Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа
Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.
Уважаемый председатель,
уважаемые члены
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа, выполненная на тему: «Особенности формирования фонематических представлений детей пяти лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Научный руководитель: Каргаполова Н.М.
Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом, слоговом составе слова.
Предпосылки для успешного обучения
грамоте формируются в дошкольн
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект, предупредить вторичный и полностью подготовить их к обучению в школе. Это и определило актуальность нашего исследования.
Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Объект исследования – процесс развития фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН.
Предмет – содержание и методика работы по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Гипотеза - формирование фонематических представлений у детей с ФФНР будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.
Методологической основой исследования явились исследования А.Н. Гвоздева, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость. Дан анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, и современных образовательных программ по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН. Полученные данные могут быть использованы для работы воспитателей группы для детей с ФФНР, в специальных дошкольных учреждениях, а также родителями имеющих детей с нарушениями речи.
База исследования: МДОУ №19 комбинированного вида «Рябинка» г. Коркино, Челябинской области. Экспериментальное исследование проводилось в группе детей с нарушениями речи в возрасте 5 лет, имеющими логопедическое заключение ФФН речи.
Целью констатирующего этапа исследования было выявление способности осуществлять фонематический анализ слов на основе представлений детей дошкольного возраста.
При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:
I.Обследование звукопроизношения:
II.Исследование фонематического анализа и синтеза:
1. Анализ состава предложения.
2. Слоговой анализ и синтез слова.
3. Фонематический анализ и синтез слова.
4. Фонематические представления.
Рассмотрим результаты исследования звукопроизношения детей с ФФН в таблице 2:
Итак, из диаграммы видно, что чаще
всего у детей с ФФН
2. Исследование фонематического анализа и синтеза
Критерии оценки:
3 балла – задание выполнил;
2 балла – задание выполнено частично;
1 балл – задание выполнено с помощью логопеда;
0 баллов – задание не выполнено.
Рассмотрим состояние
Итак, из диаграммы видно,
что все 5 человек экспериментальной
группы продемонстрировали нарушения
фонематического восприятия в виде
замен и невозможности различен
Саша - не может различать на слух слоги та и да, на и ба, ка и га
Миша - путает слоги да и та, озвончает т, приглушает г
Таня - заменяет слоги ка на та и га на да
Женя - затрудняется в повторе всех слогов, г, д приглушает
Серёжа - затруднялась в повторе всех слогов, к,т озвончает
Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:
Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается нарушения развития фонематического анализа и синтеза. Самый низкий результат отмечен у Серёжи; средний уровень у 3 человек – Саши, Жени и Тани; Миша – показал результат в пределах двух баллов. Нормы не продемонстрировал никто из испытуемых.
Целью формирующего этапа исследования: коррекция фонематических представлений посредством игр, занятий, упражнений.
На всех этапах коррекции большое значение придавалось принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. При этом осуществлялись следующие принципы:
В начале проведения занятий, дидактических игр, артикуляционной гимнастики дети были скованными, иногда отказывались от выполнения заданий. Но постепенно у детей проявлялся интерес, они старались быть активными, эмоциональными на занятии, стремились четко выполнять инструкции.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи.
Состояние звукопроизношения
Итак из диаграммы видно, что у основной массы детей – все звуки поставлены, но требуется дальнейшая работа по автоматизации и дифференциации звуков.
Миша - [с] [ш], требуется работа по дифференциации, нет [р].
Таня - поставлены [с] [с’], [з] [з’], [л].
Женя – поставлены [с] [с’], нет [р].
Серёжа – поставлены [с] [с’], [л].
Фонематическое восприятие.
Итак, из диаграммы видно, что у всех детей экспериментальной группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия.
2. Исследование языкового анализа и синтеза
Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла.
Итак, из диаграммы видно, что у всех испытуемых отмечается улучшение состояния языкового анализа по всем параметрам. Низкий и средний уровень результат не отмечен ни у кого, все показали результат в пределах нормы.
Таким образом, изучение состояния языкового анализа и синтеза на контрольном этапе позволило сделать вывод, что по окончании коррекционной работы уровень данного показателя приблизился к норме у всех детей группы.
В целом по исследованию можно сделать вывод:
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений у детей с ФФН оказалась эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической сторон речи.