Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Работа состоит из  3 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа, выполненная на тему: «Особенности формирования фонематических представлений детей пяти лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Научный руководитель: Каргаполова Н.М.

 

Актуальность  исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом, слоговом составе слова.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.

Своевременное выявление детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект, предупредить вторичный и полностью подготовить их к обучению в школе. Это и определило актуальность нашего исследования.

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.

Задачи данной работы:

  1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
  3. Организовать экспериментальное обучение, используя в  теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
  4. Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Объект исследования – процесс развития фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН.

Предмет – содержание и методика работы по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Гипотеза  - формирование фонематических представлений у детей с ФФНР будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

Методологической основой  исследования явились исследования А.Н. Гвоздева, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Методы исследования.

  1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме;
  2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
  3. Наблюдения за детьми коррекционной группы и определение особенностей их речи;
  4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
  5. Анализ полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость. Дан анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, и современных образовательных программ по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН. Полученные данные могут быть использованы для работы воспитателей группы для детей с ФФНР, в специальных дошкольных учреждениях, а также родителями имеющих детей с нарушениями речи.

База исследования: МДОУ №19 комбинированного вида  «Рябинка» г. Коркино, Челябинской области. Экспериментальное исследование проводилось в группе детей с нарушениями речи в возрасте 5 лет, имеющими логопедическое заключение ФФН речи.

Целью констатирующего  этапа исследования было выявление способности осуществлять фонематический анализ слов на основе представлений детей дошкольного возраста.

При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:

I.Обследование звукопроизношения:

II.Исследование фонематического анализа и синтеза:

1. Анализ  состава предложения. 

2. Слоговой  анализ и синтез слова.

3. Фонематический анализ и  синтез слова.

4. Фонематические  представления.

    1. Особенности звукопроизношения.

Рассмотрим результаты исследования звукопроизношения детей с ФФН  в таблице 2:

Итак, из диаграммы видно, что чаще всего у детей с ФФН встречаются  нарушения звукопроизношения:

    • сигматизм - у Саши межзубное произнесение [с], [з], [ц]; Таня - боковое произнесение [с] [с’] [з] [з’], [ц];   у Жени, Серёжи межзубный [с] [с’] [з] [з’], [ц].
    • на втором месте ротацизм – у Саши отмечен горловой звук [р], у Миши и Жени – отсутствует [р].
    • отмечен ламбдацизм – у Тани и Серёжи отсутствует [л].
    • реже всего встречаются хитизм -  Серёжа отсутствие [х]. У Миши отмечено искаженное произнесение [ш] и [щ].

2. Исследование фонематического анализа и синтеза

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнил;

2 балла – задание выполнено  частично;

1 балл – задание выполнено  с помощью логопеда;

0 баллов – задание не выполнено.

Рассмотрим состояние фонематического  восприятия испытуемых:

Итак, из диаграммы  видно, что все 5 человек экспериментальной  группы продемонстрировали нарушения  фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов и слов. Рассмотрим какие затруднения испытывали дети:

Саша -  не может различать  на слух слоги та и да, на и ба, ка и га

Миша -  путает слоги  да и та, озвончает т, приглушает г

Таня  - заменяет слоги ка на та и га на да

Женя - затрудняется в повторе всех слогов, г, д приглушает

Серёжа  - затруднялась в повторе всех слогов, к,т озвончает

Затем мы провели исследование языкового  анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:

Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается нарушения развития фонематического анализа и синтеза. Самый низкий результат отмечен у Серёжи; средний уровень у 3 человек – Саши, Жени и Тани; Миша – показал результат в пределах двух баллов. Нормы не продемонстрировал никто из испытуемых.

Целью формирующего этапа  исследования: коррекция фонематических представлений посредством игр, занятий, упражнений.

На всех этапах коррекции большое значение придавалось  принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. При этом осуществлялись следующие принципы:

    • коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи
    • активизация речевой практики

В начале проведения занятий, дидактических игр, артикуляционной  гимнастики дети были скованными, иногда отказывались от выполнения заданий. Но постепенно у детей проявлялся интерес, они старались быть активными, эмоциональными на занятии, стремились четко выполнять инструкции.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи.

 Состояние звукопроизношения

Итак из диаграммы видно, что у основной массы детей – все звуки поставлены, но требуется дальнейшая работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Миша -  [с] [ш], требуется работа по дифференциации, нет [р].

Таня - поставлены [с] [с’], [з] [з’],  [л].

Женя – поставлены [с] [с’], нет [р].

Серёжа – поставлены [с] [с’], [л].

 

Фонематическое восприятие.

Итак, из диаграммы видно, что у всех детей экспериментальной  группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия.

2. Исследование языкового  анализа и синтеза

Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла.

Итак, из диаграммы видно, что у всех испытуемых отмечается улучшение состояния языкового анализа по всем параметрам. Низкий и средний уровень результат не отмечен ни у кого, все показали результат в пределах нормы.

Таким образом, изучение состояния  языкового анализа и синтеза  на контрольном этапе позволило  сделать вывод, что по окончании  коррекционной работы уровень данного показателя приблизился к норме у всех детей группы.

В целом по исследованию можно сделать  вывод:

    • Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;
    • Все фонемы дети правильно воспринимают и ваоспроизводят;
    • Дети научились определять кол-во слогов, звуков в слове, их последовательность и место их в слове, лучше определяет границы предложения.

 

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений у детей с ФФН оказалась эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической сторон речи.


Информация о работе Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием