разного
2) интереса к его углубленному изучению;
3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.
Технология предметной дифференциации строилась на учете сложности и объема учебного материала (задания повышенной или пониженной трудности).
Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы, программы спецшкол (языковые, математические, биологические), открывались классы с углубленным изучением определенных учебных предметов: гуманитарные, физико-математические, естественнонаучные; создавались условия для овладения различными видами предметно-профессиональной деятельности (политехническая школа, УПК).
Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики научной области знаний, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого ученика, как носителя субъективного опыта, имеющейся у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний.
Следует особо подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т.е. различий национальных, религиозных, мировоззренческих, что в значительной мере определяет содержание субъективного опыта ученика.
Психологическая модель личностно-ориентированной
педагогики до последнего времени сводилась
к признанию различий в познавательных
способностях, понимаемых как сложное
психическое образование, обусловленное
генетическими, анатомо-физиологическими,
социальными причинами и
Принципы педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике.
Под принципами педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике мы понимается то, что создает основу поведения и действий учителя.
Основа принципов
Принципы процесса педагогического взаимодействия личностно-ориентированной педагогики:
Общение подразумевает установление
и развитие контактов между учителем
и его учениками «на равных».
Общаются две индивидуальности, каждая
из которых уникальна и
Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педагог) не может обойтись без другой (учащиеся). Дети имеют право на образование, а обязанность учителя - помогать детям получать это образование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность вникать в эту деятельность и помогать учителю ее плодотворно осуществлять.
Но данный принцип применим также и к взаимоотношениям педагога с коллегами и с руководством учебного заведения - ведь коллеги и руководство это те же партнеры, которые занимаются, в сущности, одним и тем же делом, в одних и тех же условиях, с одними и теми же учениками.
Этот принцип тесно связан с
гуманистической
Обеспечение плодотворного функционирования данного принципа в педагогическом взаимодействии позволяет говорить о реальной индивидуализации воспитания и обучения, а также о развитии процессов самопознания учителем самого себя, своего места в профессии. Педагог предстает перед детьми, прежде всего как человек, а уже потом как авторитетный взрослый, как носитель некой важной и полезной информации.
Личностная ориентация на каждого ученика предполагает отсутствие одной, единой для всех цели педагогического взаимодействия, урока, внеклассного коллективного дела исходя из того, что все люди разные, но каждый уникален и неповторим по-своему. То же самое относится и к учителю, который, согласно программе по учебному предмету, должен стремиться ее реализовать в умах и сердцах своих учеников. С учетом этого можно говорить о некой близости целей, которая объединяет те самые разные цели педагогического взаимодействия, которые по силам разным ученикам и отвечают их способностям, потребностям и интересам.
Тогда общность некой близкой ко
всем цели урока разделяется на ряд
конкретных задач уже
Информация о работе Основные параметры личностно-ориентированной педагогики