Основные параметры личностно-ориентированной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:54, реферат

Описание

На современном этапе развития общества перед учебными заведениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Содержание

1. Введение
2. Понятие о личностно-ориентированной педагогике
3. Модели личностно-ориентированной педагогики
4. Принципы педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед. этика.docx

— 36.03 Кб (Скачать документ)
  1. Творчество как сущность педагогической деятельности.

Сущностью педагогической деятельности учителя можно назвать постоянное творчество как процесс создания нечто нового с использованием уже имеющихся знаний, умений, навыков. Данный принцип продолжает принцип предыдущий и тот же тезис о положительных возможностях личности человека, всегда имеющей некий потенциал, который учителю необходимо обнаружить в ребенке и далее приложить усилия к его росту и развитию. Тогда именно способность учителя к постоянному творческому поиску поможет ему прояснить те разнообразные цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в педагогическом взаимодействии с учениками.

  1. Анализ особенностей исторических процессов развития общества и учет их практических результатов.

Если понимать процесс педагогического  взаимодействия как составную часть обширного социально-экономического процесса развития государства, становится очевидным, что эффективность профессиональной деятельности педагога возможна только при знании и понимании им тех социальных явлений, которые определяли и определяют суть и характер политических, экономических, социальных и идеологических потребностей государства. Образно говоря, ошибки прошлого, равно как и его успехи, необходимо должным образом изучать и на этой основе строить конкретную воспитательную и учебную деятельность.

Принцип анализа событий исторического  прошлого и их учет в педагогической деятельности предусматривает не подражание событиям прошлого, а именно изучение их и их последствий для того, чтобы не повторить их уже в настоящем.

  1. Принцип актуализации.

Любая информация, в том числе  и научная, в системе обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе некую объективную значимость и проецироваться на конкретные жизненные обстоятельства. Актуальность знаний и умений, как и обладание какими-то индивидуально-личностными особенностями, представляется в виде осознания их значимости и пользы для развития человека вообще и применительно к конкретным условиям окружающей реальности. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педагогического взаимодействия становится реально сознательной и активной.

  1. Принцип идентификации.

Его сущность - сделать некое знание, некую информацию, некое умение для ученика его собственным, то есть сделать так, чтобы ученик освоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в    котором он почувствовал бы какие-то созвучные его жизненному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и умений непосредственно к своей индивидуальности.

Принцип идентификации связан с принципом актуализации и проявляется, если учитель в своей деятельности руководствуется принципом разнообразия целей педагогического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удовлетворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индивидуальности,

Представляется, что данный принцип  напрямую формирует отношение ребенка  к себе, к окружающей действительности и к своей деятельности, что уже само по себе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отношения в значительной степени вовлечены и другие люди: родители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги.

  1. Опережающие потребности общества сущность, содержание и характер педагогической деятельности.

Сущность, содержание, формы работы педагога должны не только соответствовать  определенному социально-экономическому состоянию общества, его потребностям в подготовке человека определенного уровня, качества и специальности, но и опережать потребности общества на сегодняшний день.

Это своего рода работа на будущее, на отдаленный результат. Это же есть и  работа по формированию и развитию личностного творческого потенциала человека, как способность и готовность к каким-либо действиям в перспективе.

  1. Психотерапевтический характер педагогического взаимодействия.

Понимая психотерапию, прежде всего как заботу о душевном состоянии, как своеобразный уход за психикой человека, в связи с педагогической деятельностью учителя требуется следовать формуле «Не навреди себе и детям». Другими словами, нельзя, чтобы профессиональная деятельность учителя наносила психическую травму ребенку и самому педагогу.

  1. Положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия.

Психотерапевтический характер педагогического  взаимодействия порождает положительно окрашенный эмоциональный фон, на котором  и происходит обучение, научение, воспитание - развитие ребенка в целом. Сами по себе положительные эмоции еще  не есть психотерапия, но есть непременное  условие ненанесения психической  травмы учащимся. При соблюдении этого  условия особенно плодотворно реализуется гуманистическая сущность педагогического взаимодействия и все его принципы в целом.

Следует подчеркнуть, что положительный  эмоциональный фон педагогического взаимодействия есть именно фон, на котором происходит развитие познавательной деятельности учащихся, формирование их индивидуально-личностных качеств, а также создается прецедент общения и совместной деятельности как своеобразный образец - пример взаимодействия людей между собой.

  1. Принцип личностной органичности в отборе содержания и в выборе методик организации педагогического взаимодействия.

Ключевым понятием в этом принципе является выражение «личностная органичность», которая подчеркивает естественную, природную поведенческую реакцию педагога на все то, что происходит в педагогическом взаимодействии. Парадоксально, но даже некоторые           отрицательные свойства личности учителя, которые являются сущностью его индивидуальности, проявляемые органично по отношению к самому себе, к детям, ситуациям взаимодействия, могут восприниматься другими вполне положительно и не влиять в целом на плодотворность педагогического общения. Речь идет о таких индивидуально-личностных особенностях, как нетерпеливость, вспыльчивость одновременно с отходчивостью, эгоизмом, раздражительностью, чрезмерной увлеченностью чем-либо, уводящей от содержания урока - все в определенной мере.

Органичность поведения как  естественность проявления отношения к себе, к детям, к процессу взаимодействия и к его содержанию можно считать стержнем личности учителя, куда стягиваются все остальные параметры его психолого-педагогической и предметной подготовки, уровень образованности и культурности. Попытка учителя «изобразить» дружелюбие, заинтересованность в детях, демократизм отношений и тому подобное выступает против его личностной органики и является лицедейством, актерством, что сразу же чувствуется детьми, и веры такому учителю не будет.

Таковы наиболее важные принципы педагогического взаимодействия личностно ориентированной педагогики. Строя свою деятельность с опорой на них, учитель принимает те психологические установки своего         профессионального поведения, которые позволят ему придерживаться этих принципов. [1]

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированная педагогика играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на  развитие  личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную  среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда  ориентирована на природосообразность.

Личностный подход – это важнейший  принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия  индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его  активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
  3. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -  М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные параметры личностно-ориентированной педагогики