Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:54, реферат
На современном этапе развития общества перед учебными заведениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
1. Введение
2. Понятие о личностно-ориентированной педагогике
3. Модели личностно-ориентированной педагогики
4. Принципы педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Сущностью педагогической деятельности
учителя можно назвать
Если понимать процесс педагогического взаимодействия как составную часть обширного социально-экономического процесса развития государства, становится очевидным, что эффективность профессиональной деятельности педагога возможна только при знании и понимании им тех социальных явлений, которые определяли и определяют суть и характер политических, экономических, социальных и идеологических потребностей государства. Образно говоря, ошибки прошлого, равно как и его успехи, необходимо должным образом изучать и на этой основе строить конкретную воспитательную и учебную деятельность.
Принцип анализа событий исторического прошлого и их учет в педагогической деятельности предусматривает не подражание событиям прошлого, а именно изучение их и их последствий для того, чтобы не повторить их уже в настоящем.
Любая информация, в том числе и научная, в системе обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе некую объективную значимость и проецироваться на конкретные жизненные обстоятельства. Актуальность знаний и умений, как и обладание какими-то индивидуально-личностными особенностями, представляется в виде осознания их значимости и пользы для развития человека вообще и применительно к конкретным условиям окружающей реальности. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педагогического взаимодействия становится реально сознательной и активной.
Его сущность - сделать некое знание, некую информацию, некое умение для ученика его собственным, то есть сделать так, чтобы ученик освоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в котором он почувствовал бы какие-то созвучные его жизненному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и умений непосредственно к своей индивидуальности.
Принцип идентификации связан с принципом актуализации и проявляется, если учитель в своей деятельности руководствуется принципом разнообразия целей педагогического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удовлетворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индивидуальности,
Представляется, что данный принцип напрямую формирует отношение ребенка к себе, к окружающей действительности и к своей деятельности, что уже само по себе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отношения в значительной степени вовлечены и другие люди: родители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги.
Сущность, содержание, формы работы
педагога должны не только соответствовать
определенному социально-
Это своего рода работа на будущее, на отдаленный результат. Это же есть и работа по формированию и развитию личностного творческого потенциала человека, как способность и готовность к каким-либо действиям в перспективе.
Понимая психотерапию, прежде всего как заботу о душевном состоянии, как своеобразный уход за психикой человека, в связи с педагогической деятельностью учителя требуется следовать формуле «Не навреди себе и детям». Другими словами, нельзя, чтобы профессиональная деятельность учителя наносила психическую травму ребенку и самому педагогу.
Психотерапевтический характер педагогического
взаимодействия порождает положительно
окрашенный эмоциональный фон, на котором
и происходит обучение, научение, воспитание
- развитие ребенка в целом. Сами
по себе положительные эмоции еще
не есть психотерапия, но есть непременное
условие ненанесения
Следует подчеркнуть, что положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия есть именно фон, на котором происходит развитие познавательной деятельности учащихся, формирование их индивидуально-личностных качеств, а также создается прецедент общения и совместной деятельности как своеобразный образец - пример взаимодействия людей между собой.
Ключевым понятием в этом принципе является выражение «личностная органичность», которая подчеркивает естественную, природную поведенческую реакцию педагога на все то, что происходит в педагогическом взаимодействии. Парадоксально, но даже некоторые отрицательные свойства личности учителя, которые являются сущностью его индивидуальности, проявляемые органично по отношению к самому себе, к детям, ситуациям взаимодействия, могут восприниматься другими вполне положительно и не влиять в целом на плодотворность педагогического общения. Речь идет о таких индивидуально-личностных особенностях, как нетерпеливость, вспыльчивость одновременно с отходчивостью, эгоизмом, раздражительностью, чрезмерной увлеченностью чем-либо, уводящей от содержания урока - все в определенной мере.
Органичность поведения как естественность проявления отношения к себе, к детям, к процессу взаимодействия и к его содержанию можно считать стержнем личности учителя, куда стягиваются все остальные параметры его психолого-педагогической и предметной подготовки, уровень образованности и культурности. Попытка учителя «изобразить» дружелюбие, заинтересованность в детях, демократизм отношений и тому подобное выступает против его личностной органики и является лицедейством, актерством, что сразу же чувствуется детьми, и веры такому учителю не будет.
Таковы наиболее важные принципы педагогического взаимодействия личностно ориентированной педагогики. Строя свою деятельность с опорой на них, учитель принимает те психологические установки своего профессионального поведения, которые позволят ему придерживаться этих принципов. [1]
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированная педагогика играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Личностно-ориентированная
Личностный подход – это важнейший
принцип психологической науки,
предусматривающий учет своеобразия
индивидуальности личности в воспитании
ребенка. Именно этот подход определяет
положение ребенка в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Основные параметры личностно-ориентированной педагогики